Только представьте себе такую картину: начало девяностых, вы возвращаетесь домой из школы. Бросив рюкзак с учебниками и тетрадками в угол, вы включаете свой любимый ZX Spectrum, запускаете на нем «винду»… Стоп! На восьмибитном Zilog Z80 невозможно использовать ОС с GUI, пределом его функциональных возможностей всегда считалась довольно продвинутая, но скромная в плане интерфейса iS-DOS или TR-DOS. Да и объем оперативки от 48 до 256 килобайт не позволял особо разгуляться. Так, по крайней мере, принято считать, однако словацкий программист Mobisek Marek взялся разрушить этот стереотип, самостоятельно написав… практически настоящую Windows для ZX Spectrum. Получилось? Давайте посмотрим…
На самом деле, Марек, конечно, далеко не первый разработчик, решивший создать крутую операционку для «Спекки». Так, в начале 90-х в дождливом Питере писали «DomenOS» — оконную операционную систему для Spectrum с документацией в формате HTML. Она позволяла работать с несколькими окнами и со временем должна была обрасти комплектом полезных утилит, но разработку в конечном итоге забросили, поэтому до релиза DomenOS так и не дожила.
Похожая судьба сложилась и у других подобных проектов вроде NeOS и ChaOS — впрочем, о них уже
упоминали когда-то на Хабре. Некоторое развитие получила операционная система Doors\Aqua (судя по всему, название было выбрано в качестве стёба над Windows) — под ней вроде бы даже запускались какие-то приложения. Если не путаю, автор этого проекта родом из города Гродно, Беларусь.
На мой взгляд, наиболее далеко в создании GUI для «Спектрума» продвинулся разработчик MythOS: в 1998 году он писал графический редактор для ZX Spectrum с системой плагинов, что привело его в конечном итоге к идее выпустить свою операционку. Система поддерживала кооперативную многозадачность, разделяемую память между приложениями и оконную событийную модель. В ней можно было запустить сразу несколько программ, при этом каждая загружалась в собственную страницу верхней памяти, а на экране могло отображаться несколько окон одновременно. Для MythOS был написан набор файловых утилит, встроенный отладчик, создатели выпустили для нее «Сапёра» и почти закончили собственный ассемблер. Оценить MythOS в работе позволяет вот это видео.
Однако, по словам основателей проекта, угасание популярности ZX Spectrum, а также нехватка времени на разработку приложений привели к тому, что MythOS оказалась в конечном итоге заброшена.
В общем, ни одна подобная ОС так, к сожалению, и не дожила до полноценного релиза, оставшись на стадии прототипов. Прежде всего, это связано с объективными сложностями: необходимостью обеспечить поддержку дисковых накопителей, создать собственную файловую систему, ядро, подсистему ввода-вывода, написать огромное количество софта, включая средства разработки… Ну и, конечно же, ограниченные аппаратные ресурсы ZX Spectrum добавляют определенной остроты в это блюдо. Кроме того, и сам компьютер объективно нельзя назвать сверхпопулярным в наши дни — в основном, с ним возятся коллекционеры, ретрогеймеры и прочие любители старины.

Тем не менее, всё это ничуть не смутило Мобишека Марека. Его операционная система, которую он пишет для себя в качестве хобби на клоне ZX Spectrum под названием Didaktik Kompakt, — уже вполне работоспособный проект. Didaktik Kompakt — машина со встроенным 3,5-дюймовым дисководом на 720 килобайт, которая выпускалась в 1992 году словацким предприятием Didaktik Skalica из города Скалица. Эта фирма производила домашние персоналки еще с середины 80-х. Помимо дисковода от своего предшественника, Didaktik M, компьютер Марека отличается наличием параллельного порта для подключения принтера и возможностью расширения ОЗУ до 256 Кбайт.
ZX Windows Professional от Мобишека Марека загружается с дисковода, после чего пользователь может наблюдать характерную заставку.
В процессе загрузки есть возможность выбрать режим работы системы.
Операционка имеет Рабочий стол с набором значков и вполне узнаваемую Панель задач. Правда, основным инструментом управления здесь является не мышь, а клавиатура: все действия в интерфейсе «привязаны» к соответствующим «хоткеям».
Название из заголовка открытого окна отображается в Панели задач, все как у взрослых.
При этом на экране можно открыть сразу несколько окон.
Окна имеют контекстные меню и другие стандартные элементы управления.
При нажатии на кнопку Start (вернее, на клавишу «S») открывается… Ну да, до боли знакомое Главное меню.
Есть и набор «стандартных» утилит, даже самая важная в ОС Windows — winver.
Эта операционка позволяет работать сразу с несколькими дисковыми накопителями.
Она имеет даже встроенную справочную систему.
Для запуска приложения можно выбрать место расположения программы в специальном окне.
Ну, и помимо графического интерфейса, позволяющего пользователю взаимодействовать с системой, эта ОС оснащена пошаговым инсталлятором, сопровождающим процесс установки.
Посмотреть на созданную Мобишеком Мареком операционную систему в работе можно вот на этом видео.
К сожалению, автор не выкладывает разработанный им продукт для публичного тестирования, поэтому скачать и оценить его функции никакой возможности нет. Сам Марек пишет, что для него это — пет-проект, которым он занимается в свободное время ради собственного удовольствия. И проект, надо сказать, очень интересный: если бы в 1992 году на моем «Спектруме» была такая операционка, я бы, наверное, не поменял его на более продвинутый IBM PC.
Статья поддерживается командой Serverspace.
Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.
IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR