Загрузка es-модулей в браузерные приложения
- четверг, 27 июня 2024 г. в 00:00:02
Мне тут на днях попеняли, что, мол, я не в курсе, "что из esm до сих пор нельзя собрать бандл без транспиляции". Ну что я могу сказать... я действительно не в курсе :) На мой взгляд, es-модули придумали как раз для того, чтобы загружать по мере необходимости JS-код непосредственно в браузер, и собирать модули в бандлы - это, ну... как гладить кошку против шерсти.
Я понимаю, что традиции / привычки / требования бизнеса / обратная совместимость / корпоративная этика и т.п. говорят о том, что код для браузерных приложений должен поставляться в бандлах и точка! Тем не менее, в некоторых случаях (малые приложения, быстрое прототипирование, распределённая разработка) сборка бандлов является излишней и код в браузер можно и нужно загружать непосредственно в виде es-модулей.
В качестве примера я приведу код приложения, состоящего из одного файла, который все необходимые модули загружает через unpkg.com (глобальный CDN для npm-модулей). Можно весь свой код оформить в виде набора npm-пакетов, а у своего хостера держать только один головной файл index.html. Демо-приложение довольно бесполезное с практической точки зрения - я взял два первых попавшихся, несвязанных между собой, npm-пакета, которые написаны в виде es-модулей:
store-esm: хранение данных в браузере в виде "ключ/значение" (первые версии оригинального пакета вышли в 2010-м году, сейчас пакет популярностью не пользуется);
@cloudfour/twing-browser-esm: использование Twig-шаблонов в браузере.
Главное в них, что это не специально мной созданные для демонстрации пакеты, а действительно первые попавшиеся. Первый пакет (store-esm
) состоит из отдельных es-модулей, второй пакет (@cloudfour/twing-browser-esm
) - самый что ни на есть бандл в виде одного единственного es-модуля "весом" в 1.7Мб, чисто для сравнения поведения модулей в браузере.
<!DOCTYPE html>
<html lang="en">
<head>
<meta charset="UTF-8">
<title>The static import</title>
<script type="module">
// IMPORT
import engine from 'https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/src/store-engine.js';
import storages from 'https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/storages/all.js';
import plugins from 'https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/plugins/all.js';
import {
TwingEnvironment,
TwingLoaderArray
} from 'https://unpkg.com/@cloudfour/twing-browser-esm@5.1.1/dist/index.mjs';
// FUNCS
function useStore(engine, storages, plugins) {
const store = engine.createStore(storages, plugins);
store.set('user', {name: 'Alex Gusev'});
console.log(store.get('user'));
}
function useTwing(TwingEnvironment, TwingLoaderArray) {
const templates = {
'index.twig': `
<h1>{{ title }}</h1>
<p>{{ message }}</p>
`
};
const loader = new TwingLoaderArray(templates);
const twing = new TwingEnvironment(loader);
const context = {
title: 'Hello, guys!',
message: 'Welcome to using Twing in the browser.'
};
twing.render('index.twig', context).then((output) => {
document.body.innerHTML = output;
}).catch((err) => {
console.error('Error rendering template:', err);
});
}
// MAIN
useStore(engine, storages, plugins);
useTwing(TwingEnvironment, TwingLoaderArray);
</script>
</head>
<body></body>
</html>
Код загрузки es-модулей и их использования:
<script type="module">
// IMPORT
import engine from 'https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/src/store-engine.js';
import storages from 'https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/storages/all.js';
import plugins from 'https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/plugins/all.js';
import {
TwingEnvironment,
TwingLoaderArray
} from 'https://unpkg.com/@cloudfour/twing-browser-esm@5.1.1/dist/index.mjs';
// FUNCS
function useStore(engine, storages, plugins) {...}
function useTwing(TwingEnvironment, TwingLoaderArray) {...}
// MAIN
useStore(engine, storages, plugins);
useTwing(TwingEnvironment, TwingLoaderArray);
</script>
Использование CDN unpkg.com значительно снижает требования к собственному хостеру, а если хостер "берёт денег" за объём скачиваемой информации, то тут уже видна и явная финансовая выгода.
Оптимизация использования интернета за счёт возможности кэширования на разных уровнях GET-запросов к единому источнику. Это преимущество из области "защита окружающей среды при помощи сортировки мусора на собственной кухне", и тем не менее, на больших объёмах оно работает.
Возможность использования разных версий одного и того же пакета в разных частях приложения. Когда я интегрировал различные плагины в электронные магазины на платформе "Magento", количество различных экземпляров библиотеки jQuery, которые плагины тянули с собой, иногда поднималось под десяток. У бекэнд-приложений, собираемых при помощи npm, это вызвало бы конфликт версий, а в браузере - пожалуйста. Я уверен, что и при сборке бандла так же можно, но думаю, что цена решения вопроса будет чуть выше, чем просто указать номер версии в адресе экспорта.
Ну и самое главное лично для меня преимущество - возможность работать в браузерном приложении с тем же кодом, что и в IDE. Да, конечно же "сорсмапы врдое бы уже изобрели", но на мой взгляд отладка с сорсмапами, это как битва Персея с Медузой Горгоной с её визуализацией через полированный щит. Если бы Персей мог обходиться без щита, оно было бы тупо быстрее.
Основные недостатки проистекают из основных преимуществ. Вместо того, чтобы загрузить в браузер один большой файл, приходится загружать много маленьких. Это хорошо видно на примере twing-библиотеки:
В сжатом состоянии бандл весом в 1.7Мб занимает 487Кб и загружается 124мс из которых 18.36мс занимает ожидание ответа сервера и 104.64мс - загрузка содержимого:
Следующий за ним util.js
весит почти в 500 раз меньше, а время загрузки меньше всего в два раза:
Основные потери времени - ожидание ответа сервера, что в случае большого количества es-модулей (файлов) складывается в приличное суммарное время. Это несколько сглаживается наличием дискового кэша браузера:
и очень сильно - наличием кэша в оперативной памяти:
Если приложению для первоначального запуска нужны абсолютно все модули, то смысла в загрузке файлов по-одиночке нет, выгоднее бандлом. А вот если приложение допускает подгрузку модулей пакетами по паре десятков штук, то есть смысл загружать и помодульно.
Преимущества динамического импорта перед статическим в том, что у нас появляется возможность связывать весь наш код не только на этапе его написания, но и на этапе его выполнения:
const rnd = Math.floor(Math.random() * 2);
if (rnd) {
const {default: engine} = await import('https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/src/store-engine.js');
const {default: storages} = await import('https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/storages/all.js');
const {default: plugins} = await import('https://unpkg.com/store-esm@3.0.0/plugins/all.js');
useStore(engine, storages, plugins);
} else {
const {
TwingEnvironment,
TwingLoaderArray
} = await import('https://unpkg.com/@cloudfour/twing-browser-esm@5.1.1/dist/index.mjs');
useTwing(TwingEnvironment, TwingLoaderArray);
}
В приведённом выше примере в случайном порядке загружается либо пакет store-esm
, либо пакет @cloudfour/twing-browser-esm
.
Как следствие, при помощи динамического импорта мы можем не только уменьшить количество загружаемого в браузер кода, но, и что гораздо важнее, можем в режиме выполнения решать, какую имплементацию функционала подгружать - например, аутентификацию по паролю или по отпечатку пальца. Или загружать UI-компоненты в зависимости от прав текущего пользователя и установленных в приложении плагинов.
В общем, если статический импорт es-модулей в браузерных приложениях можно было бы сравнить с перемещением по поверхности земли, то динамический импорт добавляет нам третье измерение - даёт возможность летать. В принципе, ничего не мешает при помощи динамического импорта использовать в нашем одностраничном приложении любой пакет из имеющихся на unpkg.com (если он написан в es-модулях и для браузера, разумеется).
Ну, а раз уж мы "легализовали" использование es-модулей в браузере и даже перешли от "статического связывания кода на момент его написания" к "динамическому на момент его выполнения", то тут уже остаётся всего пару шагов до окончательного грехопадения - до использования в коде инверсии контроля через внедрение зависимостей.
Вот содержимое типового es-модуля из тех, которые я использую в своих приложениях:
export default class Fl32_Auth_Front_Mod_User {
/**
* @param {Fl32_Auth_Front_Defaults} DEF
* @param {TeqFw_Core_Shared_Api_Logger} logger - instance
* @param {TeqFw_Web_Api_Front_Web_Connect} api
* @param {Fl32_Auth_Shared_Web_Api_User_Create} endUserCreate
* @param {Fl32_Auth_Shared_Web_Api_User_ReadKey} endReadKey
* @param {Fl32_Auth_Shared_Web_Api_User_Register} endUserReg
* @param {Fl32_Auth_Front_Mod_Crypto_Key_Manager} modKeyMgr
* @param {Fl32_Auth_Front_Mod_Password} modPassword
* @param {Fl32_Auth_Front_Store_Local_User} storeUser
*/
constructor(
{
Fl32_Auth_Front_Defaults$: DEF,
TeqFw_Core_Shared_Api_Logger$$: logger,
TeqFw_Web_Api_Front_Web_Connect$: api,
Fl32_Auth_Shared_Web_Api_User_Create$: endUserCreate,
Fl32_Auth_Shared_Web_Api_User_ReadKey$: endReadKey,
Fl32_Auth_Shared_Web_Api_User_Register$: endUserReg,
Fl32_Auth_Front_Mod_Crypto_Key_Manager$: modKeyMgr,
Fl32_Auth_Front_Mod_Password$: modPassword,
Fl32_Auth_Front_Store_Local_User$: storeUser,
}
) {...}
}
В нём нет ни статических, ни даже динамических импортов. В конструкторе класса описываются все зависимости, которые нужны объектам этого класса для работы. В таком виде es-модуль может быть использован и в браузере, и в nodejs-приложении - нужно при вызове конструктора создать все требующиеся зависимости и передать их через параметры. Это может сделать либо программист, вручную, либо Контейнер Объектов, автоматически - согласно правилам преобразования идентификаторов зависимостей в пути к исходникам.
"IoC через DI" очень давняя технология, можно сказать почти древняя. Очень широко использовалась в PHP (Magento, Zend, Symfony, ...) и до этого в Java (Spring). Это из того, что я лично пользовал. В PHP даже есть стандарт для описания интерфейса контейнера объектов - PSR-11. Разработчики на C# Mark Seemann и Steven van Deursen книгу про DI написали, где очень подробно объяснили плюсы/минусы технологии и сравнили с другими IoC-подходами. В общем, "IoC через DI" давно завоевала и прочно утвердила свою репутацию во многих языках программирования.
С учётом возможности преобразования, в зависимости от контекста, в Контейнере Объектов одних идентификаторов в другие, а также с учётом возможности постобработки готовых объектов перед их внедрением, можно сказать что разработка приложения с использованием DI настолько же сильно отличается от разработки с использованием динамического импорта, насколько разработка с использованием динамического импорта отличается от разработки с использованием только статического.
Я действительно не использую транспиляцию для сборки бандла из es-модулей, я загружаю es-модули в браузер напрямую. А для ускорения этого процесса я на live-сервере собираю обычный zip-архив из файлов, которые предполагается использовать на фронте, загружаю его на клиента и распаковываю в cacheStorage браузера. После чего использую этот кэш в Service Worker'е при обращениях к esm.
Ну, как-то так получилось, что у меня и бандл из esm есть, и транспиляции нет.
Подход к загрузке es-модулей, описанный в данной статье, не является общепринятым в JS-коммьюнити и не может быть рекомендован для повседневного употребления. Используйте его по своему усмотрению. Все примеры надуманные и не несут практической пользы.