javascript

Зачем нужен шаблон Render props в React?

  • понедельник, 27 января 2025 г. в 00:00:03
https://habr.com/ru/articles/876758/

Предисловие

Не часто приходится встречать людей, которые понимают зачем он нужен и ещё реже попадаются проекты, в которых его используют. А шаблон-то очень полезный!

В этой статье вы поймёте как он устроен, зачем он нужен и на примерах научитесь его правильно применять.

Как он устроен?

Главная смысл шаблона - передача в качестве props функции, которая будет принимать какие-то данные от дочернего компонента и отрисовывать их так, как будет указано в родительском.

Например:

const ParentComponent = () => {
  return (
    <ChildComponent
      render={(text) => <h1>{text}</h1>}
    />
  );
};

const ChildComponent = ({ render }) => {
  const text = "Hello World";
  return <div>{render(text)}</div>;
};


  
// Получаем такой код
<div>
  <h1>Hello World</h1>
</div>


  
// В качестве названия рендер-пропса можно использовать
// любой текст. "render" в примере используется исключительно 
// в целях удобства понимания.

На 4 строке видно, что переданный text из ChildComponent мы отрисовываем внутри <h1> тега, но это всего лишь наименьшая обёртка, сделанная для простоты примера. Мы можем манипулировать получаемыми данными как-угодно!

Например, добавить какой-то статический текст или стили:

const ParentComponent = () => {
  return (
    <ChildComponent
      render={(text) => {
        return (
          <div style={{color: "#7d7d7d"}}>
            <h1>{text}</h1>
            <div>Какое-то описание...</div>
          </div>
        )
      }}
    />
  );
};

const ChildComponent = ({ render }) => {
  const text = "Hello World";
  return <div>{render(text)}</div>;
};



// Получаем такой код
<div>
  <h1 style="color: #7d7d7d;">Hello World</h1>
  <div>Какое-то описание...</div>
</div>

Зачем он нужен?

Как видно из примера выше, данный шаблон даёт нам больше гибкости в том, как мы можем отобразить содержимое нужного нам компонента.

Это может быть особенно удобным в тех случаях, когда у нас есть компонент с каким-то определённым UI и какой-то определённой "логикой" внутри, но на отдельных страницах его UI должен быть чуточку другим, а механизм работы должен остаться тем же.

Гипотетический пример

Для разминки сначала разберём простой гипотетический пример со счётчиком кликов.

У нас есть базовая "логика" в виде count, setCount и increment. И мы сразу прокидываем эту логику наружу к внешнему компоненту при помощи функции render:

const ClickCounter = ({ render }) => {
  const [count, setCount] = useState(0);

  const increment = () => setCount(count + 1);

  return <div>{render({ count, increment })}</div>
};

Во внешнем компоненте мы эти данные получаем и отрисовываем любым удобным для нас образом:

<ClickCounter
  render={({ count, increment }) => (
    <div>
      <h2>Кастомный счётчик</h2>
      <p>Количество кликов: {count}</p>
      <button onClick={increment}>Прибавить 1</button>
    </div>
  )}
/>

Реальные примеры

До этого мы рассматривали примеры только с обязательным пропсом render. Но мы также можем сделать его необязательным и отрисовывать какой-то UI по-умолчанию в том случае, если он не был передан. В следующих трёх примерах мы как раз рассмотрим этот подход.

1. <Form />

Рассмотрим вот такой компонент для отправки введённых значений. Он хранит в себе функции handleChange и handleSubmit для обработки данных, а также UI, который рендерится самостоятельно в том случае, если функция render не была передана внутрь, иначе данные пробрасываются наружу и могут быть отрендерены как-угодно компонентом выше.

const Form = ({ initialValues, render }) => {
  const [values, setValues] = useState(initialValues);

  const handleChange = (event) => {
    const { name, value } = event.target;
    setValues((previousValues) => ({ ...previousValues, [name]: value }));
  };

  const handleSubmit = (event) => {
    event.preventDefault();
    console.log("Отправленные значения", values);
  };

  if (render) {
    return render({
      values,
      handleChange,
      handleSubmit,
    });
  } 
    
return (
  <form onSubmit={handleSubmit}>
    {Object.keys(initialValues).map((key) => (
      <div key={key}>
        <label>
          <div>{key[0].toUpperCase() + key.slice(1)}:</div>
          <input
            type="text"
            name={key}
            value={values[key]}
            onChange={handleChange}
          />
        </label>
      </div>
    ))}
    <button type="submit">Отправить</button>
  </form>
  );
};

Чтобы получить UI, который компонент предоставляет по-умолчанию, мы можем воспользоваться вот такой конструкцией:

<Form initialValues={{ username: "", email: "" }} />

Если нам понадобится кастомный UI, то мы можем воспользоваться пропсом render:

<Form
  initialValues={{ username: "", email: "" }}
  render={({ values, handleChange, handleSubmit }) => (
    <form onSubmit={handleSubmit}>
      <h2>Кастомная форма</h2>
      
      <div>
        <label>
          <div>Пользователь:</div>
          <input
            type="text"
            name="username"
            value={values.username}
            onChange={handleChange}
          />
        </label>
      </div>

    <div>
      <label>
        <div>Электронная почта:</div>
        <input
          type="email"
          name="email"
          value={values.email}
          onChange={handleChange}
        />
      </label>
    </div>

    <button type="submit">Отправить</button>
  </form>
  )}
/>

2. <Pagination />

Компонент пагинации по способу определения компонента аналогичен Form, но содержит другую "логику":

const Pagination = ({ totalItems, itemsPerPage, render }) => {
  const [currentPage, setCurrentPage] = useState(1);
  const totalPages = Math.ceil(totalItems / itemsPerPage);

  const goToPage = (page) => {
    if (page >= 1 && page <= totalPages) {
      setCurrentPage(page);
    }
  };

  if (render) {
    return render({ currentPage, totalPages, goToPage });
  }
    
  return (
    <div>
      <p>
        Страница {currentPage} из {totalPages}
      </p>
      <button
        onClick={() => goToPage(currentPage - 1)}
        disabled={currentPage === 1}
      >
        Назад
      </button>
      <button
        onClick={() => goToPage(currentPage + 1)}
        disabled={currentPage === totalPages}
      >
        Вперёд
      </button>
    </div>
  );
};

Определение компонента с UI, предоставляемым по-умолчанию:

<Pagination totalItems={100} itemsPerPage={10} />

Определение компонента с кастомным UI:

<Pagination
  totalItems={100}
  itemsPerPage={10}
  render={({ currentPage, totalPages, goToPage }) => (
    <div>
      <h2>Кастомная пагинация</h2>
      <button onClick={() => goToPage(1)} disabled={currentPage === 1}>
        Первая
      </button>
      <button
        onClick={() => goToPage(currentPage - 1)}
        disabled={currentPage === 1}
      >
        Назад
      </button>
      <span>
        Страница {currentPage} из {totalPages}
      </span>
      <button
        onClick={() => goToPage(currentPage + 1)}
        disabled={currentPage === totalPages}
      >
        Вперёд
      </button>
      <button
        onClick={() => goToPage(totalPages)}
        disabled={currentPage === totalPages}
      >
        Последняя
      </button>
    </div>
  )}
/>

3. <CopyToClipboard />

Компонент CopyToClipboard также аналогичен предыдущим двум по способу определения компонента, но содержит другую "логику" внутри:

const CopyToClipboard = ({ text, render }) => {
  const [copied, setCopied] = useState(false);

  const handleCopy = async () => {
    try {
      await navigator.clipboard.writeText(text);
      setCopied(true);
      setTimeout(() => setCopied(false), 2000);
    } catch (error) {
      console.error("Ошибка копирования текста:", error);
    }
  };

  if (render) {
    return render({ copied, handleCopy });
  }

  return (
    <div>
      <p>Текст для копирования: {text}</p>
      <button onClick={handleCopy}>
        {copied ? "Скопировано!" : "Скопировать"}
      </button>
    </div>
  );
}

Определение компонента с UI, предоставляемым по умолчанию:

<CopyToClipboard text="https://example.com" />

Определение компонента с кастомным UI:

<CopyToClipboard
  text="https://example.com"
  render={({ copied, handleCopy }) => (
    <div style={{ display: "flex", alignItems: "center", gap: "10px" }}>
      <input
        type="text"
        value="https://example.com"
        readOnly
        style={{ padding: "5px", width: "300px" }}
      />
      <button onClick={handleCopy}>
        {copied ? "Скопировано!" : "Копировать"}
      </button>
    </div>
  )}
/>

Render props VS Пользовательские хуки

Опытный разработчик скорее всего заметит, что данный подход очень похож на подход с использованием пользовательских хуков. И, да, так и есть, эти подходы имеют очень много общего.

Так, ClickCounter из примера выше, можно было бы переделать таким образом:

const useClickCounter = () => {
  const [count, setCount] = useState(0);

  const increment = () => setCount(count + 1);

  return { count, increment };
};

И использовать вот так:

const SomeComponent = () => {
  const { count, increment } = useClickCounter();

  return (
    <div>
      <h2>Кастомный счётчик</h2>
      <p>Количество кликов: {count}</p>
      <button onClick={increment}>Прибавить 1</button>
    </div>
  );
};

Но всё же, подходы не равны на 100% и у каждого есть как свои преимущества, так и недостатки.

Плюсы Render props:

  1. Возможность неограниченного переиспользования логики компонента с другим UI без надобности создания клона компонента.

  2. Компонент не перегружается теми UI, которые ему не нужны и используются только в единичных случаях.

Минусы Render props:

  1. При использовании сложных или вложенных друг в друга Render props ухудшается читабельность кода.

Плюсы пользовательских хуков:

  1. Возможность переиспользования "логики" между разными компонентами.

Плюсы пользовательских хуков:

  1. В случае, когда на странице необходимо отрендерить большое количество однотипных элементов, но с небольшими различиями в UI, придётся для каждого создать отдельный компонент или под каждый такой блок кода сверху родительского компонента объявить пользовательский хук, что является нежелательным, так как каждое изменение состояния даже в одном из множества таких хуков будет вызывать перерендеринг всего компонента.

Итог

Как вы могли заметить из примеров выше, шаблон Render props - это очень полезная фича! Иногда её действительно можно использовать вместо пользовательских хуков, а иногда можно комбинировать вместе.