habrahabr

Вы не захотели бы жить в античном городе

  • вторник, 21 октября 2025 г. в 00:00:09
https://habr.com/ru/articles/957920/

Я неоднократно замечал в комментариях в интернете, как люди, увидев в реалиях прошлого схожести с современностью, начинали переносить на них опыт жизни в наше время. С античностью это тем проще, что период расцвета Римской империи превратился в масс-медиа-лубок: яркий, красивый, но не отражающий реальность.

Проблема во многом в том, что за последние 100 лет благодаря техническому прогрессу наш образ жизни (по крайней мере в странах первого-второго мира) настолько сильно изменился, что у большинства моих сверстников попросту нет актуального опыта жизни в условиях, приближенных к тем, что были не то что в античность, а хотя бы 100 лет назад. Одно только наличие электричества радикально меняет весь образ жизни, а ведь таких изменивших всё технологий сегодня очень много. А уж городская жизнь в наши дни вообще мало напоминает таковую в Риме. Так, сегодня уровень жизни обычного жителя по большей части параметров превосходит таковой у античной элиты. Между нашим временем и античностью настоящая пропасть в уровне жизни и комфорта. Поэтому давайте рассмотрим поближе, как же жили люди в «лучшем городе на земле» — Риме, и почему вы бы не захотели там жить.

Естественно, что речь пойдет о простом населении, а не об элитах, хотя их жизнь мы тоже мельком затронем. Всё же, если и сравнивать, то нужно не с лучшими, а с средним по больнице. А средний римлянин живет в «чуде античности» — инсуле. Я не раз, и не два видел восхищение людей тем, что в Риме умели строить жилые здания в 5-9 этажей. Действительно, с инженерной точки зрения, это задача не самая простая, но не исключительная. Ведь инсула — это явление того же корня, что и современные человейники: попытка извлечь максимум прибыли из минимума территории. Причина этого лежит в том, что в города стекались большие количества людей за работой, которая там была. Общественный транспорт ещё не изобрели, сама территория города была ограничена обычно стенами и банальной возможностью жителя добраться до места работы. Поэтому бесконечно расширяться вширь было невозможно, но можно было вверх.

Инсулы были римским ответом на вопрос «Как поселить кучу людей на минимуме земли?». Эти «хрущевки» были исключительно коммерческими жилищами, поэтому строились побыстрее и подешевле: значительную часть их конструкции составляло дерево, имевшее привычку гнить, рассыхаться и гореть. Поэтому обычно инсулы раз в несколько десятков лет сносились, часто после пожаров или обрушений, и строились заново.

Первый этаж инсул обычно был отдан под разные лавки торговцев. Второй был самым престижным — лифтов ведь ещё не изобрели, так что на него было подняться проще всего, а в случае пожара, которые были явлением очень нередким, оттуда быстрее всего было сбежать. Кроме того, квартиры на втором этаже могли, но далеко не всегда, похвастаться водопроводом — так как вода текла самотёком, то она могла подниматься лишь на ограниченную высоту. Средний размер квартиры был от 50 до 100 квадратных метров. Естественно, что такие хоромы были крайне дорогими и жить в них могли только представители среднего класса или управляющие инсул.

При этом даже такое жилье не поражало воображение роскошью: за неё отдувалась простенькая черно-белая мозаика на полу, да те личные вещи, которые хозяин выставлял на показ. Чем выше была квартира — тем менее престижной она считалась и тем меньшего размера была. На верхних этажах квартиры представляли собой коммуналки, где комнаты делили загородками и циновками на отдельные клетушки. Чем выше, тем больше людей в них ютилось. Так как водопровода тут не было, то если квартиры и мыли, то очень редко, ведь воду нужно было тащить от ближайшего общественного фонтана или водопроводного крана.

Освещение в инсулах было преимущественно естественное. Хорошее искусственное освещение тоже было привилегией богатых. Основными источниками искусственного света были масляные лампы и свечи. Стоили они относительно дёшево только в местах производства масла, например в Африке. Поэтому, как отмечал святой Августин, если в римском Карфагене свет ночью можно было увидеть даже в бедняцких жилищах, то вот Рим встречал тёмными окнами.

Чтобы в комнаты попадал свет солнца, все жилые помещения были расположены вдоль внешних стен. Обеспеченные жильцы на 2 этаже могли себе позволить стекло, бедняки обычно обходились ставнями с сеткой или плотными занавесками. Инсулы обычно строили тесно друг к другу, поэтому в комнатах вдоль боковых стен окна выходили в узенький проулок, где солнце можно было увидеть лишь несколько минут в день.

Так как домового отопления тоже ещё не придумали, то отапливались жаровнями. Знаменитый «теплый пол» — гипокауст — был удовольствием крайне дорогим, доступным только богачам, и мог подогревать хорошо только нижний этаж. При этом, чтобы было комфортно, в богатых домах всё равно активно использовали жаровни. А теперь представьте себе, каково было беднякам зимой, когда, чтобы был свет, нужно было открыть ставни, но тогда будет холодно, а если закрыть их — будет темно. Еду, если готовили, то тоже прямо тут — на той же самой жаровне. Поэтому стены и потолок быстро покрывались копотью, делая помещения темными и неприятными. А кроме того, жаровни служили типичной причиной пожаров в инсулах.

Устройство гипокауста и причина по которой он был дорогим удовольствием.
Устройство гипокауста и причина по которой он был дорогим удовольствием.

На фоне среднестатистического жилища небогатого римлянина современная студия в «пиковском» человейнике выглядит ни много ни мало дворцом — она чистая, светлая, большая, с горячей водой (!), канализацией и электрическим освещением, дающим столько же света сколько днем! А по современным меркам верхние этажи инсул смотрелись бы как типичный бомжатник. Грязно, темно, чем-то неприятно пахнет. При этом жилища в инсулах и студии в человейниках с поправкой на эпоху — это жильё одной ценовой категории. А разница колоссальна. Сегодня мы проводим огромную часть времени дома, потому что тут комфортно. Простые римляне большую часть дня проводили где угодно, но не дома.

Современная квартира
Современная квартира

Ещё одним специфичным нюансом был запах. Римляне к нему привыкли, но для нас античный город пах бы не очень приятно. Канализации в современном понимании не было. Римская канализация (в том числе знаменитая Большая клоака) была скорее ливнёвкой-переростком. Её появление было вызвано тем, что центр города (форум и окрестности) находился в низине, которую регулярно затапливало то разливами Тибра, то дождями. А потому пришлось делать дренаж, который со временем стал использоваться для стока ещё и лишней водопроводной воды, а также содержимого общественных туалетов и купален. Также сделать отвод стоков в канализацию могли позволить себе жители богатых домов, но стоило это очень недёшево.

А вот всем остальным предлагалось ходить дома в горшок, а потом куда-то его сливать. В инсулах часто на первом этаже были сосуды для мочи, которую потом использовали для дела. Такие же сосуды стояли на перекрестках некоторых улиц, как то обнаружили в Помпеях археологи. Закон запрещал выплескивать содержимое ночных горшков на улицу, однако это не мешало жителям постоянно сталкиваться с данным явлением.

Кому-то очень не повезло. В принципе, пострадавший мог либо сам пойти набить морду тому, кто вылил на него помои. А мог запомнить окно, найти местного магистрата и нажаловаться ему, тогда виновнику грозил штраф. Если только выливал он из своего окна...
Кому-то очень не повезло. В принципе, пострадавший мог либо сам пойти набить морду тому, кто вылил на него помои. А мог запомнить окно, найти местного магистрата и нажаловаться ему, тогда виновнику грозил штраф. Если только выливал он из своего окна...

Вообще римские представления о санитарии были крайне примитивны. После принятия пищи нормой было выкинуть отходы или недоеденное на пол или на уличный тротуар. В домах обычно мусор быстро убирали, а вот улицы — нет. В городах античности были специальные люди, которые убирали и вывозили мусор с улиц, но делали они это не круглосуточно и даже не всегда ежедневно. За летний день на улицах могло скопиться довольно много объедков, которые на жаре начинали благоухать, привлекая к себе толпы мух. К ним добавлялись выплёскиваемые из домов помои. Поэтому лёгкая вонь нечистот была обычным спутником городов, особенно летом.

А где нечистоты, там и болезни. Тем более что и римские представления о гигиене были тоже на крайне зачаточном уровне. Помните, я упоминал, что мочу жителей инсул пускали в дело? Так вот, ей стирали вещи! Также мочу использовали и для ополаскивания полости рта (хочется верить, что свою), так как считалось, что это полезно и отбеливает зубы. Вообще в чужих естественных жидкостях римляне угрозы не видели, поэтому нормально относились к тому, что цирюльник чистил лезвие собственной слюной, в общественных уборных приходилось подтираться одной и той же губкой всем, хотя её хоть вымачивали перед этим в уксусе или споласкивали проточной водой. Часть религиозных церемоний требовали испачкаться в крови животных. Понятное дело, что грязь старались смывать. Но вот просто мыть руки и менять уличную одежду на домашнюю считалось необязательным. Кроме того, в эпоху до появления холодильников хранение еды, особенно мяса, было крайне проблематично, а так как само по себе мясо было недёшево, то ели даже то, что с душком.

Общественный туалет и общественные же губки для подтирания задницы
Общественный туалет и общественные же губки для подтирания задницы

Сами понимаете, что при таких вводных, в условиях скученности населения, города были идеальны для разного рода эпидемий. Но знания медицины той эпохи не давали никаких средств для борьбы с ними. Лучшим советом при болезни было помолиться богам и принести жертву. Иногда это даже помогало. Но чаще — нет. Поэтому даже банальная сегодня простуда до появления современных медицинских средств могла легко унести жизнь из-за осложнений. А грипп косил население куда лучше нашего ковида. И перед болезнями равны были все — богатые и бедные, так как разрыв в качестве медицины в данном случае был минимален. Чего уж там, помереть в ту эпоху от столбняка или укуса змеи было тоже обыденной вещью, так как лекарств не было. Да даже стаканчик холодной воды в жару мог стать причиной проблем...

Археологи отмечают, что почти на всех костях жителей античного Рима обнаружены признаки повторяющихся случаев болезней или недоедания. Последнее тоже было бичом античности. Город Рим требовал колоссального количества еды ежедневно и полностью зависел от подвоза извне. Любые перебои с поставками тут же вызывали рост цен, делавший еду ещё более недоступной. Подобные случаи были регулярны настолько, что властям пришлось создавать алиментарную систему для того, чтобы снабжать едой бедняков, которых насчитывалось в городе до 400 тысяч (до трети населения!). Однако государственные раздачи давали лишь базовый минимум, чтобы просто не умереть с голоду.

При этом, как опять же отмечают археологи, многие римляне, судя по всему, питались не очень хорошо. Несмотря на то, что химозы в еде не было, для бедняков доступна была в основном самая дешевая и однообразная пища: хлеб, каши из зерна, летом овощи и фрукты, а также посредственное вино. Недоедание было вечным спутником городов прошлого. И что ужаснее всего — недоедали, судя по всему, даже работяги, впахивающие с утра до вечера.

Такие благоглупости, как отпуск, больничный, пенсия, трудовое законодательство и нормированный рабочий день, — это все изобретения современности. В имперском Риме пенсии были доступны только высшим чиновникам и были скорее знаком признательности от императора, нежели необходимостью. Так как аристократам, шедшим в чиновники, работа была зачастую нужна чисто чтобы удовлетворить личные амбиции.

Квестор - низшая гражданская должность на которую выбирался римский аристократ. Функции квестора во времена республики и ранней империи в основном были связаны с ведением бухгалтерского учета в городе Риме или провинциях
Квестор - низшая гражданская должность на которую выбирался римский аристократ. Функции квестора во времена республики и ранней империи в основном были связаны с ведением бухгалтерского учета в городе Риме или провинциях

Для простого населения же работа была единственным способом обеспечить себя едой и крышей над головой. Последнее не фигура речи — в Риме большая часть населения не имела своей жилплощади и жила на съёмных квартирах. А потому без денег человек быстро оказывался на улице, иногда ещё и избитый для острастки. Так что без работы не жизнь.

Труд в древности был в основном физический. Белых воротничков было мало, и такие должности зачастую доставались или учёным рабам, или представителям высших классов — необходимое образование стоило очень дорого. Поэтому стезя большей части горожан — ежедневный физический труд, в любых условиях, даже с рисками получения увечий. Хотя травмы-то лучше было вообще не получать — пособий ведь нет, денег безработному взять негде.

А уж если ты вообще работоспособность потерял — получил травму или стал совсем стар, то дело дрянь. Если родни готовой помогать нет, то ты бомж. А если ещё и в списки на хлебные раздачи не попал, то бомж без средств к существованию. И тут вариантов толком и нет, только идти просить милостыню и надеяться, что на ней сможешь протянуть достаточно долго.

Так что жизнь в имперском Риме для большей части его обитателей была не сахар. Историки утверждают, что некоторые представления о том, как жилось, можно сегодня получить в бедных кварталах Индии или стран Африки. И то, даже там население имеет доступ к относительно современной медицине и связи, что уже заметно меняет качество жизни. Но я как-то даже в таких условиях жить не хотел бы. А уж в античном Риме тем более. Думаю, как и вы.

Автор: Владимир Герасименко

Оригинал