http://habrahabr.ru/post/239243/
В июне 2013 года 21-летний выпускник Стэнфорда Лукас Даплэн (Lucas Duplan) привлёк
$25 миллионов венчурного финансирования на разработку системы мобильных платежей. Это стало крупнейшим раундом seed-финансирования в истории Кремниевой долины. При этом у Даплэна не было ни опыта работы, ни готового приложения.
Лукас Даплэн основал стартап
Clinkle ещё в 2010 году, в возрасте 19 лет. Судя по всему, ещё до того, как досрочно окончил Стэнфорд по специальности «информатика» (computer science). С тех пор стартап работал в «скрытном» режиме и не светился в прессе до 2013 года.
По большому счёту, всё началось в апреле 2013-го со
статьи в Wall Street Journal, где рассказывалось о «юном вундеркинде» из Стэнфорда, которому удалось привлечь в свой стартап более 10 лучших студентов университета (они ушли из вуза ради
обещанной шестизначной зарплаты и щедрых опционов. Как потом выяснилось, Лукас обещал распределить на опционы до 20% привлечённых инвестиций.
В статье WSJ было написано, что несколько профессоров университета тоже вложили деньги в стартап.
Люди до сих пор обсуждают, как же Лукасу удалось привлечь на свою сторону лучших студентов вуза и профессоров. После статьи WSJ в инвесторских кругах началась шумиха вокруг Clinkle, так что получение инвестиций стало, фактически, делом техники. Но как он собрал такую команду? На сайте Quora кто-то
объясняет, как такое могло стать возможным. Говорят, через своего научного руководителя Лукас вышел на лучших стэнфордских профессоров Computer Science и попросил их порекомендовать талантливых студентов и программистов.
Через того же научного руководителя (по счастливой случайности, ею оказалась авторитетная сооснователь VMWare Диана Грин, на фото) предприниматель вышел на венчурных инвесторов из фонда A16Z (Andreessen Horowitz), а затем и на других. В итоге к финансированию подключились множество компаний, каждая внесла свою относительно небольшую долю. Это вышеупомянутый Andreessen Horowitz, а также Питер Тиль, Accel Partners, компании Intel, Intuit, бывший COO Facebook Оуэн ван Натта, исполнительный директор Salesforce Марк Бениофф, основатели компаний Qualcomm, VMware и многие другие. Всего поучаствовали более 18 инвесторов.
Общий объём венчурных инвестиций в Clinkie составил
$30 млн.
Что было дальше? Осенью 2013-го на Pastebin опубликовали список
нынешних и прошлых сотрудников компании, затем последовало
увольнение 16-ти человек. Предположительно, это произошло из-за подписи коллективного письма с требованием к Лукасу объяснить позицию по опционам.
В марте 2014 года после 5 месяцев работы из компании уволился Барри Маккартни, бывший CFO Netflix, самый авторитетный человек в руководстве стартапа. Вслед за ним ушёл Джош Брюэр, бывший дизайнер Twitter, после 1 недели работы (вероятно, самая светлая голова в штате компании, он понял бесперспективность этого дела быстрее всех).
В конце концов, приложение с 24 сентября 2014 года доступно в
Google Play и
App Store. Сейчас совершенно непонятно, что же в нём такого революционного. Приложение предназначено для студентов. Они привязывают платёжную карту к онлайн счёту Clinkle и могут передавать деньги друг другу, а также рассчитываться с мобильного телефона за покупки. После каждой седьмой покупки пользователю присуждают «угощение» (treat) — бесплатное кофе или мороженое. Это «угощение» можно продублировать другу. Для получения подарка друг тоже должен сделать платёж через Clinkle-карту.
Угости друга мороженым: вирусная схема распространения платёжной системы Clinkie
Конечно, «вирусная» схема распространения инвайтов очень красивая, но, похоже, это единственная инновация. Больше ничего не отличает Clinkle от Venmo, Square и других.
Изображение в профиле Лукаса Даплэна в программе Clinkle, январь 2014-го
За первое время после появления программы пока не видно, чтобы оно пользовалось большой популярностью. Средняя оценка в Google Play — 3 балла, в App Store — 4+.
В мире венчурных инвестиций иногда происходят настоящие аферы. Самые лучшие из них — это такие, когда к аферисту даже не подкопаешься. Он освоил инвестиции, заработал много денег, а продукт «почему-то» получился не очень хорошим. Ну, что ж делать, мол, старались как могли.