habrahabr

UX-ошибка стоимостью 900 миллионов: как сгорел Собор Парижской Богоматери

  • суббота, 8 февраля 2025 г. в 00:00:14
https://habr.com/ru/companies/timeweb/articles/880060/

Я думаю, многие в курсе о том, что недавно в Париже торжественно открыли отреставрированный после большого пожара Собор Нотр-Дам-де-Пари. Однако знаете ли вы, что пожар не успели вовремя потушить, так как новый охранник получил от сигнализации код ZDA-110-3-15-1 (привет UX!) вроде как указывающий на точное место возгорания. Но охранник не смог его интерпретировать и 30 минут просто искал, где это место. За это время пожар успел разгореться и потушить его уже не получилось. На реставрацию потратили более 900 миллионов долларов. Хорошая цена за плохой UI/UX, не правда ли?

Я уже много лет пишу о дизайне и его необходимости для избегания ошибок, поэтому этот случай для меня стал хрестоматийным. Давайте чуть подробнее опишем события.

Как французское национальное достояние, Нотр-Дам имел собственную систему пожарной сигнализации. Это была довольно продвинутая система, которая была разработана и спроектирована специально для церкви. Поэтому, когда пожар начал развиваться — предположительно как тлеющий огонь — она подала сигнал тревоги.

Так исторически сложилось, система Собора не была подключена напрямую к службе пожарных, а подавала сигнал на пульт собственной охраны. Выдаваемый на пульте код в цифренно-буквенном формате, в представлении инженеров, проектировавших систему, однозначно определял расположение сработавшего датчика. Но это для обученных сотрудников. Для совсем уж клинических случаев предполагался небольшой талмудик с расшифровкой кодировки, который куда-то положили.

И все вроде бы работало. Но в тот день дежурил новый охранник — это был его 3-й день на посту — обучить которого интерпретации забыли или не успели (тут, кстати, кроется еще больший вопрос — умели ли это делать более опытные охранники или это знание было утеряно). 

После срабатывания сигнализации в 18:20 сотрудник получил код «Attic Nave Sacristy ZDA-110-3-15-1 aspirating framework», но не смог его правильно истолковать. Взволнованный, он позвонил своему менеджеру, но тот не взял (!) трубку. Охранник как смог самостоятельно интерпретировал сигнал и послал стражу на чердак небольшой ризницы, которая находится рядом с самой церковью.

А пожар тем временем разгорался под крышей основного здания.

Красная точка: пост охраны. Синие точки: реальное и фантомное место пожара
Красная точка: пост охраны. Синие точки: реальное и фантомное место пожара

Прошло 25 минут, прежде чем ошибка была обнаружена (видимо перезвонил менеджер и люлями помог интерпретировать код). Все это время охрана склонялась к версии о ложном срабатывании.

После правильной интерпретации охранник немедленно отправился к потолку церкви. Обнаружив огонь, он быстро (ключевое слово во всей этой истории) дал указание собственному подразделению пожарной охраны церкви позвонить в пожарную службу. К этому моменту прошло уже 30 минут с момента срабатывания первой сигнализации, и 25 из них были потрачены впустую на поиски пожара не в том месте.

К чему это привело, мы знаем. Потушить пожар удалось лишь спустя более 12 часов, а от огня обрушился шпиль и провалилась крыша Собора. Также огонь уничтожил деревянный каркас и интерьер Нотр-Дам-де-Пари. Чтобы восстановить всю эту красоту, потребовались почти миллиард долларов (их собирали всем миром) и срок в 5,5 лет на строительные и отделочные работы. А все из-за человеко-не-читаемого кода, придуманного инженерами по пожарной безопасности и черти где лежащей инструкции. Ну и как написали у меня в комментариях в блоге — странно, что код не выводился в виде QR. Ну чтобы было совсем весело.

❯ Что дальше

Как пишут источники, во время восстановления Нотр-Дам оборудовали современной системой пожаротушения стоимостью 2 млн. евро. Она включает в себя резервуар на 625 куб. воды и более 1 километра труб с увеличенным диаметром для подачи почти 600 тыс. литров воды в час. Забавно, что и старая система, как мы видим, работала и даже точно указывала на место возгорания. Однако упоминаний про новую систему уведомлений на пожарном пульте я найти ничего не смог.

❯ К каким еще проблемам приводил плохой дизайн

Описанная выше история — хорошо действующий пример для случаев, когда приходится отстаивать важность UX-решений. Особенно в промышленности или производстве, где цена ошибки очень высока. Но если вам нужно больше аргументов, то вот еще один интересный пример: как плохой дизайн привел к скандалу на конкурсе «Мисс Вселенная 2015».

Дело в том, что во время подведения итогов из-за ошибки ведущего корона сначала была вручена мисс Колумбия, а затем, через две минуты, перешла к Филиппинам.

Процесс перехода короны. Колумбия явно уже не рада, а Филиппины искренне не понимают, что происходит
Процесс перехода короны. Колумбия явно уже не рада, а Филиппины искренне не понимают, что происходит

Казалось бы, все просто: вина полностью лежит на ведущем конкурса Стиве Харви, перепутавшем имена. Однако если посмотреть на размещение информации на карточке, то оказывается, что ведущий не так уж и невнимателен, а вина больше лежит на дизайнере карточки.

Кому принадлежит первое место?
Кому принадлежит первое место?

Посмотрите на этот снимок. Можете ли вы сразу найти имя победителя? Лично я бы назвал победителем Колумбию (1-е место), тогда как правильный ответ написан мелким шрифтом в правом нижнем углу под огромной надписью Miss Universe. В суматохе конкурса, находясь в немного взволнованном состоянии, Харви быстро выделил первое и второе место и назвал победителя. И только потом обнаружил дополнительную запись.

А какие истории, связанные с плохим UX знаете вы?


Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud  в нашем Telegram-канале 

Перейти ↩

📚 Читайте также: