http://habrahabr.ru/post/242861/
Картотека – старый инструмент для генерации новых идей
Среди инструментов работы с информацией и развития творческого мышления одним из самых годных для меня оказалась весьма архаичная штука. Самое универсальное и четкое описание этого инструмента я встречал у гуру отечественного тайм-менеджмента, товарища Глеба Архангельского, но сама идея мелькает в ноосфере то здесь, то там, начиная, наверное, с писателей еще века 18-го. Называется он (у Архангельского) творческой картотекой.
Идея, сама по себе, проста и интуитивно понятна. Суть: сделать этакую кормушку для подсознания, его «раскачки» на выработку креативных идей по нужной теме, а заодно – реализовать один из базовых принципов GTD, согласно которому все должно оперативно фиксироваться где-то на внешнем носителе и выкидываться из головы. Механизм: записываешь удачные идеи на отдельные карточки и впоследствии периодически эдак медитативно перебираешь их. Всё.
Теперь подробнее
Для начала – что считать «идеей»?
А это зависит от рода твоей деятельности. Для ученого – факты, касательно которых он спинным мозгом чует, что «это бззз не просто так», но доказать пока что не может. Для журналиста и копирайтера – отдельные удачные фразочки, заголовки, темы. Для писателя – зарисовки, наброски и проч.
Очень полезная вещь – картотека – для стартапера, маркетолога и вообще человека, которому нужно «родить» некое новое видение, новый подход к проблеме. Этим нужно писать на карточках вообще все, что, согласно чутью, может иметь отношение к стоящей задаче, да и вообще все, что нравится. Инструмент задействует ассоциативное мышление, так что красивый ход, описанный в книжке про военную разведку (и идея которого была законспектирована на карточке), может вдруг переплавиться в решение старинной проблемы, например, с персоналом.
Главное тут – идея должна быть одна. Ее не надо пытаться ни к чему привязать, это – отдельный смысловой квант, будь то каламбур из двух слов или схема работы синхрофазотрона.
Наполнение
Здесь мы как раз касаемся правил GTD, которые гласят, что любую фигню, которая вас заинтересовала, стоит фиксировать, оставляя ее описание (или напоминалку об этой фигне) в специальном накопителе, и разгребать этот накопитель с определенной регулярностью.
Важно найти накопитель, работать с которым тебе будет удобно. Еще не так давно пальму первенства прочно удерживал диктофон, но сегодня черкнуть на планшетике в Evernote для многих оказывается проще.
Если начать делать это, оказывается, что интересных мыслей в течение дня тебе приходит довольно много. Гораздо больше, чем ты сам думал, а главное – приходят они всегда неожиданно и в неподходящее время (вот тут и начинает играть роль удобство накопителя). И вечером какие-то из этих идей сразу «идут в дело», а некоторые девать некуда, а выкидывать жалко. Вот их и нужно помещать в картотеку.
Запись должна быть короткая, но содержательная и ясная, чтобы не приходилось потом пытаться понять, о чем это. Конспект с адекватными сокращениями и, возможно, рисунками – самое оно. Кроме того, запись должна быть хорошо читаемой, видной.
Устройство
Картотека – бессистемна, т.е. карточки не должны храниться в порядке. Они, наоборот, должны представлять собой хаос, сумбур, скопище всего и сразу. И в одном месте. Собственно, в этом вся фишка.
Моя самая первая картотека велась, как положено, на картонках, которые я хранил в старой обувной коробке. Когда я тряс ее, они прикольно грохотали внутри.
Теперь – как работать с этим
К картотеке полагается обращаться регулярно и медитативно.
Что искать?
А) Ответы на свои вопросы.
Б) Структуры.
Поясню.
Первое. Смысл подобного инструмента – именно в поиске нетривиальных решений для текущих задач. Только не нужно ждать, что ответы придут сами и будут очевидны. Возможно, вы сами не поймете, что решение актуальной для вас проблемы сформировалось благодаря работе с картотекой (по ассоциации с чем-то), и отрефлексируете это только потом.
Второе. Смысловые «кварки» в картотеке будут постоянно пытаться соединяться друг с другом. Процесс это неспешный, а на выходе вы будете получать некие концепции, сложные (относительно своих исходников) смысловые структуры. Это могут быть структуры статей, идеи стартапов, идеи «как нам перестроить компанию» или просто некие оформившиеся представления о тех или иных жизненных явлениях. («Гляди-ка, действия правительства Китая в отношении Индии повторяют принцип работы синхрофазотрона»).
Пожинаем плоды
Когда такая структура оформилась, т.е. несколько карточек для вас плотно «сцепились» вместе в смысловом плане, получившуюся макро-идею нужно вынимать из картотеки (физически убирать оттуда эти карточки) и по возможности запускать в работу. (Скорее всего, идея будет не абстрактная, а имеющая отношение к решению волнующих вас проблем, см. пункт А).
Структура очень важна. Например, мне доводилось читать про использование подобной картотеки голливудскими сценаристами. Современный сценарий – это тоже известная структура, и довольно жесткая. «Нанизывать» события на требуемый каркас, удерживая и их, и его, в голове, довольно сложно. Выручают карточки: когда их разносишь по тому же каркасу, который визуализирован на доске, видишь, что вот эти десять штук, например, все относятся к одному и тому же этапу развития сюжета, и значит, половину нужно выкинуть; зато другие этапы провисают. (До этого большое количество карточек создавало впечатление, что сценарий добротный).
Когда речь идет о формировании любой другой смысловой структуры, работают те же принципы: разместив ее элементы в нужном порядке, ты видишь, целостна ли она, или «хромает».
Многие карточки никак и никогда не пригодятся. Если карточка надоела, примелькалась, замылила глаз, содержащаяся на ней мысль стала для тебя общим местом и перестала восприниматься как нечто самостоятельное и оригинальное – долой такую карточку. В картотеке нужно регулярно проводить ревизию.
Бумажная картотека vs. электронная
До сих пор спорный момент.
С одной стороны, хранить картонные карточки в обувной коробке – уже вообще как-то не комильфо. С другой, лично я отмечаю меньшую эффективность всех попыток перенести картотеку в электронную среду сравнительно с ее бумажным существованием.
Причина, в общем, понятна – бумажные карточки можно трогать, перебирать, физически руками складывать из них комбинации. Очевидно, эта моторика «раскачивает» подсознание мощнее, нежели перемещение виртуальных карточек при помощи мыши.
Полумера – стикеры или бумажки на магнитной/пробковой доске. Выглядит адекватнее самопальных картонок, но все же менее «материальны» и удобны. Зато с такой картотекой возможна некая командная работа.