Привет! Я хочу поделиться опытом чёрно-белой фотосъёмки на цифровые камеры, рассказать о некоторых особенностях восприятия монохромной фотографии. Постараюсь не акцентировать рассказ на конкретной программе, а объяснить в общих чертах принципы.
Я довольно давно увлекаюсь фотографией, мой интерес был привит от отца, который был фотолюбителем. Он много снимал для себя и на заказ. Печатал ночи напролёт целые стопки отпечатков, которые сушились по всему дому на прищепках. У нас было несколько фотоаппаратов, фотоувеличитель и множество книг о фотографии и целая стопка замечательного журнала «Советское фото», который в конце восьмидесятых был прям огонь. Я с завистью смотрел на чарующие пейзажи с глубоким контрастным светом и чёрным небом с яркими облаками.
▍ Плюсы чёрно-белой фотографии
Отсутствие цветовой информации фокусирует внимание на светотени, композиции и сюжете. Некоторые кадры преображаются в чёрно-белом виде.
Мальчик на велосипеде. Один из любимых кадров, снятый сразу в JPEG без цветного дублёра. Сзади него была ярко-коричневая стена и было тусклое, унылое освещение сумеречного неба с выраженной синевой. Такое обилие цвета ухудшило бы снимок.
Можно снимать на высоких значениях светочувствительности, обесцвечивание маскирует цветной шум. Это даёт классный опыт, когда ставишь на камере ISO 1600 или выше и снимаешь ночью с рук. Ощущение, будто применяешь высокочувствительную зернистую фотоплёнку.
Выручает при плохом или неудачном освещении. У меня было много раз, когда на месте съёмки было освещение с выраженным оттенком или плохим спектром, из-за чего люди получались с ужасным цветом кожи, как у зомби. Чёрно-белый режим исправляет одним махом проблему, и что интересно, люди хорошо принимают такие фотографии.
Не боится пересветов и глубоких теней. Когда снимаешь в цвете, контролируешь, чтобы какие-то яркие участки изображения не вышли за границу передаваемых тонов или цветов и не получились плоские «блины» чисто-белого цвета или лишённые оттенка вырожденные пятна. Чёрно-белая фотография терпима к ошибкам экспозиции и прощает проблемы с цветом. Не боится пересветов.
Обладает сдержанным, лаконичным и ностальгическим стилем. Снимки будто бы получают некоторый эстетический бонус.
Может помочь сделать «драматизм из нифига», особенно если в кадре низкое облачное небо или есть что-то вызывающее тревогу.
Вот так банальный и унылый свет преображается в монохромном виде.
▍ ЧБ из фотокамеры
Я изучал настройки своего олимпуса и наткнулся на творческие режимы, некоторые из них дают возможность визировать кадр и снимать в чёрно-белом виде. Стал экспериментировать, и мне понравилась практика фотосъёмки без возможности «подкрутить» позже и без цветного кадра-дублёра (хотя это можно сделать, если выбрать режим сохранения RAW+JPEG). Такой подход прямо во время съёмки настраивает на особый лад.
Мой олимпус позволяет накрутить контраст и экспокоррекцию под контролем видоискателя. Это очень удобно и даёт приятный опыт, похожий на плёночный.
В моей повседневной фотокамере Olympus E-M10 mk2 есть два ЧБ режима. Обычный с выбором эмуляции цветного фильтра.
И режим высококонтрастной чёрно-белой плёнки с высокой зернистостью, которая накладывается алгоритмически при обработке. В этом режиме камера сильно завышает контраст и применяет эффект, похожий на компрессию динамического диапазона.
Посмотрите, насколько приятное и похожее на реальное зерно.
Мне нравятся оба режима, и я часто применяю их в художественной съёмке.
▍ White board
В конце зимы изучал винтажную камеру
C-5060 и нашёл творческий режим «White board», в нём эффект чёрно-белой фотографии доведён до предела: фотоснимки буквально содержат только белые и чёрные пиксели.
Заметил, что алгоритм в камере чуть сложнее пороговой сортировки значений. По моим ощущениям, изображение подвергается усиленному фильтру «Unsharp mask», который имеется в возможностях камеры, так как позволяет задавать силу выраженности резкости изображения. Моя догадка основывается на том, что на изображениях подчёркнуты контуры объектов и контрастные перепады яркости.
Около недели я не расставался с этим режимом и жадно снимал всё, что видел.
Примечательно, что камера показывает на экране изображение с наложенным эффектом с приличным FPS.
Этот снимок был сделан с проводкой.
▍ ИК фотосъёмка
О переделке Nikon D70 я писал
в статье, кратко перескажу суть. Из камеры физически вынимается инфракрасный заграждающий фильтр, стоящий перед матрицей. За счёт чувствительности кремниевого фотосенсора к ближнему ИК появляется возможность фиксировать его на снимках.
На фотообъектив устанавливается ИК-пропускающий фильтр, очень тёмно-красного цвета, через который глазом не видно ничего, кроме раскалённых нитей ламп накаливания и т. п.
Фотографии в ИК диапазоне дают особую атмосферу иллюзорного мира или сна. Чёрные участки открытого неба, белую, почти снежную растительность, странный восковой вид кожи людей.
▍ Постобработка
Во времена плёночной эры фотографии однослойная чёрно-белая плёнка была основным фотоматериалом у энтузиастов. Причина комплексная. Относительная дешевизна и доступность плёнки, фотобумаги и фотохимии. Несложный процесс проявки, прощающий нарушения технологии и ошибки экспозиции в растворах. Чёрно-белая фотография была действительно народной, доступной и повсеместно распространённой.
Это я пытаюсь сфотографироваться в зеркале. Примечательно, что экспонированная плёнка пролежала лет пятнадцать не проявленной в холодильнике.
В арсенале фотолюбителей часто можно было найти цветные светофильтры, накручиваемые на объектив. Казалось бы, век чёрно-белой фотографии, для чего цветные фильтры, если фотоматериал не способен передавать цвет?
А они применялись для изменения яркостей цветных объектов, воспринимаемых фотоплёнкой. Цветные светофильтры пропускают свет своего цвета и блокируют комплементарные (противоположные на цветовом круге) цвета, меняя тональные соотношения на монохромном изображении.
Красный фильтр значительно затемняет синее небо, создавая драматичный контраст с облаками. При этом он осветляет красные, оранжевые и жёлтые тона, делая кожу светлее и скрывая недостатки (которые имеют чаще всего красный или розовый оттенок). Лица, снятые с насыщенно-красным светофильтром, могут выглядеть неправдоподобно.
Этот снимок был сделан на плёнку через красный светофильтр Х8
Зелёный фильтр затемняет красные и пурпурные оттенки, подчёркивая текстуру листвы и растительности.
Синий фильтр осветляет атмосферную дымку и затемняет тёплые тона (красный, оранжевый). Он усиливает текстуру древесины, загара и придаёт коже более тёмный оттенок, подчёркивая мелкие детали.
Занятно, что в цифровой конвертации цветного изображения в чёрно-белое можно воспроизвести воздействие цветных фильтров. Применяя их постфактум к зафиксированному цветному изображению. Взгляните на картинку.
В левой части видна пара исходных снимков, я специально выбрал такие яркие объекты для наглядности. Для перевода в монохромный вид я использовал цифровой плагин, входящий в состав пакета инструментов
G’MIC. (На самом деле это не принципиально, так как все они примерно похожи и в фотошопе есть аналог) Рассмотрите, как меняется яркостное соотношение цветных объектов.
Зелёный фильтр осветляет папоротник, притемняет розовую лестницу, синюю стену делает средней плотности. А красную молнию почти чёрной.
Красный фильтр делает синюю стену почти чёрной, притемняет папоротник на фоне почти белой стены и высветляет молнию почти до белого.
Голубой фильтр затемняет и папоротник, и красную стену, зато делает синюю стену почти что светлой. Подчёркивая зелёную надпись РУ-0,4 кВ.
Обратите внимание, что серые ступени на всех примерах обработки почти не меняют яркость, так как содержат в себе компоненты RGB в равной степени.
▍ Конвертация при обработке RAW
Если вы снимаете в RAW, то наверняка осведомлены о лучшей пригодности этого формата под тональную компрессию. Из-за большего цветового разрешения «сырые» снимки позволяют манипулировать оттенками в значительно более широком диапазоне, нежели JPEG.
За годы выработался шаблон обработки, подходящий почти под все снимки. Я покажу на примере бесплатной программы RawTherapee, но эти принципы универсальные.
Исходный кадр. Хорошая экспозиция, нет глубоких непроработанных теней и безнадёжно вылетевших светов.
Немного повышу контраст при помощи манипуляции с передаточной кривой.
Воспользуюсь инструментом под названием «Чёрный-и-белый», находящимся на третьей вкладке настроек. (Кстати, об основах работы с этим проявщиком я рассказывал
вот тут. При значениях по умолчанию результат слегка унылый.
Активирую пресет красного фильтра. Голубые участки неба стали темнее, а высохшие части травы соломенного цвета, наоборот, осветлились. В том же инструменте есть возможность править передаточную кривую после обесцвечивания.
▍ Преобразование JPEG
Если у вас цветные исходники только в сжатом виде, это не проблема, как я уже упоминал выше, чёрно-белая фотография позволяет скрыть недостатки изображения, и это просто отличное и полезное свойство.
Этот снимок для чистоты эксперимента был конвертирован описанным образом из JPEG.
Алгоритм работы примерно такой же. Загружаем в редактор изображение. Если вы пользуетесь фотошопом, то «Изображение – Коррекция – Чёрно-белое», если, Критой, то советую фильтр «Black and white» из вышеупомянутого пакета G’MIC.
Затем добиваемся нужного для ваших целей художественного эффекта, изменяя цветовой баланс. После чего можно дополнительно подкорректировать контраст инструментом «Кривые», он одинаково работает во множестве редакторов. Дополнительно можно применить спецэффекты.
▍ Виньетка
Простое и выразительное средство сконцентрировать взгляд в пределах кадра. Естественным образом виньетирование получается из-за несовершенства объективов и выглядит как снижение яркости изображения к краям кадра.
Если вы видели старые чёрно-белые фотографии, напечатанные оптическим способом, наверняка вспомните, что часто на них был эффект обратной виньетки — изображение постепенно светлело к краям кадра. Предположительно это происходило из-за недоэкспозиции краёв кадра из-за виньетирования объектива фотоувеличителя и неравномерности светового потока от лампы накаливания.
И тёмную, и светлую виньетку можно использовать для художественных целей. Делается она довольно просто. Если вы обрабатываете «сырой» кадр в RawTherapee, там на первой вкладке настроек есть инструмент «Фильтр виньетирования» с широкими возможностями. При помощи него можно компенсировать виньетирование или усиливать его. Причём в сторону теней, так и светов.
На примере выше применено обесцвечивание с жёлтым фильтром, правка передаточной кривой (обратите внимание, как подняты тени и средние тона, это сделано для снижения общего контраста) и фильтр виньетирования.
Здесь, напротив, применена затемняющая виньетка.
▍ Зерно
По мнению фотографических эстетов, невозможно создать эффект того самого микрокристаллического серебряного зерна, «посыпая шумом цифру». Мне кажется, что это мнение не беспочвенно и пошло издревле, когда плагины для растровых редакторов работали по примитивным технологиям.
Я перепробовал множество плагинов, и сейчас мой любимый — это эффект «Add grain» из бесплатного набора плагинов
G’MIC. Мне нравится, как плагин реалистично распределяет диаметр «зёрен», укрупняя в тенях и почти не зашумляя света, это действительно похоже на то, как распределены зёрна металлического серебра в толще фотоматериала.
▍ Сфумато
Этот термин из классической живописи и означает «туманность», «воздушность», мягкость тональных переходов и контуров. И он очень легко воспроизводится в любом продвинутом графическом редакторе. Суть очень простая. Вы дублируете слой с изображением. Применяете к нему размытие по Гауссу, лучше использовать радиус размытия такой, чтобы изначальное изображение угадывалось лишь очертаниями. Затем размытому слою назначается прозрачность 10-30%.
Этот эффект хорошо подходит для портретов, он придаёт коже мягкость, ощущение уюта и даже лёгкой нереалистичности.
▍ Послесловие
Главное — не делать эффекты чрезмерно выраженными, это выглядит нарочито и ухудшает впечатление. Лучше, если эффект будет лишь слегка обозначен.
Надеюсь, мой текст вас вдохновит на самостоятельные эксперименты. Особенно хочется посоветовать вам съёмку в чёрно-белом режиме, если это позволяет ваша фотокамера, изменение ощущения от процесса сложно описать, проще самому попробовать.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻
