http://habrahabr.ru/post/217497/
В 2013 году в результате весьма необычных аварий две машины марки Model S получили повреждения днища, которые привели к возгоранию аккумуляторов. К сожалению, эта пара инцидентов вызвала больший интерес прессы, чем 200 000 пожаров бензиновых автомобилей, случившихся в прошлом году в одной только Северной Америке. В обоих случаях водители смогли выйти из машины невредимыми благодаря штатным системам безопасности. Бортовой компьютер предупредил их о необходимости покинуть машину ещё до того, как пожар стал заметным. Но даже если бы они остались внутри, и пожарные не прибыли бы вовремя, они были бы в безопасности благодаря противопожарной перегородке из стали и керамики, которая отделяет батарейный отсек от салона.
Важно отметить, что до сих пор ни один человек не получил никаких ожогов (и вообще никаких серьёзных увечий) ни в одной машине марки Tesla. Шансы на возгорание Model S составляют 1 к 8000, что в пять раз меньше, чем у среднего бензинового автомобиля, а масштабы возможного пожара сравнительно невелики. Тем не менее, чтобы дополнительно уменьшить вероятность пожара, несколько месяцев назад мы дистанционно
обновили прошивку всех автомобилей Tesla Model S, увеличив клиренс на больших скоростях, что значительно понижает риск сильного повреждения днища.
Однако мы понимали, что очень важно довести риск практически до нуля и обеспечить всем владельцам Model S абсолютное спокойствие. Начиная с 6 марта, все сходящие с конвейера машины оборудованы тройной защитой днища. Владельцы уже купленных машин могут бесплатно поставить защиту в сервисных центрах Tesla.
Мы провели 152 испытания, в ходе которых защита успешно предотвратила любые повреждения, способные вызвать пожар или пробить штатную 8-миллиметровую пуленепробиваемую плиту из алюминиевого сплава, которая сейчас защищает батарейный отсек всех автомобилей Tesla Model S. Мы перепробовали самые худшие сценарии столкновения с лежащими на дороге обломками, которые только смогли придумать, включая структуры из закалённой стали, специально расположенные так, чтобы пробить днище — фактически, это эквивалентно наезду на закреплённое на скоростном шоссе стальное остриё.
Мы уверены, что эти изменения также помогут предотвратить пожар при столкновениях на крайне высокой скорости, когда у машины может оторвать колёса, как это произошло во время ещё одного пожара в прошлом году в Мексике. Он случился после того, как автомобиль на скорости в 180 километров в час въехал в круговую развязку, разворотив 5 метров бетонного отбойника и потеряв при этом левое переднее колесо, а затем проломил двухметровый бетонный забор на другой стороне дороги, потеряв правое колесо, и после этого врезался в дерево. Водитель смог выбраться из машины и самостоятельно покинуть место аварии без серьёзных травм, а пожар, как и в других случаях, ограниченный передней частью автомобиля, начался через несколько минут. Даже при такой аварии новая защита поможет избежать пожара.
Первый уровень защиты — полый алюминиевый брус специальной формы, который отбрасывает лежащий на дороге предмет, либо если это очень твёрдый и устойчивый объект, например фаркоп с тремя шарами, смягчает удар и направляет его вверх перед батарейным отсеком, в районе переднего багажника, предотвращая серьёзные повреждения, и сохраняя управляемость автомобиля как во время, так и после столкновения.
Затем идёт плита из титана, обладающего исключительно высоким отношением прочности к весу, и обычно используемого в военной и аэрокосмической технике. Титановая плита защищает от повреждений уязвимые компоненты в передней части машины, помогая нейтрализовать лежащие на дороге обломки.
На этом этапе подавляющее большинство препятствий будет отброшено или разрушено. Для тех редких случаев, когда первых двух уровней защиты недостаточно, мы добавили расположенный под небольшим углом щит из штампованного алюминия, который дополнительно поглощает и рассеивает энергию удара, а если препятствие слишком твёрдое и неподвижное, служит трамплином, приподымающим автомобиль над ним.
Во время испытаний мы закрепили под днищем автомобиля скоростные камеры, чтобы видеть, что происходит при наезде на разные типы обломков, которые могут встретиться на дороге. На кадрах ниже видно, как новая защита либо разрушает любые препятствия, включая генератор со стальным корпусом и бетонный блок, либо отбрасывает в сторону то, что невозможно разрушить:
Фаркоп с тремя шарамиБетонный блокГенератор
Новая защита существенно укрепляет днище, а её влияние на остальные характеристики машины минимально. В целом пробег машины уменьшается всего на 0.1%, а управляемость и плавность хода не меняются. Продувка в аэродинамической трубе также не выявила никаких заметных изменений в аэродинамике.
Как показывает опыт, в дополнительной защите днища нет особой необходимости с точки зрения безопасности. Однако она важна чтобы уменьшить неудобства владельца при столкновении и преодолеть возникшие сомнения людей в безопасности электромобилей. Шесть лет с момента выпуска первых автомобилей Tesla, за которые не случилось ни одного смертельного случая и ни одного серьёзного увечья, гворят о том, что сейчас не существует более безопасной машины, чем Tesla. Дополнительная защита днища лишь усиливает уверенность в этом.