https://geektimes.ru/post/298631/- Финансы
- Социальные сети и сообщества
- Криптовалюты
Павел Дуров на приеме в честь 20-летия компании «Мегафон» в Петербурге летом 2013 года. Фото: РИА Новости, Валерий Левитин
Две недели назад стало официально известно, что компании Telegram Group Inc. и TON Issuer Inc. (обе зарегистрированы на Британских Виргинских островах) в ходе закрытого размещения ценных бумаг
привлекли $850 млн от 81 инвестора. Такая цифра опубликована в отчётности компаний перед американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). При этом есть информация, что спрос на бумаги намного превысил предложение:
заявок пришло на $3,8 млрд.
Специалисты поразились огромной сумме привлечённых инвестиций. Для сравнения, в июне 2017 года золотодобывающий холдинг «Полюс» привлек $799 млн, а «Металлоинвест» в июле выручил около $400 млн, разместив ADR «Норникеля».
Продажа ценных бумаг Telegram привлекла больше денег, чем IPO практически всех российских компаний за последние годы. И это также мировой рекорд по размеру ICO — ни один зарубежный стартап и близко не подобрался к таким суммам. Хотя размещение Telegram не является ICO в полном смысле: ценные бумаги продаются за фиат, а не за Ether.
И участвовать в процессе может не любой желающий. Telegram рассылает персональные приглашения избранным венчурным фондам и физическим лицам, которые отбираются по каким-то своим критериям.
Говорят, что среди инвесторов первого раунда — основатель «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили ($10 млн), основатель Qiwi Сергей Солонин ($17 млн), а также хороший закомый Павла Дурова — Роман Абрамович ($300 млн). Газета Financial Times
писала, что ценные бумаги намерены купить главные фонды Кремниевой долины — Kleiner Perkins Caufield & Byers (ранний инвестор Google и Amazon), Benchmark (инвестор Uber и Twitter) и Sequoia Capital (ранний инвестор Apple и Google).
Удивительно, но Telegram на этом не собирается останавливаться. Несколько источников из числа инвесторов первого раунда
сообщили «Ведомостям», что готовится
второй раунд. В пояснении к заявке для инвесторов сказано, что во втором раунде Telegram рассчитывает привлечь до $1,7 млрд. Таким образом, в новую криптовалюту будет вложено в совокупности $2,55 млрд.
White paper для инвесторов первого раунда (pdf), зеркало
Как описано в white paper для инвесторов, Telegram намерен выпустить собственную криптовалюту Gram (грам) и блокчейн-платформу Telegram Open Network (TON). Купив ценные бумаги компаний, инвесторы получают права на криптовалюту проекта Grams, которая будет выпущена после запуска блокчейн-платформы TON. По плану платформу её хотят запустить до конца 2018 года. Если платформа не будет запущена до 31 октября 2019 года, то Telegram обещает инвесторам вернуть деньги, хотя предупреждает, что гарантий этого нет.
Как и в прошлый раз, новый раунд финансирования опять проводится в закрытом формате. Он разбит на два этапа А и B, первый из которых запланирован на конец февраля и, похоже, уже начался. Частные лица могут купить «грамы» минимум на $1 млн, юридические лица — на $10 млн.
В документе сказано, что инвесторам продадут до 1,05 млрд токенов TON (грамов). Общее количество нативных токенов — 5 млрд, 4% из них останутся разработчикам, 52% — в резерве, а 44% будут проданы инвесторам. Формула цены (p) для каждого n-ного токена указана на стр. 16 официального проспекта:
На первом этапе второго раунда цена токенов составляет $1,33 за грам. Эта цена в четыре раза (!) выше, чем на первом этапе, когда за 1 грам брали $0,38.
Другие источники говорят, что стоимость 1 грама сейчас выросла до $1,5.
Правда, и условия покупки новых «грамов» изменились. Участники первого раунда подписывались на ограничение lock-in. По условиям соглашения, грамы в их кошельках замораживаются на 18 месяцев c момента запуска блокчейна TON, а затем высвобождаются 25% через три месяца, ещё 25% через девять месяцев и так далее.
У инвесторов на втором этапе такого ограничения нет — и они могут продать свои грамы сразу, как те начнут котироваться на международных биржах. Или продать на внебиржевом рынке по договорному курсу. Цена токенов, план привлечения инвестиций и другие параметры этапа B второго раунда в документах точно не описаны.
Инвесторов приглашают к финансированию через венчурные фонды iTechCapital и Da Vinci Capital. Согласно документам,
попавшим в РБК, Da Vinci Capital намерен зарегистрировать на Каймановых островах отдельную структуру — DVC TON Fund. Этот фонд будет принимать от инвесторов платежи в долларах и затем переводить средства юридическому лицу, которое будет проводить продажу токенов — «токенизатору».
Управляющий партнёр DaVinci Capital Олег Железко отказался от комментариев, как и партнёр iTech Capital Глеб Давидюк. Судя по всему, продажа грамов через токенизатора на Каймановых островах с трудом вписывается в российское законодательство.
Есть вероятность, что открытого обычного ICO в стандартном формате для всех желающих Telegram вообще не собирается проводить.
Зачем инвесторы вкладываются в ICO, если большинство из них по статистике становятся банкротами? По той же причине, почему они вкладываются в стартапы. Если хотя бы один из десяти стартапов «выстреливает» — то окупаются убытки от всех неудачных инвестиций. Например, в октябре 2017 года венчурная компания Mangrove Capital Partners провела
слепой тест рынка ICO — инвестировала виртуальные 10 тыс. в 204 ICO,
выбранных случайным образом. Хотя многие проекты оказались провальными, но общая стоимость портфеля за год выросла в 13,2 раза (правда, есть одна оговорка: стоимость криптовалюты Ether за этот период выросла в 40 раз — с $8 до $320, то есть выгоднее было вообще никуда не инвестировать эти монеты).
P.S. Официальный проспект содержит любопытную биографическую справку о двух основателях компании (скриншот ниже). Например, там подчёркивается одно из достижений Павла Дурова — в 2013 году он купил биткоинов на $1,5 млн и хранит их до сих пор (HODL). А его старший брат Николай, будучи отправлен 11-летним ребёнком в Сибирь без доступа к компьютеру, исписал сотни страниц ассемблерным кодом x86.