https://geektimes.ru/post/290467/- Социальные сети и сообщества
- Софт
- Регулирование IT-сектора
23 июня, в пятницу, Роскомнадзор заявил о грядущей блокировке Telegram в случае отказа создателей мессенджера регистрироваться в качестве организатора распространения информации (
ОРИ). Это заявление шло вразрез с тем, что Роскомнадзор говорил еще в мае. Тогда представители ведомства называли
обычными слухами намерение внести мессенджер в реестр ОРИ. Согласно законодательству РФ, все организаторы распространения информации обязаны хранить данные пользователей из России на территории страны в течение одного года, предоставляя спецслужбам доступ к архивам по первому требованию.
Сейчас ситуация еще более усложнилась. Александр Жаров, глава Роскомнадзора,
заявил о том, что Telegram будет заблокирован уже через несколько дней в том случае, если Павел Дуров, глава Telegram, проигнорирует требование Роскомнадзора провести мессенджер через процедуру регистрации. Почему чиновники так резко изменили свое мнение относительно Telegram и его статуса в России? Насколько можно понять, одна из основных причин — информация ФСБ о том, что Telegram популярен среди террористов. В частности, представители спецслужбы утверждают, что именно этот мессенджер использовался при подготовке теракта в метро Санкт-Петербурга,
пишет «РИА».
Позиция властей
«В ходе оперативного сопровождения расследования теракта 3 апреля в Метрополитене города Санкт-Петербурга ФСБ России получена достоверная информация об использовании террористом-смертником, его пособниками и зарубежным куратором мессенджера Telegram для сокрытия своих преступных замыслов на всех стадиях организации и подготовки террористического акта», — сообщает спецслужба. При этом, как считают правоохранители, террористы используют мессенджер, созданный Павлом Дуровым и при подготовке других преступлений.
«Федеральная служба безопасности Российской Федерации в ходе оперативно-розыскных мероприятий по выявлению законспирированных ячеек международных террористических организаций фиксирует тотальное использование их членами интернет-мессенджеров для осуществления конспиративной связи между собой и своими кураторами из-за границы», — сообщили в ФСБ.
Представители спецслужбы заявляют, что, поскольку мессенджер дает возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования передаваемых данных, террористы широко используют эту функцию, держа связь друг с другом и с зарубежными кураторами.
«Мы используем последнюю возможность коммуникации и диалога. Я не могу сказать, что мы готовы и будем блокировать Telegram завтра, но я повторяю, что время ограничено — оно исчисляется днями. Мы будем эти дни ждать ответа Павла Дурова», — это заявление Жаров сделал, вероятно, после того, как в ФСБ рассказали о роли мессенджера в подготовке терактов.
В связи с этим руководитель Роскомнадзора
заявил, что создатель Telegram «последовательно демонстрирует правовой нигилизм», подвергая риску жизни миллионов человек. С мнением Жарова согласен и советник президента по интернету Герман Клименко. Он
сказал следующее: «С WhatsApp мы хотя бы ведём диалог. С Google мы разговариваем — они начали платить НДС. Youtube блокирует видео. Есть определённая борьба, но мы находимся в диалоге. А позиция Дурова совершенно анархичная — „я не буду“, и всё. Мне бы хотелось самому остаться пользователем Telegram, но — будет запрещено, значит, будет запрещено».
Недавно
повторил эту мысль в эфире телеканала НТВ и Жаров: «Информация внутри Telegram шифруется, и проникнуть в нее мгновенно при отсутствии ключей для дешифрации этой информации ни одной спецслужбе еще не удавалось — это очень сложно. И, соответственно, нежелание господина Дурова предоставить ключи от этой информации всем спецслужбам мира — насколько я знаю, это так — позволяет террористам по-прежнему безнаказанно убивать людей с использованием этого канала коммуникаций».
Ответ Дурова
Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров ожидаемо
заявил о своем несогласии с мнением Жарова относительно предоставления «ключей для дешифрации»: «Это требование не только противоречит 23-й статье Конституции РФ о праве на тайну переписки, но и демонстрирует незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году».
Он утверждает, что шифрование, которое используется в мессенджере — оконечное, так что доступ к дешифровке сообщений есть лишь у пользователей, которые хранят ключи на своих устройствах. Другими словами, у компании нет возможности дать спецслужбам доступ к приватным чатам Telegram даже при огромном желании помочь (чего, очевидно, нет).
Павел Дуров считает, что «открытие» Telegram для спецслужб или блокировка мессенджера никак не поможет в борьбе с террористами и наркодилерами: «Потенциальная блокировка Telegram никак не усложнит задачи террористов и наркодилеров — в их распоряжении останутся десятки других мессенджеров, построенных на оконечном шифровании (+VPN). Ни в одной стране мира не заблокированы все подобные мессенджеры или все сервисы VPN. Чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет».
Основатель Telegram также заявил, что служба поддержки мессенджера, вопреки мнению некоторых чиновников РФ активно борется с пропагандой терроризма. В частности, с начала июня в мессенджере заблокированы более пяти тысяч публичных каналов и групп, которые связаны с пропагандой терроризма. Информацию о борьбе с террористами в Telegram можно получить
здесь.
Ранее Дуров
назвал намерение властей заблокировать Telegram на территории России «саботажем государственных интересов». «Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США Whatsapp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram. Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облака Apple iCloud/Google Drive», — заявил он.
В то же время, есть и мнение о том, что создатель Telegram активно пиарит свой мессенджер, используя конфликт с властями. PR-консультант Мария Лапук считает, что доля российского рынка у Telegram не слишком значительна, поэтому Павел Дуров может позволить себе отказаться сотрудничать с Роскомнадзором. Если даже мессенджер заблокируют в РФ, то компания потеряет немногое. По ее мнению, отказ Дурова от сотрудничества с Роскомнадзором — неплохой способ пиара: «Легко пожертвовать небольшим количеством подписчиков, чтобы поднять «мировой» шум о блокировке Telegram в России и впоследствии получить новых лояльных пользователей».
Есть ли вообще смысл в блокировке?
По
словам специалистов по информационной безопасности из компании Positive Technologies, Telegram неплохо защищен, но только лишь от взломщиков с низкой квалификацией. А вот более продвинутый в техническом плане злоумышленник, задавшись целью получить доступ к личной переписке, сможет это сделать с высокой степенью вероятности.
Около года назад эксперты упомянутой компании
показали, как можно получить доступ к записям Telegram практически любого пользователя. Правда, доступ к секретным чатам получить вряд ли получится, зато есть возможность (вернее, была на тот момент) создать новый чат и общаться от имени пользователя, чей аккаунт взломан.
Как показывает практика (и на это ссылается Павел Дуров, аргументируя бесполезность «открытия» Telegram для властей), террористы могут вовсе не использовать шифрования и мессенджеры. Например, организаторы терактов в Париже в прошлом году использовали лишь дешевые «звонилки» и обычные sms-сообщения. Одноразовые предоплаченные телефоны злоумышленники активировали сразу перед использованием, а затем, обменявшись сообщениями, выбрасывали устройства. На этих устройствах (тех из них, которые были обнаружены властями), найдены фотографии и схемы объектов, которые атакованы террористами.
В местах, которые преступники использовали в качестве своих баз, полиция находила большое количество таких «одноразовых» телефонов, включая и запасные, которые террористы просто не успели задействовать. В отчете, который был составлен полицейскими, указывалось, что следов онлайн-переписки не обнаружено. Другими словами, никакой необходимости для преступников работать именно с онлайн-инструментами для общения нет. Можно обойтись гораздо более прозаичными методами, которые широко доступны для всех.