Svelte: Знакомство с рунами
- вторник, 26 сентября 2023 г. в 00:00:12
Эта статья — перевод оригинальной статьи "Introducing runes".
Также я веду телеграм канал “Frontend по-флотски”, где рассказываю про интересные вещи из мира разработки интерфейсов.
В 2019 году Svelte 3 превратил JavaScript в реактивный язык. Svelte - это фреймворк для создания веб-интерфейса, который использует компилятор для превращения декларативного кода компонентов в такой...
<script>
let count = 0;
function increment() {
count += 1;
}
</script>
<button on:click={increment}>
clicks: {count}
</button>
...в жестко оптимизированный JavaScript, который обновляет документ при изменении состояния, например, count
. Поскольку компилятор "видит", где ссылаются на count
, генерируемый код очень эффективен, а поскольку мы используем такие синтаксисы, как let
и =
, а не громоздкие API, вы можете писать меньше кода.
Чаще всего мы получаем такие отзывы: "Хотел бы я писать весь свой JavaScript именно так". Когда вы привыкли к тому, что вещи внутри компонентов волшебным образом обновляются, возврат к старому скучному процедурному коду кажется вам переходом от цветного к черно-белому.
В Svelte 5 все это изменилось благодаря рунам, которые открывают универсальную, тонкую реактивность.
Несмотря на то, что мы меняем принцип работы под капотом, Svelte 5 должен стать полноценной заменой практически для всех. Новые возможности являются опциональными - существующие компоненты будут продолжать работать.
Дата выхода Svelte 5 пока не определена. То, что мы показываем здесь, - это наработки, которые, могут измениться.
Руны - это символы, влияющие на работу компилятора Svelte. Если сегодня в Svelte для обозначения конкретных вещей используются let
, =
, ключевое слово export и метка $:, то руны используют синтаксис функций для достижения того же и даже большего.
Например, чтобы объявить часть реактивного состояния, мы можем использовать руну $state
:
<script>
// let count = 0;
let count = $state(0);
function increment() {
count += 1;
}
</script>
<button on:click={increment}>
clicks: {count}
</button>
На первый взгляд, это может показаться шагом назад - возможно, даже не по-свельтовски. Не лучше ли, если let count
будет реактивным по умолчанию?
Нет. Реальность такова, что по мере роста сложности приложений выяснение того, какие значения являются реактивными, а какие нет, может стать сложной задачей. К тому же эвристика работает только для объявлений let
на верхнем уровне компонента, что может привести к путанице. Если в файлах .svelte
код ведет себя одним образом, а в .js
- другим, это может затруднить рефакторинг кода, например, если вам нужно превратить что-то в хранилище, чтобы использовать его в нескольких местах.
С помощью рун реактивность выходит за пределы файлов .svelte. Предположим, мы хотим инкапсулировать логику счетчика таким образом, чтобы ее можно было повторно использовать в разных компонентах. Сегодня для этого используется кастомное хранилище в файле .js
или .ts
:
import { writable } from 'svelte/store';
export function createCounter() {
const { subscribe, update } = writable(0);
return {
subscribe,
increment: () => update((n) => n + 1)
};
}
Поскольку в данном случае реализуется контракт с хранилищем - возвращаемое значение имеет метод subscribe
, - мы можем ссылаться на значение магазина, добавляя к его имени префикс $
:
<script>
import { createCounter } from './counter.js';
const counter = createCounter();
// let count = 0;
// function increment() {
// count += 1;
// }
</script>
// <button on:click={increment}>
// clicks: {count}
<button on:click={counter.increment}>
clicks: {$counter}
</button>
Это работает, но довольно странно! Мы обнаружили, что API хранилища может стать довольно громоздким, когда вы начинаете делать более сложные вещи.
С рунами все гораздо проще:
// import { writable } from 'svelte/store';
export function createCounter() {
// const { subscribe, update } = writable(0);
let count = $state(0);
return {
// subscribe,
// increment: () => update((n) => n + 1)
get count() { return count },
increment: () => count += 1
};
}
<script>
import { createCounter } from './counter.js';
const counter = createCounter();
</script>
<button on:click={counter.increment}>
// clicks: {$counter}
clicks: {counter.count}
</button>
Обратите внимание, что мы используем свойство get в возвращаемом объекте, поэтому counter.count
всегда ссылается на текущее значение, а не на значение в момент вызова функции.
Сегодня Svelte использует реактивность во время компиляции. Это означает, что если у вас есть код, использующий метку $:
для автоматического перезапуска при изменении зависимостей, то эти зависимости будут определены при компиляции компонента в Svelte:
<script>
export let width;
export let height;
// компилятор знает, что ему следует пересчитать `площадь`.
// при изменении `ширины` или `высоты`...
$: area = width * height;
// ...и что он должен логировать значение `area`.
// когда оно меняется
$: console.log(area);
</script>
Это работает хорошо... до того момента пока не перестанет. Предположим, что мы рефакторим приведенный выше код:
const multiplyByHeight = (width) => width * height;
$: area = multiplyByHeight(width);
Поскольку объявление $: area
= ... может "видеть" только width
, оно не будет пересчитываться при изменении height
. В результате код трудно рефакторить, а понимание тонкостей того, когда Svelte решает обновить те или иные значения, может стать довольно сложным после определенного уровня сложности.
В Svelte 5 появились руны $derived
и $effect
, которые вместо этого определяют зависимости своих выражений при их вычислении:
<script>
let { width, height } = $props(); // вместо `export let`
const area = $derived(width * height);
$effect(() => {
console.log(area);
});
</script>
Как и $state
, $derived
и $effect
также могут быть использованы в файлах .js
и .ts
.
Как и любой другой фреймворк, мы пришли к пониманию того, что Knockout всегда был прав.
Реактивность Svelte 5 обеспечивается сигналами, которые, по сути, являются тем, чем занимался Knockout в 2010 году. Совсем недавно сигналы были популяризированы Solid и приняты множеством других фреймворков.
Однако у нас все немного по-другому. В Svelte 5 сигналы - это детали реализации, а не то, с чем вы взаимодействуете напрямую. Таким образом, мы не имеем тех же ограничений на дизайн API и можем максимально повысить эффективность и эргономичность. Например, мы избегаем проблем с сужением типов, возникающих при обращении к значениям через вызов функции, а при компиляции в режиме рендеринга на стороне сервера мы можем вообще отказаться от сигналов, поскольку на сервере они - не более чем накладные расходы.
Сигналы позволяют реализовать мелкозернистую реактивность, то есть, например, изменение значения в большом списке не обязательно должно приводить к аннулированию всех остальных членов списка. Таким образом, Svelte 5 работает невероятно быстро.
Руны - это добавочное свойство, но они делают устаревшими целую кучу существующих концепций:
разница между let
на верхнем уровне компонента и в остальных местах
export let
$:
, со всеми вытекающими отсюда странностями
разное поведение между <script>
и <script context="module">
API хранилища, часть которого на самом деле довольно сложна
префикс хранилища $
$$props
и $$restProps
функции жизненного цикла (такие вещи, как onMount
, могут быть просто функциями $effect
)
Для тех, кто уже использует Svelte, это новые знания, хотя, надеюсь, они облегчат создание и поддержку приложений Svelte. Но новичкам не нужно будет изучать все эти вещи - они просто будут находиться в разделе документации под названием "старые вещи".
Однако это только начало. У нас есть большой список идей для последующих релизов, которые сделают Svelte еще проще и функциональнее.
Пока что Svelte 5 нельзя использовать в продакшене. Мы сейчас находимся в гуще событий и не можем сказать, когда он будет готов к использованию в ваших приложениях.
Но мы не хотели оставлять вас в подвешенном состоянии. Мы создали предварительный сайт с подробным описанием новых возможностей и интерактивной игровой площадкой. Вы также можете посетить канал #svelte-5-runes
в Svelte Discord, чтобы узнать больше. Мы будем рады получить ваши отзывы!