habrahabr

SpeedReader — Qt библиотека для скорочтения

  • понедельник, 17 марта 2014 г. в 06:00:22

http://habrahabr.ru/post/216003/

image

Предисловие


Некоторое время назад на Хабре была новость о Spritz — программной реализации техники скорочтения, основанной на быстрой смене слов в виджете с определенным центрированием самого слова внутри виджета, а чуть позже и другая новость. Так как тема довольно актуальная я, недолго думая, решил реализовать нечто подобное и универсальное, с возможностью встраивания такого виджета для скорочтения в программы на различных платформах (win, linux, mac, android). Исходя из этого условия был выбран Qt фрейморк с его широкой поддержкой различных платформ.

То, что получилось и как с этим работать описано ниже. Кому интересно, добро пожаловать.

Как это использовать?


1. Подключить заголовочные файлы:

#include "SpeedReader/speedreader.h" #include "SpeedReader/txtreader.h" // или другой наследник TextFormatReader 



2. Создать объекты:

TxtReader *pTxtReader = new TxtReader("path_to_file", "UTF-8"); // параметры: путь к файлу и название текстового кодека, в котором сохранен файл SpeedReader *pSpeedReader = new SpeedReader(pTxtReader); 



3. Установить настройки ридера:

pSpeedReader->setReadingSpeed(300); // скорость в словах в минуту pSpeedReader->setComaPauseTime(150); // пауза при достижении запятой (в мс) pSpeedReader->setDotPauseTime(200); // пауза при достижении конца предложения (в мс) pSpeedReader->setCurrentPosition(0); // позиция начала чтения 



4. Положить SpeedReaderLabel виджет на форму (можно положить QLabel, а затем преобразовать в SpeedReaderLabel)

5. Подсоединить сигналы объекта класса SpeedReader к слотам виджета SpeedReaderLabel:

connect(pSpeedReader, SIGNAL(nextWordAvailable(QString, int)), ui->speedReaderLabel, SLOT(processNextWordAvailable(QString, int))); connect(pSpeedReader, SIGNAL(wordOffset(int)), ui->speedReaderLabel, SLOT(processWordOffset(int))); 



6. Старт/стоп чтения:

pSpeedReader->startReading(); pSpeedReader->stopReading(); 



7. Так же есть возможность перехватить некоторые необязательные сигналы объекта класса SpeedReader, такие как:

SIGNAL(error(SpeedReaderError)) // ошибка SIGNAL(endOfBook()) // высылается при достижении конца файла SIGNAL(readingProgress(double)) // прогресс чтения (от 0 до 1) 



Немного о том, как это все работает. Реализация ядра библиотеки


Выделив в выходной день несколько часов, сел за продумывание идеи и ее программирование. Была выбрана такая схема: класс для переключения слов (SpeedReader) + базовый абстрактный класс для считывания текстовых файлов в разных форматах (TextFormatReader), от которого необходимо наследовать конкретные «читалки форматов» (например, для примера реализован простейший класс-читалка *.txt формата — TxtReader).

Центральный класс SpeedReader


Основной задачей объектов этого класса является переключение слова с определенной скоростью и вообще, вести себя в соответствии с заданными настройками. Посмотрим на публичные слоты данного класса:

class SpeedReader : public QObject { ... void setCurrentPosition(const int &currentPosition); // установка начальной позиции для чтения void setComaPauseTime(const int &comaPauseTime); // установка паузы при достижении запятой (в мс) void setDotPauseTime(const int &dotPauseTime); // установка паузы при достижении конца предложения (в мс) void setReadingSpeed(int wordPerMinute); // установка скорости (слов в минуту) void setEnableShifting(const bool &enableShifting); // установка сдвига слова (по умолчанию включено) // соответствующие get методы QStringList getWordsToRead(); // возвращает загруженный из файла список слов int getCurrentPosition(); int getComaPauseTime(); int getDotPauseTime(); int getReadingSpeed(); int getWordsCount(); // возвращает количество слов, загруженных из файла bool isEnableShifting(); void startReading(); // инициализация переключения слов void stopReading(); // остановка переключения слов ... } 



Само переключение слов происходит за счет высылки сигнала объектом класса SpeedReader, содержащим слово для отображения в виджете. Но о виджете позже.

Доступные сигналы SpeedReader для обработки:

signals: // сигналы для виджета (в принципе не нужно знать в рамках этой библиотеки для чего они нужны. просто опишу, что они есть) void nextWordAvailable(QString, int); // сигнал, высылающий слово и сдвиг - количество символов void wordOffset(int); // сигнал, высылающий максимальную длину из всех слов // сигналы необязательные для перехвата void readingProgress(double); // сигнал, высылающий прогресс прочтенных слов (от 0 до 1) void error(SpeedReaderError); // сигнал, высылающий ошибку в случае ее возникновения void endOfBook(); // сигнал, сигнализирующий о завершении чтения файла 



TextFormatReader — базовый абстрактный класс для реализации чтения различных текстовых форматов


Все, что нужно знать об этом классе, это то, что в нем есть метод

virtual QStringList getWords() = 0;

, который нужно переопределить в классах наследниках. В этом методе как раз и происходит парсинг содержимого текстового формата. Например, в классе TxtReader в этом методе происходит простейший парсинг, а именно замена двух пробелов на один и удаление символов переноса строк.

class TextFormatReader: public QObject { ... public: TextFormatReader(const QString &fileName, const QString &textCodecName); virtual QStringList getWords() = 0; // тот самый метод для переопределения void openBook(const QString &filePath); ... }; 



Собственно, это и есть ядро библиотеки.

Реализация виджета SpeedReaderLabel


Виджет для отображения слов — наследник QLable, на котором рисуются линии разметки (как на рисунке в начале статьи). Основная задача виджета — отображать слова, присланные объектом класса SpeedReader. Давайте посмотрим на публичный интерфейс виджета:

class SpeedReaderLabel : public QLabel { ... public slots: void processWordOffset(int verticalPointerOffset); // помните сигнал nextWordAvailable класса SpeedReader? Этот слот обрабатывает тот сигнал. В этом слоте устанавливается смещение вертикального указателя в виджете (см. картинку вначале поста) void processNextWordAvailable(QString w, int shift); // та же история. Слот устанавливает слово в виджет и сдвигает его на shift * ширина символа текущего шрифта ... }; 



Поддержка других текстовых форматов (fb2, html и других)


Для того, чтобы добавить поддержку других текстовых форматов, необходимо создать класс и унаследовать его от TextFormatReader:

1. Необходимо унаследоваться от TextFormatReader, вызвать конструктор предка и переопределить один метод:

#ifndef SOMEREADER_H #define SOMEREADER_H #include "textformatreader.h" class SomeReader : public TextFormatReader { public: SomeReader(const QString &fileName, const QString &textCodecName) : TextFormatReader(fileName, textCodecName) {} // вызов конструктора родительского класса QStringList getWords(); // этот метод необходимо переопределить }; #endif // SOMEREADER_H 



2. Переопределение getWords() метода:

QStringList SomeReader::getWords() { QString textToParse = this->text; // this->text - "сырой" текст из открытого файла ... // здесь парсим текст (удаляем все теги и прочее прочее) return countWords(textToParse); // необходимо возвратить результат countWords(QString text) метода, передав в него распарсенный текст } 



3. Теперь можно открывать файлы определенного в нашем классе формата,:

SomeReader *pSomeReader = new SomeReader("path_to_file", "UTF-8"); SpeedReader *pSpeedReader = new SpeedReader(pSomeReader); ... 



Ну а далее все, как в начале статьи в разделе «Как это использовать?».

Заключение


В итоге была разработана небольшая библиотека, которая позволит встраивать данную технологию скорочтения в программы на различных платформах. Позволю себе поместить здесь ссылку на проект в Google Code: SpeedReader on google code. В репозитории две папки: SpeedReader (в ней файлы библиотеки) и SpeedReaderTest (минимальный работающий проект с использованием библиотеки. *.txt файл необходимо поместить в папку с исполняемым скомпилированным файлом программы либо прописать свой путь к файлу). С удовольствием отвечу на все вопросы в комментариях, если возникнут.