Здравствуйте.
Как только люди придумали возить товары по морю, сразу же появились те, кто захотел эти товары отобрать. Пираты существуют с незапамятных времён: они были проблемой в Античности, они доставляли неприятности в Средневековье, они захватывали, грабили и жгли корабли во времена Возрождения и они никуда не делись и по сей день. Изменилось снаряжение, тактика, но суть осталась та же — есть в мировом океане места, куда без защиты лучше не соваться.
Сегодня мы с вами поговорим о мерах активной защиты судов от пиратства. В
прошлой статье мы разбирали пассивные методы защиты, но если запертых дверей, Цитадели, укреплений и колючей проволоки вам мало, если вы хотите дать решительный отпор из автоматического и полуавтоматического оружия, то я расскажу вам, как надо действовать.
К предыдущей части было много интересных комментов, типа: «Почему бы морякам просто не накупить оружия и не отстреливаться от пиратов?».
Вот они
наличие буквально двух матросов вооруженных пистолетами гарантирует, что подняться на борт атакующий не сможет.
Никаких судебных разбирательств не будет. Пиратов с простреленными башками просто скидывают за борт и дело в шляпе. Нету тела — нету дела.
То есть на судне со скажем 30 здоровыми мужиками не найдётся ни одного кто сможет пальнуть по лодке где-то там далеко внизу? Да ладно вам. Даже если так, то потом они могут пенять только на себя.
Вообще какая-то совершенно непонятная мне культура беспомощности и культивирования то ли нежелания, то ли неумения постоять за себя.
Конечно, среди экипажа найдётся пара-тройка отчаянных парней, которые готовы пострелять по живым мишеням и которые бьют себя пяткой в грудь: «Когда пираты придут, я им задам!». Основной их тактикой являлось «Ну, я не испугаюсь и дам им отпор, я ж не терпила какой».
На это отлично ответил другой комментатор:
Ну и соответственно, варианты
а) в команде все «трусишки», в случае нападения прячутся в цитадели и вызывают вояк.
б) в команде 2-3 рэмбы нашлось, остальные «трусишки». Трусишки заперлись в Цитадели, рэмбы пошли воевать их с вероятностью 50-80% порешали (т.к. защищать такую махину силами 2-3 человек — нонсенс. особенно когда с двух сторон штурмуют). Связи с ними (до конца боя) нет, вояки на помощь не идут, так как не все в убежище.
Вы бы хотели оказаться в А или Б? ) не считая варианта «В. быть программистом и рассуждать на уютном диванчике»
Проблему с хранением оружия тоже решили:
Спрятать оружие на судне, чтобы не нашли таможенники, по крайней мере, по книгам, которые в голос утверждают, что это сложной задачей не является. Да и если найдут: отпечатки стерты — извини, начальник, от прошлого владельца судна осталось, мы сами не знали, наших отпечатков там нет, проверяй. Изымут автомат и пускай его.
Я прям представил, как вам в багажник автомобиля кладут партию оружия и говорят: «Провези через границу, если найдут, то просто скажешь, что не твоё. Твоих отпечатков там нет, так что груз просто заберут, а тебя отпустят».
Также предлагали вариант без оружия, но со взрывчаткой:
Но есть другой момент, который, по моему, просто идеальный в таких условиях. Почему не описаны разного рода мины-ловушки по кораблю, бортам и т.д. Какие-то разбросанные по палубе «сникерсы» и «коробочки с iPhone». Подло, но очень эффективно.
Оно себе стоит и «работает» без твоего участия, ждет контакта с врагом. Не обязательно подрывать весь корабль. Почти уверен что обычная граната успокоит любого буканьера, но почти не повредит корпус корабля (краска, вмятины не в счёт).
И очень верное наблюдение:
В комментах много советов о том как нарушить закон вижу я :).
Дополню, предлагались:
- незаконное хранение и оборот оружия
- незаконное хранение взрывчатых веществ
- незаконное изготовление и установка взрывных устройств (терроризм?)
- убийства
В общем, так никто не делает.
Если вкратце, то на это есть три причины:
- Судно с огнестрельным оружием будет в каждом порту подвергнуто жесточайшим бюрократическим пыткам, вплоть до отказа в заходе. А так как суть торгового судна – мотаться из порта в порт, то любые задержки/штрафы/ограничения неприемлемы.
- Экипаж – это, конечно, наша большая семья, но во многих семьях есть поехавший дед или старший брат-уголовник, или пьяный дурак батя. Если у таких людей будет доступ к оружию или взрывчатым веществам, то рано или поздно произойдёт трагедия.
- Убийство – всё ещё уголовно наказуемое преступление и даже при самозащите можно запросто схлопотать превышение самообороны. Зачем оно моряку, который вызвался довезти ЧУЖОЙ груз из пункта А в пункт Б?
Что же делать? Нанять специально обученных людей с оружием, конечно! Вооруженные профессионалы, которые приедут, поживут у вас на борту недельку и уедут, делятся на два типа:
- Военные. Некоторые государства, могут предоставить официальную охрану судам своего флага. Это очень дорого, муторно, требует кучи документов и согласований.
![](https://habrastorage.org/r/w780q1/webt/n1/tr/e_/n1tre_yyi2xhua3yv7qvfgdcko4.jpeg)
Ожидание
К тому же, вместо опытных бойцов вам могут отправить несколько молодых новобранцев, вчерашних детей под руководством воспитательницы офицера.
![](https://habrastorage.org/r/w780q1/webt/-n/bk/20/-nbk20u2xsbi76fldoru0de247u.jpeg)
Реальность
Однако, некоторые государства запрещают под своим флагом владеть оружием кому бы то ни было, кроме военных, поэтому, выбор невелик. Берите, что дали.
- Наёмники. Частные компании предоставляют услуги серьёзных парней и, так как на этом рынке есть конкуренция, они стараются хотя бы изобразить суровость, дисциплину и надёжность. Вот про них-то мы сегодня и поговорим.
Итак, вы захотели взять на борт вооруженную охрану. Это легко устроить – вы переводите деньги, подходите в заранее оговоренное место, от плавучей базы отделяется лодка, и к вам на борт садятся бравые ребята со странными пластиковыми ящиками. Так как садятся они не в порту, а в нейтральных водах, то никаких пересечений границ нет, оружие регистрировать не надо, да и вообще – они пассажиры. Как правило, это три-четыре бойца и один командир, но, я слышал, что бывает и больше, всё зависит от вашей платежеспособности.
Далее они помогают вам (в основном советами), как обустроить вашу оборону, оборудуют себе стрелковые гнёзда и будут нести вахту на мостике вместе со штурманами и матросами.
Стрелять в живых людей – процедура неоднозначная и порицаемая во многих приличных странах. Наёмники не палят во всех проплывающих мимо бедолаг, нет. Для наёмника убить пирата, даже угрожающего твоей жизни — страшный сон. Он потратит кучу нервов и времени в суде, доказывая, что те ребята хотели напасть, а не поторговать или там дорогу спросить, например. Я стоял вахту вместе с командиром отряда, и он мне подробно рассказал, когда и как можно стрелять в нападающих. Есть несколько стадий:
- Обнаружение. Ты заметил подозрительное судно, и оно движется в твою сторону. Выходи на крыло мостика и поднимай оружие над головой. Намёк более чем понятный и, если это просто вольные охотники, то они пойдут искать более слабую жертву. Если не помогло, то переходим к стадии…
- Предупреждение. Выстрел в воздух. Если не помогает, то выстрел по воде перед лодкой. Это уже не шутки, после такого заявления разворачивается большинство пиратов, но если они продолжают нестись на нас, то…
- Огонь по цели! Но не по живой цели, а по лодке. В идеале нужно вывести из строя мотор, тогда пираты остановятся, а вы спокойно пойдёте дальше. Несмотря на то, что стрелять по неподвижным мишеням легко и приятно, делать этого нельзя – прямой угрозы нападения больше нет, и мы не имеем права продолжать огонь. Помните, мы не карательный отряд, а торговое судно, которое просто хочет пройти своей дорогой. Но если вдруг мы не успели поразить лодку, то тогда, конечно, у нас не остаётся выбора и мы открываем…
- Огонь по живым целям! По конечностям, разумеется. Раненый в ногу пират не сможет залезть на борт, а с простреленной рукой очень трудно стрелять. Но если пираты уже залезли на борт и вы отчётливо видите у них оружие, то тогда…
- Огонь на поражение! Можно стрелять в голову, грудь, куда угодно. Сейчас речь идёт уже о собственном выживании. Пусть лучше вас засудят, чем отпоют.
Это если по правилам. Но на самом деле, пиратские лодки двигаются очень быстро, и иногда просто не успеваешь произвести все телодвижения, как пираты оказываются уже на борту. Конечно, наёмники стараются следовать этим правилам почти всегда. «Почти» — потому что есть одно исключение: когда пираты достают RPG. Если кто-то в лодке взваливает себе на плечо какую-то трубу и направляет на тебя, то стрелять надо сразу — у вас есть несколько секунд, чтобы обезвредить атакующего, иначе снаряд может попасть в мостик, судно станет неуправляемым, и вы обречены.
Кстати, вот вам интересный факт: за наёмников не платят выкуп. Это моряки могут не сопротивляться и сдаться, их работа — возить грузы, а не бороться со злом. В идеале, при нападении пиратов, охрана прикрывает отход экипажа в Цитадель, экипаж там запирается и ждёт исхода боя. Наёмники знают, что за них не дадут выкупа. Пираты знают, что наёмникам нет смысла сдаваться. Всё это очень сильно повышает ставки, и не у каждого хватит духу продолжать эту игру.
Готовы к атаке
Готовы к защите
Какое у наёмников оборудование? Как правило, это автоматы, броня + шлем, и, зачастую, экшн-камера, чтобы доказать в суде, что они действовали согласно протоколу. Я не слышал, чтобы кто-то из наёмников когда-то использовал беспилотных дронов. Сами посудите – быстро приближающуюся цель мы отлично увидим на радаре и в бинокль, для дрона нужен отдельный оператор — а это лишние руки, в которые лучше вложить автомат или бинокль. Так что дроны не нужны. Если у вас есть варианты их использования — то напишите в комменты, но я лично считаю, что в этом случае, они бесполезны.
Насчёт радара, правда, есть сомнения
Раз уж мы на техническом ресурсе, интересен вопрос технических средств, даже не сколько противодействия (про брандспойты и колючки уже сказали), а обнаружения. Специальные радары, видеокамеры с датчиками движения и распознаванием образов, и прочее, чтобы выявлять пиратские лодки ещё на подходе издалека?
Насколько я знаю, радар обнаруживает крупные цели. Мелкие цели вроде лодки с низкой посадкой — сомневаюсь.
Не сомневайтесь. Качественный и правильно настроенный радар отобьёт пиратскую лодку. Для надёжности на судах должны быть установлены радары с разной длиной волны (трёх- и одиннадцатисантиметровые). Их можно выставить на разное расстояние, например, 6 и 12 миль, чтобы и в текущей ситуации ориентироваться и вдаль смотреть. Видеокамеры, управляемые из Цитадели — опционально, но без радаров вас просто не выпустят в рейс.
А что делать, если ваша компания хочет сэкономить – срезать через пиратский район и не брать на борт вооружённую охрану? Ну, есть несколько лайфхаков:
- Вырезаем автоматы из фанеры и красим их в чёрный цвет. Издалека кажутся, как настоящие и, если наступит фаза «Обнаружение», вам будет, что поднять над головой.
- Делаем из старых рабочих комбинезонов набивные куклы, привязываем к ним наши автоматы и расставляем их так, чтобы казалось, будто наёмники стоят вахту.
- Ищем менее жлобскую компанию, которая не подвергает свой экипаж опасности, и уходим работать туда. Серьёзно, не стоит рисковать своей жизнью ради экономии чужих денег.
Что ж, придётся нам строить плавучие крепости и нанимать охрану, раз уж нет других вариантов…
Или есть?
Хм. А вот через Северный морской путь от Сингапура до Саутгемптона – чуть меньше 10500 миль. И никаких пиратов. Ледоколам, конечно, платить надо, но так и проход через Суэц, очевидно, не бесплатен.
Можно к автору вопрос. Может ли в борьбе с пиратами помочь освоение северного морского пути? Насколько это дороже обычного? Какие там трудности (кроме очевидных))))
Обязательно напишу про СМП в следующей статье про перевозку газоперерабатывающих заводов. В ней будет всё, как вы любите: сотни тонн железа для одного только крепежа! 80-осные тягачи! Белые медведи! Айсберги! Кликбейтные заголовки! (100% без пиратов).
А пока — спасибо за внимание и будьте бдительны!
Автор: Илья Копосов
![](/img/image-loader.svg)