http://habrahabr.ru/post/241708/
Похоже, что «компьютерные гении» призывного возраста отныне будут на особом счету у военкоматов. 1 октября президент России провел заседание Совета Безопасности, на котором обсуждались возможные меры защиты информационного пространства России.
Через две недели пресс-служба Минобороны сообщила о том, что в российских ракетных войсках стратегического назначения, или РВСН, в скором будущем будут сформированы подразделения СОПКА, что расшифровывается как «Системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак».
Военнослужащие спецчастей получат новейшие комплексы системы обнаружения компьютерных атак, информационно-технического воздействия на автоматизированную систему боевого управления.
Сообщается, что новые подразделения создают в воинских частях, как с подвижными ракетными комплексами, так и шахтными пусковыми установками.
Зачем ракетным войскам стратегического назначения свои подразделения антихакеров, объясняется пространно, поскольку известно, что автоматизированная система боевого управления РВСН (та самая, с ядерным чемоданчиком и красной кнопкой) полностью обособлена и не имеет никакой связи с интернетом. То есть, по словам бывшего начштаба РВСН, генерал-полковника в отставке Виктора Есина, к которому за экспертной оценкой обратился «Коммерсант», возможность того, что хакеры на нее могут повлиять, совершенно исключена. В настоящее время проходит модернизация, говорит Есин. Каналы дублированы через космос и надежно защищены особыми протоколами и методами шифрования, поэтому хакерам их никак не достать, говорит генерал-полковник.
Однако никто не отменял человеческий фактор, отмечает военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко – хотя система РВСН с интернетом и не связана, в частях есть компьютеры с доступом во Всемирную сеть. Поэтому возможность того, что вирус может быть занесен конкретным человеком – офицером, дежурным смены, например, не исключена, говорит Коротченко, вспоминая дело бывшего майора РВСН Дудника, который пытался передать ЦРУ секретную информацию о сибирских ракетных подразделениях. И как раз это представляет главную угрозу для системы управления и связи РВСН. Обнаружение и ликвидация такого рода угроз – основная задача подразделений СОПКА, говорит Коротченко.
Вторая важная задача – усиление безопасности документооборота и передачи информации. Для этого нередко используются обычные компьютеры, но на которых установлены определенные системы защиты и схемы блокирования. Речь идет о противодействии техническим средствам разведки противника за счет исключения блокирования радиоканала, о поиске и обезвреживании программно-аппаратных закладок.
Официальная версия от представителя управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковника Игоря Егорова звучит так: «Вооруженные силы переходят на цифровые технологии управления оружием и войсками, активное внедрение электронного документооборота. В связи с этим РВСН принимаются превентивные меры по совершенствованию информационной безопасности — создаются подразделения СОПКА, обеспечивающие устойчивое боевое управление войсками в условиях информационно-технического воздействия».Полный перевод РВСН на цифровые технологии планируется к 2020 году.