habrahabr

Sony Produce: удивительное устройство, похожее на ноутбук

  • понедельник, 20 октября 2025 г. в 00:00:07
https://habr.com/ru/companies/serverspace/articles/957060/

На днях, пролистывая предложения известного на всю страну сайта электронных объявлений, я случайно наткнулся на крайне интересный лот. Продавец озаглавил его «Очень редкий винтажный ноутбук Sony Produce 200», а в пояснительном тексте пожаловался на то, что нигде не смог отыскать подробной информации о нём. Заинтересовавшись этим устройством, я взялся за поиски — и действительно, об этом загадочном девайсе практически ничего не знали ни популярные поисковые системы, ни даже нейросети. Однако проявив настойчивость, я всё-таки выяснил причину. Во-первых, это совсем не ноутбук. А во-вторых, аппарат весьма специфический, из-за чего он и неизвестен «Гуглю» с «Яндексом»… Но давайте обо всем по порядку.

Перенесемся в 1987 год. В СССР активно шла перестройка, 18-летний немецкий пилот Матиас Руст посадил своей самолет на Красной площади в Москве, а в капиталистическом мире набирали популярность первые массовые ноутбуки: IBM Convertible и Toshiba T1000 — за исключением, что характерно, Японии, которая по традиции уверенно придерживалась своего собственного пути.

В то время как сотрудники европейских фирм дружно выносили на свалки шумные пишущие машинки, место которых на офисных столах занимали персоналки с матричными принтерами, японцы всё ещё упорно держались за идею специализированных устройств. Причина была проста: в Японии текст — это не просто текст. Это иероглифы, слоги, контекст и эстетика. Попробуй заставь IBM PC 1986 года быстро и удобно вводить, да ещё и отображать на экране символы кандзи — и ты поймёшь, почему японские инженеры решили что ноутбуки — это история не для них.

В качестве альтернативы в Японии появились так называемые word processors, или ワープロ («вапуро») — специализированные текстовые процессоры: изящные устройства, внешне напоминавшие смесь ноутбука с пишущей машинкой. Их действительно нетрудно было перепутать с ноутбуком: полноразмерная клавиатура, небольшой жидкокристаллический дисплей, встроенный дисковод. Но архитектурно это была всё же пишущая машинка, правда, очень продвинутая и с большим количеством всевозможных встроенных функций помимо простого набора и редактирования текстов. Работали они очень быстро: включил — и через секунду можно печатать. Никаких загрузок, драйверов, операционных систем и запускаемых программ. Всё заточено под одну задачу: быстро, красиво и безошибочно набрать документ... на японском языке.

Популярность этих устройств объясняется сразу несколькими факторами. Во-первых, японские компании и госучреждения в 1980-е утопали в бумагах. Документы, письма, отчёты, внутренние распоряжения — всё распечатывалось, подписывалось начальниками, и эти бумаги требовалось оформить красиво, ведь внешний вид документов в Японии имеет культурное значение. Во-вторых, персональные компьютеры с английскими интерфейсами тогда казались слишком сложными для простых секретарей, клерков и офисных работников, которые часто не владели иностранными языками. А тут — компактное устройство с простым меню на японском и встроенным словарём иероглифов. И наконец, в-третьих, Япония просто обожала всё компактное, функциональное и технологически изысканное. Текстовые процессоры идеально вписывались в эту эстетику — небольшие, лёгкие, удобные, издающие мелодичный писк или негромкий щелчок при нажатии клавиш. К середине восьмидесятых в каждой японской фирме, редакции, медицинском учреждении и даже школе стояло несколько таких машин.

В сентябре 1987 года корпорация Sony выпустила одну из самых популярных моделей вапуро: Sony Produce 100 (PJ-100), во многом унаследовавшую технические возможности предыдущей и менее успешной модели: HW-80. Этот текстовый процессор имел откидной жидкокристаллический дисплей с разрешением 40 символов x 6 строк, в левой части которого имелось отдельное функциональное поле, где подсвечивался текущий режим работы машины. В графическом режиме изображение выводилось на экран блоками размером 16х16 точек.

Сбоку располагался дисковод для двухдюймовых дискет — не путайте его со стандартным компьютерным дисководом 3,5”. Это еще одна местная фишка: такие специализированные дискеты использовались в качестве носителя информации в ранних японских цифровых фотокамерах производства Canon, Minolta, Fuji, Matsushita и той же Sony, но нигде за пределами Японии не были распространены.

Устройство имело собственную память, в которой хранились шрифты, словари, и могло уместиться до 3000 символов вводимого пользователем текста (остальное можно было записать на дискету). Питалось оно от сети через адаптер, но допускало и подключение внешнего никель-кадмиевого аккумулятора, который в стандартный комплект поставки не входил, его нужно было приобретать отдельно.

Самая интересная деталь Sony Produce — принтер. Текстовые процессоры вапуро в Японии 80-х выпускали все, кому ни лень: и Sharp, и NEC, и Toshiba, и Casio, но в большинстве моделей принтер был, во-первых, встроенным (что добавляло девайсу веса и габаритов), а во-вторых, матричным. У Sony Produce 100, как и у следующей, 200-й модели, принтер представлял собой отдельное устройство, присоединяемое к основному блоку с помощью специального порта, похожего на LPT, но с другой распиновкой контактов.

Это помогало сэкономить вес: без принтера Sony Produce 100 весил 3,4 кг. При этом принтер использовал принцип термопечати, и его можно было устанавливать вертикально для экономии места. Это также позволяло применять не только стандартную офисную, но и другие типы бумаги: плотные сорта, картон, выполнять печатать на стикерах, конвертах, каталожных карточках, этикетках для кассет — носитель проходил через печатающий механизм без изгибов, поэтому в подающий механизм теоретически можно было запихать почти всё, что угодно.

Скорость печати составляла 13 символов в секунду, максимальная ширина печатного поля — 257 мм. Правда, к Sony Produce 100 можно было подключить только «родной» принтер Sony (и к тому же этот принтер не подходил к вапуро других производителей). Без печатающего модуля девайс и вправду очень походил на обычный винтажный ноутбук (в заинтересовавшем меня объявлении он продавался именно так, в виде базового блока), но сам по себе, в отсутствие принтера, такой текстовый процессор фактически бесполезен.

Клавиатура у Sony Produce — пружинная, с довольно тугим ходом клавиш, рассчитанным на людей, привычных не к компьютеру, а к электрической пишущей машинке. Раскладка на клавишах японско-латинская (кана), — да, машина позволяет набирать текст и латинским алфавитом. Правда, расположение вспомогательных клавиш и знаков препинания здесь нестандартное, и поменять его программно невозможно, поскольку в Sony Produce фактически отсутствует операционная система. Вообще, разные производители японских текстовых процессоров изгалялись с клавиатурами, как умели: где-то фунциональный ряд клавиш располагался сверху, где-то — сбоку, в неожиданных местах появлялись специальные кнопки для смены режимов работы устройства. В Sony Produce, например, имеется целых три клавиши пробела (для разных вариантов письма), а также специальные кнопки YES и NO, имеющие значение «Выполнить» и «Отмена». У других производителей были похожие клавиши, но их часто путали с Enter и Backspace, поэтому в Sony решили обозначить их именно так.

Но самое главное скрывалось в электронных «мозгах» Sony Produce. Устройство было абсолютно и полностью, на тысячу процентов заточено для работы на японском языке. Помимо каны, Sony Produce позволял набирать тексты иероглифическим письмом кандзи, поддерживал хирагану и катакану. Для этого применялись встроенные в ПЗУ словари, заменявшие при вводе набираемые на клавиатуре символы (или их сочетания) другими. Аппарат умел выполнять автоматические преобразования «кана — кандзи» (целыми блоками до 30 символов), «хирагана-катакана» и обратно, поддерживал режим romaji input (метод ввода японского языка с использованием латинского алфавита), позволял искать по тексту отдельные слова или целые предложения, набранные хираганой или катаканой. Аппарат имел встроенный словарь на 150 000 японских слов, словарь общепринятых сокращений, словарь идиом (распространенных фраз), и пользовательский словарь, который можно было пополнять произвольным образом. В машине было встроено 4 японских, и 6 латинских шрифтов.

Текст можно было редактировать с использованием различных вариантов форматирования: отступы, табуляции, выключка в нескольких вариантах (правый, левый край и центр страницы), переменный межсимвольный и межстрочный интервал (80 настроек), поиск текста, копирование и вставка через буфер обмена в пределах документа, а также расстановка переносов для английского языка.

Это еще одна причина, по которой этот агрегат сегодня может служить разве что диковинным украшением интерьера — если вы, конечно, не японец, которому нужно ежедневно набирать и печатать кучу документов на японском языке.

В сентябре 1988 года появилась вторая модель этого семейства: текстовый процессор Sony Produce 200, тот самый, из объявления. Инженерам удалось снизить вес базового блока до 1,8 кг, дисплей стал более продвинутым: экран теперь мог вмещать почти целую страницу напечатанного текста (до 400 символов), появилась возможность рисования простых геометрических фигур и рамок. В набор встроенного ПО добавили адресную книгу, из которой теперь можно было выводить на принтер визитные карточки (принтер, кстати, остался тем же самым).

Улучшилось пакетное преобразование вводимого текста — до 40 символов в режиме «кана-кандзи», появились дополнительные стили оформления документов: увеличение кегля шрифта (от 1 до 16 раз), сглаживание, инверсия, тень. Добавился специальный режим печати адреса на почтовых открытках (в японском стандарте, разумеется). В остальном это был прежний PJ-100. Впоследствии Sony выпустила как минимум еще 5 моделей текстовых процессоров, некоторые из них, например, PJ-555 имели уже вполне «ноутбучный» экран с большой диагональю и встроенный жесткий диск.

И что особенно любопытно: текстовые процессоры жили в Японии дольше, чем где бы то ни было. Когда в Европе и США о них уже забыли, в Токио их продолжали производить вплоть до конца девяностых. В эпоху, когда мир вовсю осваивал Windows 95 и интернет, японцы по-прежнему набирали свои письма на Sharp WD-CP1 или Sony Produce 200 — на тех самых устройствах, о которых теперь не знает ни «Гугл», ни «Яндекс».

Статья поддерживается командой Serverspace.

Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.

IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR