http://habrahabr.ru/post/223707/
Эдвард Сноуден часто попадал в объектив вместе с ноутбуком, где красовался зелёный стикер Tor. Теперь
выяснилось, откуда он у него взялся. Журналисты Wired взяли интервью у нескольких участников событий ноября-декабря 2012 года, которые тогда общались со Сноуденом.
Оказывается, ещё во время работы по контракту в АНБ Эдвард Сноуден держал выходной узел Tor на 2 Гбита/с. Более того, он уговаривал
коллег на работе добавить ещё серверов!
Собственно, так у него и появились наклейки. 18 ноября 2012 года он написал Руне Сандвик (Runa Sandvik), одной из ведущих разработчиков Tor Project, с просьбой прислать стопочку наклеек, чтобы раздавать на работе, то есть в компании Dell. Сноуден пояснил, что поддерживает «один из крупнейших выходных узлов под названием TheSignal на 2 Гбита/с».
Из сети Tor трафик выходит в открытый интернет через выходные узлы, которые зачастую являются «бутылочным горлышком» в общей пропускной способности. Так что усилия тысячи добровольцев, которые соглашались пропускать трафик через себя, очень ценятся. Получается, что Сноуден был одним из добровольцев ещё до того, как переслал в прессу сотни тысяч секретных документов АНБ, стал государственным преступником и поставил свою жизнь под угрозу.
Письмо Руне он отправил с адреса cincinnatus@lavabit.com, того самого, с которого через две недели связался с Гринвальдом. Несмотря на использование анонимной почты, Сноуден сообщил Сандвик своё имя и адрес на Гавайях, чтобы получить посылку. Хотя девушка ничего не слышала о Сноудене (о нём никто тогда не слышал), она как раз планировала поездку на Гавайи через месяц в отпуск — и предложила Эдварду встретиться и прочитать лекцию о Tor для местной аудитории. Сноуден с энтузиазмом воспринял идею.
В декабре 2012 года Сноуден организовал на Гавайях криптовечеринку CryptoParty — такие мероприятия проводят по всему миру. Участники «вечеринок» делятся опытом по использованию криптографических инструментов. После стандартной презентации Руны о Tor перед местными жителями выступил Сноуден с 30-40-минутной лекцией по open source программе для сквозного шифрования диска
TrueCrypt. Всё мероприятие записывала на видеокамеру девушка Сноудена, но видео не опубликовали вроде как из-за плохого звука. Сама Руна Сандвик вспоминает, что Эдвард произвёл на неё впечатление очень вежливого и чрезвычайно умного человека. По крайней мере, про TrueCrypt он рассказал очень толково, да и по сети Tor не было ни одного аспекта, в котором он бы не разбирался.
Эшер Вольф
Сноуден предварительно связался с автором идеи CryptoParty и организатором криптовечеринок Эшер Вольф (Asher Wolf) из Мельбурна, чтобы спросить у неё совета по организации. Та посоветовала сделать всё попроще и сосредоточиться на единственной теме. «Если бы я знала, что это кто-то из АНБ, я бы пошла и застрелилась, — говорит Эшер Вольф. — Но я вроде как горжусь, что он решил обучить местных жителей. Это большое дело. Мы рассчитываем на добровольцев, которые подвергают себя риску, устраивая лекции в непростых местах и ситуациях. Для него было огромным риском читать лекцию на криптовечеринке, в то же время работая на АНБ. Я рада, что он так поступил. Вот же чёртова легенда».
Эшер надеется, что криптовечеринка стала одним из факторов, которые подтолкнули Сноудена осуществить задуманное.
Сноуден организовал вечеринку вскоре после того, как написал первое письмо Гленну Гринвальду и ждал ответа. В вики CryptoParty до сих пор сохранились
его записи под ником Cincinnatus.