http://habrahabr.ru/post/220511/
Как-то знакомый преподаватель английского языка рассказал, что вчера был на вечеринке и услышал анекдот:
— Ложась спать программист ставит рядом на столик 2 стакана.
— Один с водой — если захочет пить, второй пустой — если не захочет.
Смеялись только программисты, а остальные и он, в том числе, анекдот не поняли. Пришлось сильно постараться, чтобы объяснить гуманитарию, что в этом анекдоте смешного.
Программист – относительно новая профессия. Зародилась она по времени где-то между физиком-ядерщиком и космонавтом. Многие «лирики» и даже некоторые «физики» и «космонавты» нас не понимают. И среди этих людей часто находятся наши коллеги, менеджеры, сотрудники коммерческих департаментов, отделов кадров, владельцы бизнеса, заказчики и др. Этот пост для них. Ну и немного для себя (типа,
ретроспектива самоанализ).
Disclaimer. Сейчас программистов много. Хороших и разных. Я буду писать про хороших. И то, не про всех, а про большую часть из тех, с кем имел честь вместе разрабатывать ПО.Мы умеем и любим работать
Мы все гении. Ну, или, по крайней мере, мним себя таковыми.
Мы пришли в этот мир, чтобы творить, чтобы спасать его от информационного армагеддона. Только представьте, что бы сегодня стало с человечеством, если бы вдруг перестало работать все ПО. Нам присуща глубокая внутренняя мотивация.
Мы готовы ночами сидеть за компьютером, чтобы написать самый короткий и понятный код, создать самый быстрый алгоритм, требующий минимальные ресурсы компьютера, или пофиксить «самый последний» баг. Мы любим творить и ненавидим рутину.
Но в этом и наша слабость. Мы перфекционисты. Мы можем очень долго «утаптывать траву», прежде чем начать решать задачу. Нам надо делать над собой массу усилий, чтобы работать плохо, но быстро. Без четких требований, без продуманной архитектуры, без тестов, без рефакторинга: «бац-бац — и в продакшен».
Мы хотим решать проблемы
Мы умные. И это вам полезно понимать. Даже, если вы менеджер, то вы для нас еще не авторитет.
Мы будем постоянно отстаивать право на независимость и собственное мнение. Мы убеждены, что имеем право на ошибку. А как создавать что-то новое, не ошибаясь? Это все равно, что запретить нападающему промахиваться по воротам.
Мы профессионалы. Поставьте нам цель и ждите. И не надо нам говорить, как мы должны ее достигать. А мы в свою очередь не будем говорить, куда вам идти. Если вы все знаете лучше нас, то зачем мы вам нужны? У одного из коллег над рабочим местом висел плакат: «Придешь с проблемой — получишь решение. Придешь с решением — получишь проблему». И это действительно так.
Не думайте, что нас можно заставить работать больше, лучше, быстрее. Можно попробовать ввести индивидуальные KPI. Это, конечно, не мотивирует нас думать быстрее. Но может заставить имитировать бурную деятельность. Что измеряешь – то и получишь.
Нами невозможно управлять. Но мы всегда сможем договориться с вами, если у нас будет общая цель, взаимное уважение и доверие.
Мы профессионалы и не умеем работать плохо. Лучше просто доверьтесь нам.
Мы ненавидим, когда нас отвлекают от работы
Мы работаем в потоке.
Разработка ПО требует глубокой сосредоточенности на задаче. Нам приходится строить и удерживать в голове абстракции разных уровней от описания целей программного продукта до исполняемого машинного кода и особенностей аппаратной платформы. И таких уровней могут быть десятки.
На каждом уровне абстракций и их деталей становится все больше и больше. Еще надо удерживать в голове многочисленные взаимосвязи, существующие между абстракциями на всех уровнях и между уровнями. Абстракции и взаимосвязи между ними изменяются во времени, и мы еще должны учитывать в голове эту динамику.
Даже если перед нами новостной сайт или скринсейвер, мы работаем.
И тут…, звоните (приходите) вы менеджеры (сотрудники коммерческих департаментов, отдела кадров)! И увильнуть уже нельзя!
— Как дела (здоровье, статус задачи)?
Дзинь! И весь этот любовно и долго выстраиваемый в голове «хрустальный дворец» абстракций разлетается на мелкие осколки.
И, бросив трубку, мы начинаем заново строить из осколков «дворец».
Так, что если не произошло ничего экстраординарного, лучше напишите на e-mail. Мы обязательно вам ответим, когда вынырнем из потока.
Только не присылайте нам, пожалуйста, дампы мозга из 3000 слов неструктурированного текста. Скорее всего, мы этот текст не дочитаем. Два-три самых важных тезиса и резюме – что от нас надо. Мы обязательно позвоним (зайдем к вам), если что-то не поняли или надо уточнить.
Мы очень не любим совещания
Мы очень ценим свое время. У нас на него всегда есть масса своих планов. Поэтому призыв срочно посовещаться обычно вызывает у нас только раздражение.
Мы всячески постараемся уклониться от участия, если не понимаем что обсуждаем (не смогли заранее получить всю информацию по рассматриваемым вопросам), какую цель хотим достичь, почему именно мы должны в этом участвовать и почему нас не известили о митинге хотя бы за один рабочий день.
Мы быстро теряем интерес, если совещание начинает отклоняться от темы, если никто не фиксирует достигнутые договоренности, если в конце никто не обсуждает кто, что и когда должен сделать.
Если можете без нас обойтись, никогда не зовите нас на митинги. Лучше в это время мы напишем и отладим еще 100 SLOC полезного для проекта кода.
Мы не замкнуты, не угрюмы и не асоциальны
Просто мы в большинстве интроверты и никогда не хотим тратить энергию на людей и разговоры, которые лично нам не интересны.
Мы любим людей. Но не всех во всем мире, а только тех, кто нам ценен. Свой ближний круг. Свою команду, объединенную общей целью, взаимоуважением и доверием.
Нам не нужны корпоративы. Лучше мы посидим за чашкой кофе или пива со своей командой и обсудим наши насущные проблемы.
Мы не сторонимся людей. Мы с удовольствием отправимся на профессиональную конференцию или обучение. И там с интересом пообщаемся с коллегами, которые бьются со схожими проблемами, которые опытнее нас, которые знают больше нас. Мир ИТ стремительно меняется. И если вы хотите и дальше работать с профессионалами, то нам необходимо «учится, учиться и учиться».
Мы всегда готовы улыбнуться. Но не из вежливости, а если есть достойный повод. Мы очень ценим юмор. Нет, конечно, не Аншлаг и не Петросяна. А такой, философский и доброжелательный. Ну, может, что-то, типа,
такого. Если вас это не улыбнуло, обратитесь за разъяснениями к ближайшему программисту (по e-mail, разумеется).
Юмор и ум две стороны одной медали. И мы стараемся избегать людей с отсутствием чувства юмора.
Мы не равнодушные и не циничные
Мы в большинстве – флегматики. Спокойные как внешне, так и внутренне. Мы не склонны проявлять эмоции. Но, не стоит думать, что нас нельзя разозлить. Просто для этого потребуется гораздо больше усилий по сравнению с людьми другого склада.
Мы не циники, как многие о нас думают. Мы ценим искренность, простоту и открытость. И сами такими стремимся быть. Поэтому будьте готовы услышать от нас нелицеприятную правду.
Мы всегда будем молчать, если нам нечего сказать. Мы можем даже кивать, если поняли то, о чем вы говорите. Но это ничего не значит. Не стоит принимать это за наше согласие. Только произнесенное «да» — знак согласия программиста.
Мы не поддаемся окультуриванию
Одна из книг о секретах управления программистами называется «Как пасти котов». Книга, имхо, так себе, но название – точное. Мы все логики и рационалы. Нас очень трудно заставить делать то, смысла чего мы не понимаем. У нас всегда много дел. Мы буем всегда сторониться тех, кто навязывает нам бессмысленную работу, и найдем 100 причин, почему мы не можем ее сделать. И всегда будем тянуться к тем, кто ограждает нас от ненужной работы.
Мы не любим ходить строем и бегать в мешке. Без мешка мы бегаем на порядок быстрее.
Мы бойцы спецназа, которые нацелены на достижение наших с вами общих целей. И чем меньше у нас ограничений свободы, тем эффективнее мы сможем эти цели достичь. И, следовательно, принесем вам намного больше прибыли.
У программистов, как, впрочем, и у всех людей, масса недостатков. Но у них есть и достоинства, без которых разрабатывать ПО просто невозможно. Эти достоинства программистов часто являются продолжением их недостатков.
Так что, не стоит нас переделывать. Принимайте нас такими, какие мы есть.