habrahabr

Самоучка против инженера: кто лучше

  • пятница, 2 мая 2025 г. в 00:00:13
https://habr.com/ru/companies/lanit/articles/905036/

В IT-сообществе не утихают споры о ценности формального образования. Одни считают, что только фундаментальное образование формирует инженерное мышление. Другие уверены, что самоучки не уступают выпускникам вузов благодаря свободному доступу к фреймворкам и онлайн-ресурсам. Мы в Artezio провели круглый стол с экспертами отрасли и собрали аргументы с обеих сторон и разобрались, кого ищут работодатели в эпоху, когда код пишут LLM.

Полную версию обсуждения, организованного нашей компанией Artezio, можно посмотреть на канале Ai4Dev на Youtube и в ВК Видео. А еще у нас появился Telegram-канал для разработчиков, которые используют ИИ. В нем уже больше трех тысяч разработчиков, с которыми можно обмениваться мнениями и реальными кейсами. 

Самоучки

В IТ долгое время существовал миф, что можно стать разработчиком без фундаментального образования. На волне массового набора персонала у людей появилась уверенность, что в программирование, да и вообще во все IТ-профессии можно войти из любой другой. Достаточно иметь желание и деньги на трехмесячные подготовительные курсы. Но если на вопрос журналистов “Нужно ли профильное образование в IТ?” многие компании отвечали «нет», то было и другое мнение, что без специального образования в IТ, по большому счету, делать нечего.

“Самоучки не приносят компании никакой ценности. Они только вредят, оставляя за собой несоизмеримо большой технический долг”, – утверждает Артем Аментес, основатель сервиса CVCode.

По его мнению, именно профильное образование даёт то, чего никогда не получить за несколько месяцев самостоятельного обучения. “Люди с образованием понимают стандартизацию и философию построения программного обеспечения. Специалисты, посвятившие 4-6 лет профессиональному изучению различных аспектов программирования, обладают гораздо более широким кругозором. Они знают больше нюансов, имеют больше навыков, которые впитаны с юношеских лет. Их преимущество просто неоспоримо”, – объясняет Аментес.

Реальность, к сожалению, часто подтверждает эту жесткую оценку. Антон Фокин, CEO компании Qtim, делится собственным болезненным опытом: “Мы нанимали самоучек, окончивших курсы, когда у нас был аврал с заказами. Технический долг, оставшийся после этого, мы разгребаем до сих пор, хотя прошло уже несколько лет. До сих пор находятся проблемные места в коде”.

По мнению экспертов, проблема выходит далеко за рамки недостатка технических знаний. Самоучки часто не обладают необходимым инженерным мышлением, которое вырабатывается годами погружения в профессиональную среду.

“Вуз дает инженерное мышление, пробуждает инженерную интуицию, учит решать задачи и смотреть на процесс сверху, – рассуждает Артем Аментес. – Он формирует понимание архитектуры, проектирования систем и физики процесса. В этом и заключается ценность высшего образования. Самоучка, медитирующий где-то на Бали, не получит этих навыков без взаимодействия с преподавателями, которые десятилетиями оттачивали и структурировали свои знания в университетских курсах”.

Антон Фокин отмечает, что опытный рекрутер быстро распознает отсутствие системного образования: “Я собеседую людей в своей компании, и сразу видно, не спрашивая человека, прошел он курсы или полный путь в университете. Видно по тому, как он мыслит. На курсах все делают поверхностно, не углубляясь в суть”.

Как результат - самоучки меньше ценятся на рынке труда. 

“Выбирая между человеком, который два месяца учился на курсах, и тем, кто четыре года провел в вузе, стоит учесть, что второй уже погружен в эту сферу долгое время. Ему это действительно интересно, он не бросил обучение и теперь ищет работу. Тот, кто учился лишь несколько месяцев, возможно, еще не понял, хочет ли вообще этим заниматься”, — отмечает Филипп Щербанич, Senior Backend Engineer в Mayflower.

Особенно остро недостаток фундаментальных знаний проявляется при работе над сложными проектами, там где сложно прикрыться фреймворками. “В по-настоящему крупных проектах редко используются фреймворки, – утверждает Щербанич. – Множество языков программирования существует в мире, и в масштабных, давно запущенных проектах часто применяются самописные решения”.

Эксперты говорят, что осторожное отношение к самоучкам характерно не только для IТ-индустрии. Есть профессии, в которые вообще невозможно попасть без нужного образования и нескольких лет стажировки. Да что там говорить, по словам участников дискуссии, даже актерское ремесло не всегда приемлет самородков без образования. 

“Креативные продюсеры телеканала ТНТ рассказали мне, что на кастингах вообще не рассматривают людей без профильного образования. Актеров без диплома вуза практически никогда не приглашают. Все самоучки в актерской профессии проходят мимо, никогда не получая ролей”, — поделился наблюдением Артем Аментес.

Антон Фокин выделяет еще один важный аспект проблемы: “Самоучки редко задаются вопросом “Почему именно так?”, принимая на веру документацию или чужой код. Выпускники технических вузов, напротив, часто стремятся понять причины и механизмы. Конечно, существуют самоучки, пишущие код лучше дипломированных специалистов, но, к сожалению, это редкие исключения”.

Фреймворки решают всё?

Казалось бы, вердикт очевиден: без диплома в IT делать нечего. Однако так думают далеко не все. Среди экспертов нашлись и те, кто считает, что индустрия давно изменилась и требует совсем иных качеств от специалистов.

“Я пришел в IT в 11 лет и занимаюсь Java-разработкой. Сейчас я тим-лид, тех-лид, сеньор Java-разработчик, – рассказывает Рустам Курамшин, Developer Advocate в команде Axiom JDK. – На старте карьеры я перепробовал многое: сетевое администрирование, разработку корпоративных приложений... А магистратуру я получил исключительно для красивой строчки в резюме. К моменту ее окончания с точки зрения профессионального развития образование уже не имело смысла”.

Рустам, имеющий богатый опыт найма разработчиков, ставит под сомнение реальную пользу высшего образования в современных реалиях: “Давайте взглянем на ситуацию с образованием в России. Ведь не все кандидаты – выпускники Бауманки или МГУ. Большинство на рынке окончили рядовые вузы, где в учебниках до сих пор учат писать код на турбопаскале”.

По его мнению, ключевые профессиональные навыки редко дают в университетах: “Среднестатистический выпускник айтишной специальности видит в вузе только написание кода на каком-то языке. То, что делает разработчиков профессионалами, – это не только образование. Да, оно учит мышлению, но всё, что действительно нужно для успешных проектов, приходится учить самостоятельно”.

Эксперт приводит конкретные примеры: “Покажите мне вузовский учебник, где рассказано, как писать пайплайны для бэкенда на Java или как деплоить приложения в Kubernetes. А ведь это неотъемлемая часть современного бэкенда. Таких учебников просто не существует”.

Марианна Воденицкая, HR-бизнес-партнер в диджитал-агентстве Only, подтверждает, что практика часто важнее теории: “Самоучки бывают очень разные. Я встречала людей с гуманитарным образованием, которые прошли простейшие онлайн-курсы и показывали впечатляющие результаты на собеседованиях. Мы делаем упор на практические задачи, проверяем логику и знание алгоритмов. И здесь самоучки часто не уступают людям с профильным образованием, а иногда даже превосходят их”.

По наблюдениям Марианны, тенденция только усиливается: “На рынке самоучек даже чуть больше, чем специалистов с профильным образованием. Если человек умеет грамотно себя представить и показать практические кейсы в портфолио, он вполне успешно конкурирует с выпускниками вузов”.

Рустам Курамшин подкрепляет свою позицию историческими примерами: “Посмотрите на известных людей, создавших революционное программное обеспечение. Линус Торвальдс имеет техническое образование, но не имеет профильного айтишного. И при этом он кардинально изменил мировые технологии. Или Стив Возняк – один из тех, кто создавал свои корпорации в гараже. У этих людей тоже не было профильной вышки. Это показывает, что профильное образование не является ключевым фактором для профессионального развития”.

Евгений Евсеев, основатель и технический директор Devman, обращает внимание на принципиальную проблему дискуссии: “Действительно, в вузах сейчас нет программ, готовящих к реальным проектам. Когда дело доходит не до учебных задачек на Паскале, а до коммерческих продуктов, которыми будут пользоваться люди, – этому не учат. Но есть другой момент – можно ли вообще учиться самому? Вопрос звучит так, будто можно прийти, просиживать штаны и при этом чему-то научиться. Но это иллюзия. На самом деле человек всегда учится сам. Вопрос лишь в том, какими инструментами он пользуется”.

Владимир Афанасьев, основатель школы программирования для детей #АйДаКодить, высказывается еще более категорично: “Я глубоко обесцениваю высшее образование, и у меня есть причины. Из четырех десятков человек, окончивших топовые технические вузы Москвы, ни один не сказал: “Как здорово, что я поступил в этот вуз, скоро закончу и меня возьмут в Яндекс или Ozon”. Напротив, все говорят одно: “Когда же это закончится? Когда я смогу сбросить этот груз и наконец-то получить нормальные навыки и зарабатывать деньги?”

Владимир уверен в эффективности альтернативных подходов к обучению: “Я могу за два года подготовить старшеклассника до уровня джуниор-разработчика. Нужна только фокусировка и отсутствие отвлекающих факторов. Два года – и джун готов. Это точно не про высшее образование”.

Рустам Курамшин формулирует то, что, по его мнению, является ключом к успеху в современном IT: “Для создания работающего проекта нам не нужны люди, понимающие, как на сетевом уровне работают драйверы. Нужна база SQL и понимание библиотек. Если мы уберем фреймворки из мировой разработки, IT-рынок резко сократится, потому что придется писать все библиотеки самостоятельно”.

“Вся популярность IT возможна только благодаря фреймворкам и библиотекам, – подытоживает Рустам. –  Сейчас любой человек, способный прочитать документацию, может стать разработчиком, потому что использовать библиотеки относительно просто”.

Юрий Пеклич, CEO digital агентства MaPbiz Group, предлагает взглянуть на тему более прагматично: “Давайте будем честными – работодателю в большинстве случаев всё равно, есть у вас диплом или нет. Если человек может выполнить бизнес-задачу, он получает работу. Если ты самоучка и не определился с направлением – иди в студию, попробуй себя. Когда поймешь, что тебе нужны специализированные знания, ты получишь их у опытного лида или в институте – заочно, очно, неважно. Но если цель – просто просидеть после школы в институте пять лет, то лучше никуда не идти”.

Не диплом, а мотивация

За громкими заявлениями и категоричными позициями проступает неожиданный консенсус — важнее формальных корочек и сертификатов может быть лишь страсть к профессии и готовность учиться всю карьеру.

“Для меня самоучка намного ценнее, потому что у человека есть мотивация. Всему можно научить, когда есть мотивация”, — говорит Владимир Афанасьев.

С этой позицией перекликается мнение Рустама Курамшина: “Я больше всего ценю настоящих разработчиков — людей, высокомотивированных к развитию. Образование важно как социальный навык, но в разработке оно лишь дополнение, а не ключевой фактор успеха”.

Впрочем, сбрасывать со счетов вузы тоже не стоит — они эволюционируют вместе с индустрией. “Сейчас в тренде объединение вузов и компаний для создания актуальных курсов. Компании привносят знание современных технологий, вузы — фундаментальную базу. Получается мощная синергия”, — отмечает Филипп Щербанич.

При этом сама структура технической работы вызывает серьезные споры. Одна из ключевых тем — роль фреймворков и готовых инструментов в современной разработке. Сторонники самостоятельного обучения часто указывают на них как на демократизирующий фактор, позволяющий входить в профессию без академического бэкграунда.

А что ждет индустрию в будущем? “Скоро останется лишь два типа специалистов, работающих с кодом, — рисует неожиданную картину Антон Фокин. — Хорошие инженеры, глубоко понимающие технологии, и хорошие аналитики, способные точно формулировать задачи и немного разбирающиеся в программировании. С приходом LLM-моделей средний слой просто исчезнет”.

Многие считают панацеей современные фреймворки, но и здесь не всё так просто. “Фреймворк — это действительно инструмент спасения для начинающих, но иллюзия простоты обманчива, — разбивает розовые очки Евгений Евсеев. —  Чтобы по-настоящему освоить даже один веб-фреймворк, нужно полгода интенсивной практики. А ведь нужно еще понимать SQL, HTTP, серверную архитектуру, особенности фронтенда и бэкенда, инструменты деплоя... Это сотни взаимосвязанных технологий”.

Представления о самой IT-индустрии также требуют пересмотра. “Образ программиста как затворника, пишущего код в темной комнате, безнадежно устарел”, — утверждает Артем Аментес. — Современные IT — это экосистема из управленцев, HR, продуктологов, продажников. А с развитием LLM-моделей даже прикладное программирование становится все более доступным”.

Между тем, суровая реальность рынка расставляет всё по своим местам. “В конечном счете работодателю важен лишь один фактор — можешь ли ты решать бизнес-задачи. Всё остальное вторично, — подводит черту Юрий Пеклич. — Не знаешь, кем хочешь быть? Пробуй. Нужны глубокие знания? Добирай их у ментора или в институте. Главное — ясно понимать свою цель”.

Так что же все-таки важнее — диплом или самостоятельно полученные знания? Оставьте свое мнение в комментариях.