habrahabr

Российские студенты доминируют на олимпиадах по программированию и американские студенты этому не уд

  • суббота, 24 июня 2017 г. в 03:17:18
https://habrahabr.ru/post/331364/
  • Учебный процесс в IT




Когда Александр Иверсон, был в первых классах школы, он узнал о вычитании и порядке действий. Не смотря на то что его ответы в классе и решения домашних заданий были почти всегда верными, преподаватель не признавал их таковыми.

В чем причина? В его более эффективном методе исчисления — по существу, он изобрел понятие отрицательных чисел (его класс их еще не проходил), а затем перестроил порядок действий в соответствии с его методом, то есть пошел против инструкций учителя.

Иверсон ныне старший научный сотрудник, преподает информатику в одной из высших школ Южной Дакоты (SDSMT), он также принимал участие в «Олимпийских играх по компьютерному программированию среди университетов мира».

«Это было ужасно», — сказал он. «По сути, я придумал метод, который выполнял задачи лучше, чем тот, которому меня учили и за это я был наказан».

По мнению Иверсона, этот опыт — прекрасный пример проблемы с математикой и информатикой в Америке, эта проблема отчетливо дала о себе знать 24 мая, когда в Рапид-Сити состоялся 41-й ежегодный международный чемпионат мира по программированию среди университетов.

Примерно с 9:00 до 23:00, почти 400 лучших молодых программистов мира, состоящих из 133 команд, в каждой по три человека, из 44 стран, соревновались между собой. Каждая из присутствовавших команд уже проходила через региональные соревнования, в которых участвовало 46 381 студентов из 103 стран мира.

Приблизительно через 5 часов, стали известны результаты.

Первое место заняла российская команда из Санкт-Петербургского Национального Исследовательского Университета Информационных Технологий, решив 10 задач в кратчайшие сроки. Это четвертая победа российской школы с 2012 года.

Четыре другие команды из Варшавского Университета, Сеульского Национального Университета, Санкт-Петербургского Государственного Университета и Московского Физико-технического Института также решили 10 задач. В целом, российские и китайские команды заняли 9 из 14 высших позиций. Университет Центральной Флориды занял 13-е место, Массачусетский Технологический Институт занял 20-е место.

«Деньги — это единица заботы и по-видимому, мы больше заботимся о содержании заключенных в тюрьме, чем об обучении» — сказал Иверсон.

Иверсон добавил, что одна из главных причин, по которой он преуспел в той области, где других американских студентов нет, объясняется в его самообучении за пределами школы.

20-летний Мэтью Шалленкамп, младший научный сотрудник по информационным технологиям SDSMT и товарищ по команде Иверсона, сказал, что его первое знакомство с компьютерным программированием произошло, когда он наткнулся на учебник по программированию в библиотеке своей средней школы в Южной Дакоте.

«У нас действительно не было хороших обучающих программ по информатике», — сказал Шалленкамп.

Оба мужчины согласились с тем, что главная причина успеха России и Китая была простой: они начинают изучать концепции программирования намного раньше, нежели американцы.

Ларри Пайитт, профессор математики и информатики в школе технологий Южной Дакоты и тренер команды SDSMT, утверждает, что это не всегда так.

«Многие из этих программ были сокращены, тогда как в 80-х годах у меня было компьютерное программирование в старшей школе в течение двух лет и позже, когда я поступил в колледж, это стало для меня огромным преимуществом», — сказал Ларри, который занял третье место в ICPC World Finals в 1989 году.

Ранее в этом году Пайитт вместе с Шалленкампом и еще пятью студентами отправились в Россию в учебный лагерь по подготовке к конкурсу. Разница в преподавании точных наук стала ему предельно ясна.

«К тому времени, как школьники в России заканчивают школу они уже обучены основам математического анализа и программируют, — сказал Пайитт. — Выходит что готовиться к изучению точных наук в вузе они начинают примерно на четыре года раньше, а до недавнего времени каждый школьник в России должен был изучать матанализ, чтобы получить диплом о высшем образовании и поэтому они уделяют математике и точным наукам в целом, намного больше внимания, чем наши школы».

Сейчас в СМИ появляется множество новых истории о деятельности хакеров из России и о вмешательстве российского государства в зарубежные выборы. Исполнительный директор Международного вузовского конкурса по программированию Уильям Паучер (William Poucher) сказал о том, что бывшие участники состязаний не имеют отношения к хакерской деятельности.

Джефф Донаху директор ICPC: «Ключ к будущему — это возможности и то, как мы создаем эти возможности для людей, чтобы они творили, а не разрушали».

Касательно вопроса совершенствования образовательной системы, Паучер сказал, что ответ прост: «Все, что нужно сделать, это вкладывать побольше инвестиций. Любой, кто говорит, что проблема не в деньгах… просто лукавит. Самое важное, вкладывать деньги в образование. Вкладывать в детей. Вкладывать в родителей».

Иверсон утверждает, что образование — это как раскаленная сковорода для политиков. Они трогают ее, обжигаются, и после этого больше не прикасаются. По его мнению, изменения в принципах и подходах к обучению могут дать положительные результаты уже сегодня, а увеличения инвестиций вряд ли стоит ждать.

«У нас очень слабые стимулы и они не подталкивают преподавателей, и школы к оптимизации обучения. Все идет по накатанной: преподаватели учат по старинке, а ученики точно так же приобретают знания и навыки», — сказал Иверсон, объяснив, как стандартизированные тесты влияют на содержание учебных программ и определяют успешные школы, успешных преподавателей и учеников.

Возвращаясь к своим первым стычкам с американской системой обучения математике, Иверсон добавил, что он вынес для себя очень важный урок, хотя и не тот, которому его хотели научить.

«У нас пытаются отбить охоту к учебе, к поиску нового интересного способа сделать что то, к выяснению того, как использовать его эффективно, а затем применить на практике», — сказал он. «Я думаю, что если бы это поощрялось и вознаграждалось, ученикам было бы интересно учиться».