Работает в моменте — разоряет на дистанции, или Как исчез самый большой капитал США XIX века
- суббота, 22 ноября 2025 г. в 00:00:11

Привет, я Маша, занимаюсь развитием брендов и увлекаюсь изучением предпринимательского опыта прошлых столетий. Конечно, я не могла обойти вниманием самого богатого американца XIX века Корнелиуса Вандербильта, наследники которого печально известны тем, что промотали рекордное для своей эпохи состояние. И не могла не задуматься — как? Как меньше чем за столетие от 143 млрд долларов (в переводе на сегодняшние деньги) ни один из наследников не смог сохранить даже миллион? В этом стоит разобраться.
Осторожно, спойлер: за крахом благосостояния династии стоит не только банальное мотовство и транжирство, но и решения, задуманные во благо и порой даже сработавшие в моменте — но выстрелившие в ногу со временем. О том, как благими намерениями вымостить дорогу к распылению одного из самых больших состояний своего времени, — моя сегодняшняя история.

Будущий магнат Корнелиус Вандербильт родился в семье фермера на территории будущего Нью-Йорка. В 11 лет он оставил школу, решив зарабатывать в сфере судоходства, перевозя грузы между Манхэттеном и Статен-Айлендом. В 16 лет он взял взаймы у матери средства на покупку первой собственной небольшой баржи — тогда местные мореплаватели прозвали самоуверенного и делового мальчишку Командором, это прозвище закрепилось за ним на всю жизнь. Так зародилась его будущая транспортная империя, расширявшаяся поначалу за счет судоходства, а затем — на сферу железнодорожного транспортного сообщения, на тот момент частного и чрезвычайно прибыльного.
К моменту смерти в 1877 году (в возрасте 82 лет) Корнелиус накопил состояние около 105 млн долларов, что эквивалентно примерно 143 млрд на современные деньги, а при его сыне состояние Вандербильтов удвоилось. Однако когда менее чем столетие спустя, в 1973 году, состоялась встреча 120 потомков Командора, выяснилось, что среди них нет ни одного миллионера. Что же пошло не так?

Первый вроде бы верный ход, который на дистанции привел к краху, совершил сам Командор. Будучи отцом 13 детей, он не стал делить семейные богатства между наследниками и завещал практически всё ($95 млн) своему старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту. И, как поначалу казалось, не прогадал: за следующие девять лет Уильям увеличил состояние отца почти до 200 млн долларов.
При этом решительный и жесткий Корнелиус, с детства приобщавший Уильяма к ведению дел, считал сына слишком мягким и совершенно неспособным вести дела. Командор не стеснялся в выражениях, регулярно называла сына тупицей и пустословом, упрекал, бранил, унижал, наказывал — он считал, что это закаляет наследника. Но на самом деле тот изо дня в день лишь все больше терял веру в себя, в 19 лет заработал первый полноценный нервный срыв, а к зрелому возрасту стал умелым управленцем, но несчастным, забитым и крайне тревожным человеком.
«У меня самый большой доход в стране, — говорил он, — но я не живу ни на день счастливее соседей, у которых денег куда меньше». Растущее богатство воспринималось Уильямом не как пространство для возможностей, а как тяжкое бремя ответственности и необходимости оправдывать ожидания.
Как результат — для своих наследников Уильям выбрал совершенно иной стиль воспитания. «Я не хочу возлагать на своих сыновей ту же ношу, какую мой отец возложил на меня», — признавался он, обосновывая свое решение не выбирать преемника. Вместо погружения в семейные дела он дал сыновьям почти полную свободу выбора, но, располагая почти неограниченными средствами и без давления и дисциплины, сыновья не получили ни предпринимательских навыков, ни амбиций, ни чувства долга перед фамилией, предпочитая развлечения и праздность. Уильям хотел избавить их от боли своего воспитания — и именно этим непреднамеренно разрушил преемственность, без которой созданная его отцом империя не могла выжить.

Третий сын Уильяма Генри — Уильям Киссам Вандербильт — женился на Алве Эрскин Смит, девушке из богатой семьи, сколотившей состояние на торговле хлопком. Молодожены были близки по социальному положению — происходили из семей нуворишей, недаром оба сохранили фамилии матерей (Киссам и Эрскин), пусть не особенно аристократические, но все же чуть более благородные, чем отцовские.
На тот момент высшее общество Нью-Йорка было чрезвычайно элитарным: даже британские высшие круги были более инклюзивными, здесь же никакое богатство, воспитание и образование не могли служить допуском к светской верхушке. На то были причины — в течение десятилетий после Гражданской войны в Нью-Йорк хлынул большой поток разбогатевших авантюристов сомнительного происхождения и прошлого. Поэтому старый нью-йоркский эстеблишмент во главе с Каролиной Астор, потомственной жительницей Манхэттена и владелицей множества объектов недвижимости на острове, постарались максимально закрыть доступ в высшие круги города. Она выступала в роли некоего «социального голкипера» — на ее вечера приглашался лишь чрезвычайно узкий круг избранных, в который можно было попасть только по происхождению и связям, и именно они считались верхушкой города.
Алва задалась целью пробить Вандербильтам (и в особенности своей старшей дочери Консуэлло) доступ в круг сливок общества, используя доступные ей средства, а именно свое беспрецедентное богатство. Она строит Petite Château — грандиозный особняк в стиле замков Луары, в котором каждый метр сиял мрамором, позолотой и тщеславием эпохи.

И превращает его открытие в небывалого размаха PR-мероприятие, анонсировав 26 марта 1883 года бал-маскарад, который по своим масштабам обещал затмить все светские рауты, когда-либо проходившие в городе. Она лично проводит экскурсию для журналистов всех популярных газет Нью-Йорка, открыто рассказывая о безумных затратах, — и те смаковали их в своих анонсах, заставив весь город замереть в предвкушении события. На бал было приглашено около 1200 гостей, однако Кэрри Астор, дочь Каролины, так же, как и вся светская молодежь города, предвкушавшая бал, своего конверта не получила. На вопрос миссис Астор о причинах Алва сослалась на то, что Кэрри не была ей официально представлена, а потому она якобы не знала ее адреса. Миссис Астор поняла намек и явилась с визитом к Вандербильтам, тем самым официально открыв им путь в светское общество.

Это был не единственный случай, когда статус приходилось буквально покупать: так, когда спесивая Нью-Йоркская академия музыки отказалась предоставить Вандербильтам ложу в своем оперном театре, Алва и группа дам из других «недостаточно утонченных» семей, скинулись и построили собственный новый оперный театр — сегодня известный как Метрополитан-опера.
Однако после успеха Алвы началось соревнование в роскоши уже внутри семьи. Стремясь не отставать от родни, представители клана тоже принялись возводить грандиозные дома: за одно поколение семья выстроила несметное количество резиденций — от кварталов городских особняков на Пятой авеню до гигантских летних дворцов в Род-Айленде, использовавшихся всего пару месяцев в году.
Все эти вложения в роскошь не создавали новой стоимости, а, наоборот, требовали постоянных расходов на обслуживание и содержание. В 1913 году был введен федеральный подоходный налог, в 1916-м — современный налог на наследство, что сильно урезало денежные потоки старых состояний. Содержание дворцов (штаты прислуги, отопление, ремонт) стало неподъемным. При этом привлекательность для потенциальных арендаторов у таких практически отсутствовала. Такими домами можно было хвалиться, будучи собственником, но арендаторы не хотели платить за чрезмерно дорогую эксплуатацию и огромные площади.
Со временем гигантские особняки конца XIX века стали функционально неуместны — ритуализированный быт уходил в прошлое, образ жизни с десятками пустующих комнат как норма уходил в прошлое, инженерные системы устаревали, а замена была крайне дорогостоящей. Так что во время Великой депрессии 1930-х многие особняки были снесены под постройку коммерческих зданий. Так, Marble House (Ньюпорт), построенный для Алвы и Уильяма по стоимости около 11 млн долларов, в 1932 году был продан за ~100 000 — <1% от затрат. От актива не избавились в нужное время, и он морально устарел и был продан за бесценок.






Вандербильты располагали большой коллекцией предметов искусства — так, еще Уильям Генри Вандербильт (сын Коммандора) собрал большую галерею барбизонцев (группы французских пейзажистов) и салонной живописи (Боннер, Коро, Руссо, Добиньи, Месонье) — это был мейнстримом позднего XIX века и символом респектабельности. Еще одним способом приблизиться к ньйоркской аристократии и ее утонченным вкусам и беседам.
Однако к середине XX века рынок сместился к модернизму/американскому модернизму; академизм и барбизонцы просели в спросе и престижности. При этом, как отмечают искусствоведы, в коллекции было много «хороших, но не топовых» вещей: это хуже держит цену при распродаже, чем несколько музейного уровня шедевров.
Окончательно обесценил актив момент его продажи — большую часть наследной живописи распродали на аукционе Parke-Bernet 18-19 апреля 1945 года по распоряжению Миссис Корнелиус Вандербильт (ох и бранился бы знаменитый предок за такую недальновидность) — в кризисное послевоенное время, в период совершенно неподходящих общественных настроений, высокой конкуренции и низкого спроса.
К сожалению, найти публичной оцифровки стоимости конкретных лотов мне не удалось — но сам факт того, что коллекция из 175 картин (по неточным оценкам, на нее было потрачено около $2 млн) была продана менее чем за $325 000, сам по себе достаточно красноречив.

Корнелиус Вандербильт сделал имя и состояние в транспортной индустрии — и после его смерти основной капитал по-прежнему был сосредоточен в железнодорожном бизнесе. Психологически наследники верили, что железные дороги — вечный источник богатства, и предпочитали не рисковать и не выходить за пределы привычного дела. Пока железные дороги переживали золотой век монополий, это приносило фантастические дивиденды. Но прогресс не стоит на месте: уже в начале 20 века железнодорожные магистрали столкнулись с конкуренцией со стороны новых видов транспорта (автомобилей, грузовиков), снижением тарифов и ужесточением господдержки конкурентов.
Семья гордилась железнодорожной империей и считала ее основой фамильной идентичности. Поэтому редкие попытки отдельных представителей династии зайти в новые индустрии приводили к отсутствию поддержки и даже к осуждению со стороны родственников.
Так, Корнелиус Вандербильт IV в 1920-е работал журналистом и пробовал себя в издательском деле, запустив несколько крупных газет (например, Illustrated Daily News в Лос-Анджелесе) и таблоидов в разных штатах. Однако семья была убеждена, что потомок такой семьи не должен был «опускаться» до газетного бизнеса — они открыто не одобряли «неподобающую Вандербильту» деятельность, а в моменты, когда потребовались дополнительные инвестиции, отец Корнелиуса отказался выделить ему деньги под залог траста — в результате бизнес прогорел.

Вандербильты не только не пытались выйти за рамки одной индустрии в рамках семейного дела, но и всячески препятствовали попыткам отдельных представителей династии это сделать, критикуя и порицая их. В результате единственно относительно успешным примером стала «Biltmore Farms», основанная внуком Командора Джорджем Вашингтоном Вандербильтом II, превратившаяся в устойчивый девелоперский бизнес в Северной Каролине и дожившая до наших дней.
В результате в 1970 году железнодорожная империя Вандербильтов рухнула окончательно, все железнодорожные активы Вандербильтов были фактически национализированы, при этом других сравнимых по доходности активов у них просто не оказалось: слишком мало было инвестиций вне отрасли транспорта.

Когда Уильям Генри Вандербильт умер, он оставил своим детям не только колоссальные суммы, но и полную свободу распоряжаться ими по собственному усмотрению. Ни трастов, ни общего фонда, ни управляющего совета — каждый наследник получил отдельный капитал. Семейная модель «все сами по себе» быстро превратилась в парад светских конкурсов, где каждая ветвь рода пыталась доказать остальным, что она богаче, изысканнее и ближе к элите Нью-Йорка.
В отличие от Вандербильтов, Рокфеллеры и Ротшильды действовали противоположным образом. Они создали централизованные семейные трасты и офисы, где деньги рассматривались не как личная собственность, а как актив, подлежащий управлению в интересах будущих поколений. У Рокфеллеров уже к 1930-м годам работал координирующий Family Office, который распределял инвестиции, формировал благотворительные фонды, сохранял архивы и системно воспитывал новое поколение владельцев. Вандербильты же шли по инерции XIX века — когда капитал ассоциировался с личным вкусом, а не с институцией.
Без единого центра, без общих решений и долгосрочной стратегии семья стремительно потеряла синергию. Каждая линия рода действовала как отдельный дом, не связанный с остальными ни целями, ни обязательствами. То, что в момент распределения казалось проявлением справедливости и независимости, обернулось финансовым анархизмом, где никто не отвечал за общее будущее.
В 1973 году, когда потомки Командора собрались на первое семейное воссоединение, среди более чем сотни присутствующих не оказалось ни одного миллионера. Отсутствие институциональной преемственности оказалось фатальнее любых рыночных кризисов: Вандербильты не разорились в буквальном смысле — они просто растаяли как династия.
В истории Вандербильдов много разных граней, которые очень активно изучаются в США с точки зрения управления деньгами, бизнеса и психологии, и выводы каждый сможет сделать для себя сам. Кто-то — о важности баланса в семейных отношениях, кто-то — о том, насколько относительной и переменчивой может быть ценность любых активов, кто-то — о том, как важно вовремя прислушиваться к изменениям, которые нам диктует время.
Мне она показала критическую значимость двух факторов, необходимых для поддержания благосостояния — своевременность и контекст. Все активы требуют «присмотра» — и не только физического (как содержание домов), но и контекстуального. Ценность буквально всего переменчива и непостоянна — за исключением ценности здоровых взаимосвязей в семье, без чрезмерного давления — но и без полной автономии и разобщенности. Так что не забывайте прислушиваться к тому, что говорит вам время — и говорят ваши родные.