Полезные паровозики часть 2: глубокое погружение в железнодорожный моделизм
- понедельник, 17 марта 2025 г. в 00:00:06
Здравствуйте, дорогие читатели! Надеюсь, что первая часть статьи вам зашла и вы с нетерпением ждали продолжения! Во второй части мы продолжим погружение в пучины железнодорожного хобби и уже более подробно рассмотрим текущее состояние модельной индустрии — но исключительно в разрезе «а что бы такое замутить». Поехали!
Так как мы говорим о моделизме, нужно понимать, что у подавляющего большинства моделей есть реальные исторические прототипы. Лишь небольшой процент девайсов для начинающих сделан «по мотивам», а не повторяет с достаточной точностью реальные локомотивы и вагоны, ходившие по железным дорогам той или иной страны. А раз хобби опирается на реальные прототипы, то тут же возникает разделение по временным эпохам и странам. Причем одна и та же базовая модель в разных исполнениях может относится и к разным эпохам и даже к разным странам — подвижной состав живет и эксплуатируется очень долго, несколько десятков лет, да и международные поставки — отнюдь не редкость. Но даже этим вариативность хобби не ограничивается!
История железных дорог насчитывает вот уже более двух сотен лет и менялись они за это время чрезвычайно сильно. Как правило, новая отрасль больше всего меняется в процессе первоначального развития — пока не будут выработаны оптимальные конструкции и подходы к управлению. Но с железными дорогами вышло немного иначе — весь свой период существования они претерпевают огромные изменения и бывает кажется, что первые сто лет напротив были наиболее спокойными и консервативными: паровозы и ручной труд на каждом шагу.
Рассмотрим разделение эпох и особенности каждой из них применительно к европейским железным дорогам, ведь большая часть доступных сейчас моделей относится именно к ним. Да и во многом процессы развития железных дорог в Европе и России/СССР шли параллельно, по крайней мере до некоторого времени.
Эпоха I — от самых ранних конструкций и до 1925 года. Паровозы, легкие деревянные вагончики. Эпоха становления индустрии и минимальный уровень стандартизации.
Эпоха II — 1925-1945 годы, межвоенный период. Развитие стандартов и международной интеграции железных дорог. Появление скоростных поездов на паровой тяге и первые, сначала экспериментальные, электровозы и тепловозы. Ранние электрички и дизель-поезда тоже появились в этот период.
Эпоха III — 1945-1965 годы, послевоенное восстановление и бурное развитие железных дорог. Дизельная и электрическая тяга вытесняют паровую. Распространение систем автоматизации управления и связи. Дальнейшая стандартизация.
Эпоха IV — 1965-1985 годы. Значительное увеличение скоростей движения и грузоподъемности. Развитие контейнерных перевозок. Формирование привычного нам вида железнодорожной техники.
Эпоха V — 1985-2005 годы. Бурное развитие скоростных линий пассажирского сообщения. Распространение рекламы на подвижном составе. Разделение пассажирской и грузовой деятельности железных дорог (в России этот процесс пока не так заметен, но уже идет).
Эпоха VI — 2005 год — наши дни. Закрытие местных и коротких узкоколейных линий (в России во многом состоялось ранее). Значительное сокращение грузовых перевозок. Разборка многих грузовых сортировочных станций. В России — напротив, новый импульс развития грузовых перевозок.
Учитывая, что большинство эпох длилось 20 лет, можно ожидать «появление» VII эпохи, но это не точно — развитие железных дорог в странах, определявших долгое время состояние железнодорожного моделизма замедлилось и больших перемен пока не ожидается.
Локомотивом индустрии моделизма долгое время были США и Германия. Но из-за относительной удаленности и меньшей узнаваемости модели железных дорог США для нас не очень привычны, а вот Германия (на самом деле еще и Австрия — известнейшая фирма Roco и еще ряд других оттуда) с давних пор пользуется непререкаемым авторитетом среди российских моделистов. Это не удивительно — и зачинщик этого модельного безумия Märklin и популярная благодаря советским временам PIKO, а еще Fleischmann, Noch, Faller и множество других компаний — родом из Германии. Кто-то из некогда Восточной части, кто-то из Западной, но объединяет их то, что в первую очередь они выпускают модели именно немецких железных дорог — DB, DR и DRG — даже ранее упомянутая австрийская Roco тоже большую часть своего ассортимента посвящает именно железным дорогам Германии. Чаще обозначают даже не страну, а «администрацию железной дороги», то есть по сути ее торговую марку, так как обычно в стране одна государственная компания и небольшое количество частных (если они вообще есть) — это достаточно точно характеризует модель и не создает лишней путаницы.
Впрочем, наиболее интересный подвижной состав других стран Европы тоже есть в каталогах большинства компаний. Отчасти это касается и России/СССР, но в первую очередь доступны локомотивы — во многом благодаря тому, что часть из них активно продавалась в страны Восточного Блока (BR132/232 — он же ТЭ109, BR120/220/ST44 — он же М62), или же наоборот поставлялась в Россию оттуда (ЧМЭ3 он же Т669/Т770). Сложнее с вагонами — модели товарных зачастую копийны весьма условно, отличаясь от европейских лишь окраской и маркировкой, а пассажирские реализованы только те, что работали на международных линиях.
Большой проблемой это не является — есть компании, в том числе российские, которые специализируются на российском подвижном составе различных эпох. Их продукция выпускается небольшими тиражами и стоит несколько дороже. Если вам нравятся необычные локомотивы, вагоны или даже спецтехника разных стран — сложностей с приобретением моделей также не будет. Разве что модели британских железных дорог несколько реже встречаются в продаже, но возможности заказа существуют. С моделями США я не могу похвастаться близким знакомством, но и они также вполне доступны к приобретению — как от американских компаний, так и от европейских.
В последнее время стали появляться высококачественные модели китайских локомотивов — с отличной детализацией и широким набором приятных фишек. Немного особняком стоят японские модели — чаще всего они встречаются в масштабе N и имеют очень достойный уровень детализации. А вот модели других азиатских железных дорог найти куда сложнее, некоторые и вовсе невозможно.
Мой совет — не концентрироваться на одной стране и эпохе, иначе можно упустить слишком много интересных моделей и загнать себя в очень узкие рамки. Но при этом, учитывать реалии хотя бы относительно — например, не миксовать вагоны разных стран и эпох в одном составе.
Огромное пространство для холиваров фанатов, но мы до этого опускаться не будем. К тому же все они на макете будут электрическими имитациями. Отличия будут в основном в возможных функциях. Пар для паровозов, дым и имитация искрения тормозных колодок для тепловозов, управляемые пантографы для электровозов — вот принципиальные отличия в функционале, доступном, на самом деле, лишь в довольно дорогих моделях. Так что тут дело исключительно вашего предпочтения.
Важный момент — паровозы, за счет более ажурной конструкции и больших внешних габаритов, как правило, будут дороже моделей тепловозов и электровозов того же уровня.
Актуальный тип составов для поклонников пассажирского движения. Под этим обозначением скрывается множество разных интересных поездов:
обыкновенные электрички
скоростные пассажирские поезда
дизель-поезда
рельсовые автобусы
трамваи
Всех их объединяет отсутствие выделенного локомотива, двигатели — как в случае дизельных, так и электрических, могут располагаться в одном или нескольких вагонах — головных или промежуточных. Часто они продаются в виде единого набора с заданным числом вагонов и не имеют возможности масштабирования, либо имеют ограниченные — только вагонами из списка совместимых. Причина — такие поезда как правило имеют кабины управления с двух сторон состава и в виде модели должны иметь электрическую связь между головными вагонами для управления светом. Тем более она необходима, если поезд оборудован подсветкой салона. Впрочем, возможны варианты — установка отдельных плат управления в каждом вагоне или сокращенный функционал световых эффектов.
Значительным плюсом моделей поездов такого типа является возможность использования их в приближенной к реальной составности. На домашнем макете сложно разместить поезд длиной более 1.5 метров, а часто моделисты стараются сократить длину того сильнее — до 1.0 — 1.2 м, что составляет 4-6 вагонов (включая локомотив или головные вагоны). И если традиционные поезда с локомотивной тягой в жизни насчитывают намного больше вагонов, то мотор-вагонные составы как правило составляют из 2-6 вагонов, за исключением дальних скоростных поездов и,в некоторых случаях, электричек.
Отдельно хочется отметить рельсовые автобусы и трамваи — в первую очередь благодаря их мимимишности. Зачастую они великолепно детализированы, а современные цифровые модели — богаты функционально. Большая часть этих машин относится к III-V эпохам и имеют привлекательный классический дизайн. А ранние машины и вовсе выглядят очень забавно.
Современные модели богаты на различные навороты, «свистелок и перделок» сейчас внедряется огромное множество и многим, включая автора, они очень нравятся. Хотя, безусловно, есть моделисты, которым напротив эта тенденция не по вкусу.
Главная фича, конечно, это подвижность модели. До сих пор много моделей, особенно, редкие и малосерийные выполняются по умолчанию в стендовом исполнении, без двигателей. Для многих из них опция моторизации доступна за дополнительную плату или выполняется сторонними мастерами. Впрочем, оставим этот огромный раздел за рамками серии статей.
Одними из базовых фич, после контролируемого движения, являются, конечно, световые эффекты. У подавляющего большинства моторизованных моделей есть ходовые огни — фары и прожектор спереди по ходу движения и красные огни сзади. Эти эффекты доступны с давних пор. Почти все тепловозы и электровозы, как и автомотрисы подразумевают возможность равноценного управления при движении в обе стороны, эти огни переключаются при смене направления движения.
Ходовые огни доступны и у цифровых и аналоговых моделей, разве что в аналоговых моделях яркость света зависит от поданного напряжения, а соответственно — от скорости. В цифровых моделях яркость свечения постоянна, в некоторых также есть возможность переключения режима «ближний/дальний свет».
Более редким, но также одним из самых ранних эффектов является подсветка интерьера пассажирских вагонов. И если в аналоговых моделях она просто всегда включена, то с помощью цифрового управлениях можно управлять включением света в отдельных купе, имитировать мерцание ламп и, в некоторых случаях, даже задавать отдельную цветовую температуру для разных зон освещения.
Аналогичные возможности доступны во многих современных тепловозах для кабин и моторного отсека. Например, в электровозе BR120 от Piko отдельно управляется свет в обоих кабинах, а в М62 — подсветка моторного отсека мерцает при изменении оборотов дизеля.
Но и этим не ограничивается множество световых эффектов. Имитация огня в топке (когда-то просто лампочка, включенная параллельно с двигателем, а теперь — светодиод с управляемым мерцанием) и «искры» при торможении — тому яркий в прямом смысле пример. Из самого необычного — имитиация искрения токоприемника в трамваях Bachmann (довольно унылых в остальном).
Нечастые по сей день опции, хотя парогенераторы появились в моделях паровозов уже очень давно. Например, у меня есть паровоз от Roco выпуска еще 1984 года с парогенератором. Эти девайсы неплохо работают в аналоговом режиме, но их производительность зависит от приложенного напряжения, а значит — скорости движения, и не имитирует повышение нагрузки на паровую машину при старте и разгоне.
Интересно отметить, что мне не встречались аналоговые тепловозы с дымогенератором, хотя в цифровых моделях такая опция встречается. В современных моделях паро- и дымогенераторы как правило используются в связке с цифровым управлением (хотя, в стартовых наборах Piko масштаба G, пар и звук работают с отдельной платой управления, к которой уже при апгрейде подключается декодер — таким образом, функции доступны как в аналоговом, так и в цифровом режиме). Благодаря возможности подавать независимое напряжение на парогенератор и мотор, возможна реализация динамического пара/дыма. К сожалению, в наши дни эти опции остаются не частыми и доступны в основном на достаточно дорогих моделях.
Звуковые эффекты получили распространение с развитием миниатюризации цифровой техники. Современные звуковые декодеры не просто воспроизводят звук двигателя и сопутствующие шумы в постоянном режиме, они умеют озвучивать запуск двигателя и подготовку к троганию, а звук двигателя зависит не только от скорости, но и расчетной нагрузки на мотор. Зачастую декодер может воспроизводить звуки различных устройств локомотива — тифона или свистка, компрессора, тормозов, стука колес, а также — дверей, переговоров по рации и даже объявлений на станциях. Также, звуковые декодеры иногда устанавливаются и в вагоны — например для озвучивания вагона-ресторана.
Тут мы уже заходим на территорию цифровых устройств. В доцифровую эпоху как правило использовались стационарные расцепители, которые могли работать со стандартными сцепками. Замыкание сцепки у большинства видов происходит (или должно, но не всегда получается) автоматически при столкновении сцепляемых вагонов на небольшой скорости.
Так как в большинстве случаев необходима не пересборка состава, а отцепка локомотива распространение получили управляемые электромагнитные сцепки. Для расцепки на них подается короткий (сотни миллисекунд) импульс напряжения, спецка может происходить как автоматически, как у обычной сцепки, так и в управляемом режиме. Для удобства и реалистичности в продвинутых декодерах есть специальная процедура сцепки и расцепки, при которой локомотив отходит (или подходит) от состава сразу после подачи импульса, что добавляет реалистичности и экономит ресурс сцепки — обмотка в них навита очень тонким проводом и не любит длительного приложения напряжения.
В этом разделе я расскажу о более редких, но зачастую очень прикольных возможностях железнодорожных моделей.
Открывает список управляемый пантограф — токоприемник электровозов и электропоездов. Встречается редко, но выглядит просто великолепно. Эмоционально — аналог дыма у тепловоза или пара у паровоза. Кстати, пантографы бывают еще и функциональными — для питания модели от контактной сети.
Номер два — сдвижная, с электроприводом, крыша вагона. На самом деле даже это не сама крыша — вся внешняя оболочка «телескопического» вагона Shimmns от Roco сдвигается и надвигается по команде.
Видеодвери — пожалуй, самое странное, что можно представить. Märklin под номером 39730 выпустил дизель-поезд 648.2 LINT у которого вместо стационарно закрепленных дверей установлены ЖК-экраны, изображающие двери на ходу, а при остановке демонстрирующие их открывание и выходящих пассажиров. Из той же области — камера в кабине. Дает возможность получить обзор от первого лица. На мой личный взгляд — странная фича, «игрушка второго порядка».
Расходуемый уголь в тендере — одна из фишек топовых моделей паровозов. На самом деле уголь никуда не девается (его в тендере вообще нет) — просто имитация угля постепенно опускается по мере пробега состава.
Отдельная категория — вагоны для обслуживания макета, как правило — путевого хозяйства. В первую очередь — это вагон-пылесос и вагон-шлифовальщик, они полезны на любом макете, но на больших макетах они просто необходимы. Пути необходимо поддерживать в чистоте для продления жизни ходовой части локомотивов, а шлифовка улучшает электрический контакт. Также существуют вагоны для чистки контактной сети и даже снегоуборщики — для садовых железных дорог.
Функциональные модели вообще бывают крайне интересны. Это, например, железнодорожные краны, управляемые со специального пульта или разгружающиеся вагоны — самосвалы и хопперы (они управляются внешними средствами). Есть и путевые машины — трамбовщики, рельсоукладчики, с той или иной степенью приближения к реальным процессам.
От функциональных моделей перейдем к забавным. Мой номер один — алкопоезд. Это вагоны с прозрачными стеклянными цистернами, в которые можно залить настоящие напитки и потом их оттуда разливать. Прозрачными бывают, впрочем, не только цистерны, но действующие локомотивы — но напитки в них залить уже не получится.
Конечно, особое место занимают праздничные — рождественские и новогодние модели. Одна из рождественских традиций — поезд, ходящий вокруг елки, она уходит корнями еще в межвоенный период, когда технические игрушки активно входили в моду. Большинство рождественских поездов ближе именно к ним, нежели к моделям. К сожалению, даже довольно серьезные производители в этой категории предлагают яркие, но достаточно безвкусно украшенные составы, практически обязательно с паровозом. И самое неприятное — при немалой цене (соответствующей модельному уровню), ни детализация ни качество заданному уровню не соответствуют. Если вы хотите поезд под елкой — обратите внимание на продающиеся отдельно вагоны и подберите подходящий под их стиль локомотив.
Это не совсем «фича» в понятии функциональности, но она определенно заслуживает отдельного раздела. Weathering (в русском языке прижилась транскрипция «вэзеринг» или не совсем корректный, но емкий термин «состаривание») — это особая отделка модели, создание эффекта бывшей в употреблении техники, а не глянцевой новой, как у классических моделей. Приемов состаривание несметное число — от следов дорожной (или внедорожной) пыли и грязи, граффити или спущенных шин до имитации потеков масла, ржавчины и даже повреждений корпуса. Полустертые надписи, поросшие мхом крыши, разбитые стекла и подгнившие планки обшивки с выбоинами — это тоже вэзеринг.
При кажущейся простоте самого понятия, на самом деле это сложный и кропотливый процесс, к тому же зачастую очень индивидуальный. Сложность и в сохранении прочности и функциональности модели при кажущемся иногда предсмертном состоянии. Особенно сложно с дефектами корпуса — вмятинами и выбоинами, потерянными крышками, ведь при изготовлении моделей используются другие материалы, нежели в настоящей технике, отличается, конечно, и толщина и способы обработки поверхностей. И, конечно, одна из больших сложностей неотделимости многих крышек и люков от корпуса, да в отсутствии под ними ожидаемой «начинки», которую приходится имитировать, если позволяет место, конечно.
На старте увлечения, очень многие недооценивают важность выбора рельсового материала. Во-первых, между производителями есть отличия в качестве — дешевые рельсы могут окисляться и даже ржаветь со временем, качество контакта будет ухудшаться, а в некоторых случаях поезда даже могут начинать часто сходить с рельс.
Во-вторых, рельсы разных производителей, несмотря на одинаковую ширину колеи, напрямую друг с другом не совместимы — для соединения потребуются переходники, которые есть не для всех комбинаций. При этом подвижной состав любых производителей в рамках масштаба совместим с рельсами любых, соблюдающих стандарты производителей. Отличаться может профиль — Т-образный (как у настоящий рельс) или П-образный (практически вышел из употребления, но еще продается в подержанном виде) и его высота — от 2.1 до 2.5 мм. Меньшая высота выглядит более реалистично, но несколько повышает риск схода.
В последние годы получили распространение рельсы на подложке — это очень удобно, особенно если вы строите не профессиональный сложный макет, а только начинаете свой путь в хобби. Готовая подложка упрощает создание небольшого макета, а если вы предпочитаете собирать железную дорогу на полу — то и вовсе становится необходимым спасением от грязи и пыли. Особенно, если у вас на полу ковры!
Рельсы на подложке доступны у всех основных производителей, и я бы рекомендовал к выбору те, у которых подложка сделана из мягкого, похожего на резину пластика — они не станут хрупкими со временем, и в целом обладают повышенной прочностью — на них можно иногда даже наступать без последствий для ходовых качеств. Пример — Piko A-gleis (mit Bettung) и Roco Rocoline. Концептуально очень интересные Roco Geoline имеют подложку из достаточно жесткого пластика и с годами становятся хрупкими. Их стоит выбирать, если вы не планируете частых переделок однажды собранного пути.
Каждый производитель также использует свой подход к реализации стрелочных механизмов и их управления. В этом плане довольно скромно выглядит Piko A-gleis с электроприводами без возможности контроля положения (после перевода стрелки вы можете переключить ее обратно вручную и система об этом не узнает) и отдельно стоящими декодерами. Напротив в Roco Geoline электропривод с возможностью контроля положения и декодер интегрируются под подложку и не требуют вывода проводов наружу, что выглядит очень аккуратно и удобно в эксплуатации — не так удобно в случае необходимости обслуживания или ремонта.
Стоит учитывать и геометрию путей — каждый производитель имеет свои варианты длины прямых участков и радиусов кривых, что может быть не так важно, когда вы покупаете первый стартовый набор, но имеет огромное влияние при проектировании даже небольшого макета. Не советую для экономии пространства использовать кривые минимального радиуса (менее 400 мм) — не все локомотивы, особенно паровозы могут в них вписываться. Значительная часть моделей имеет ограничение минимального радиуса 360 мм, но даже они могут замедляться или выглядеть неестественно в таких тесных кривых. И только для трамваев (и то не всех) доступны совсем малые радиусы — 250-350 мм.
И не забудьте, если вы хотите использовать питание переменным током или ориентируетесь на модели Märklin — вам потребуется соответствующий рельсовый материал с третьим контактом.
Это мог бы быть огромный раздел, а в целом материала хватило бы для отдельной статьи, но я постараюсь быть краток и рассказать о самом необходимом (и не надоесть читателям). Поэтому пройдусь лишь по основным вещам — без которых на ландшафтном макете сложно обойтись, не оставив его незаконченным и безжизненным. Если вы хотите, как и я, начать с инженерного макета, все же ознакомьтесь с этим разделом — что-то может вам пригодиться уже на первом этапе, а о чем-то стоит задуматься, чтобы не переделывать слишком многое позже.
Спектр аксессуаров для создания макета огромен. Это как целые подмакетники с готовым ландшафтом, отдельные горы, скалы и утесы, так и материалы для создания своего собственного уникального ландшафта — камни, грунт, трава и растения, краски и связующие материалы. Сюда же можно отнести и искусственные сооружения — мосты, дороги, тоннели.
Даже если вы считаете, что красивый ландшафт и идиллические виды не для вас и жаждете хардкорной инженерии и автоматики — не проходите мимо! Управляемые железнодорожные переезды с действующими светофорами и шлагбаумами. Миниатюрные путевые светофоры и настоящие механические семафоры. Датчики занятости пути, разделители блок участков и прочая очень интересная автоматика всегда к вашим услугам и удовольствию!
Думаю, если я скажу, что и здесь вас ждет огромный выбор, вы уже не удивитесь! В самом деле — помимо станций и вокзалов (присутствие которых очевидно), можно найти практически что угодно — сельские домики, гостиницы, известные достопримечательности и даже обычные хрущевки! Так как большинство компаний, представленных у нас на рынке — немецкие или австрийские, в основном строения будут в европейском стиле, хотя та же Piko выпускает и восточно-германские здания в советском стиле. Немало есть компаний и частных мастеров, которые выпускают модели привычных взгляду российских зданий — как серийно, так и на заказ.
Почти всегда строения поставляются в виде наборов для сборки. К счастью, они как правило не требуют окраски, а только сборки с использованием специального модельного клея. Для сборки требуется определенная аккуратность и внимание, но в целом процесс это несложный, хотя и достаточно медитативный. Иногда можно найти в продаже (на досках объявлений или в магазинах) уже собранные модели зданий — это очень удобный способ сэкономить время, главное проверяйте комплектность и аккуратность сборки!
В сравнении с масштабом 1/43, в привычных железнодорожных масштабах выбор автомобильных моделей заметно скромнее. И тем не менее, каких-либо сложностей как минимум в H0 вы не встретите. Разве что, если вам захочется чего-то совсем странного, вроде гусеничного Land Rover. Но если вас устроит колесный — вы устанете выбирать цвет и комплектацию. Причем, иногда встречаются модели, которых нет в 1/43. Например, Discovery II.
Очень хорошо охвачен грузовой и пассажирский транспорт, в том числе и советский, а также восточного блока. Икарусы, Зилы и Жигули для создания ностальгического уголка всегда доступны, а для любителей экзотики найдутся и Зис-154 и полноприводная Татра.
И, наконец, легкий штрих, добавляющий макету ощущение наполненности жизнью — человечки, они же фигурки. В интересующих нас масштабах выполнены, как правило, уже раскрашенными (ибо уж очень невелики), но в 1/43 часто встречаются и неокрашенные — для любителей населить свой макет или диораму уникальными жителями. Фигурки предлагаются обычно комплектами и могут изображать людей в разных позах — стоящими, идущими, что-то делающими или даже сидящими — для установки их внутри моделей.
А еще — фигурки, это не только человечки! Коровы, лошади и кони, котики и собаки — почти вся живность тоже доступна в миниатюре. Разве что насекомых я не встречал)
И не думайте, что на этом все! Дип-дайв в классический моделизм завершен, но в следующей части вас ждут основы цифрового управления! До новых встреч и спасибо за внимание :)
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩