habrahabr

Почему американская молодёжь притворяется, что любит работать

  • понедельник, 25 февраля 2019 г. в 00:20:43
https://habr.com/ru/post/440852/
  • Бизнес-модели
  • Карьера в IT-индустрии
  • Офисы IT-компаний


Я наблюдал за тем, как величайшие умы моего поколения работали по 18 часов в день, и хвалились этим в Instagram с тегом #hustle. Когда перформативный трудоголизм успел стать образом жизни?




Ни разу в начале своей рабочей недели – ни в очереди за утренним кофе; ни в толпе людей, едущих на работу в метро; ни в начале сортировки бездонной папки «входящие» – я не останавливался затем, чтобы посмотреть в небо и прошептать: #СлаваБогуПонедельник (СБП).

Судя по всему, этим я предаю своё поколение. Я узнал об этом во время серии моих недавних визитов в коворкинги сети WeWork в Нью-Йорке, где диванные подушки призывают занятых посетителей: «Делайте то, что вы любите». Неоновые знаки требуют «Суетиться побыстрее», а настенные надписи прославляют доктрину СБП. Даже у огурцов в кулерах WeWork есть своя программа. «Не останавливайтесь, когда устали», — недавно вырезал кто-то на плоти плавающих овощей. «Останавливайтесь, когда закончили». Метафоры, относящиеся к употреблению Kool-Aid, редко бывают настолько буквальными [в американской культуре фразеологизм «пить Kool-Aid» означает верить в опасную идею, обещающую большое вознаграждение, и связан с массовым самоубийством в Джонстауне / прим. перев.].

Добро пожаловать в культуру суеты. Она одержима стремлением, неустанно позитивна, лишена юмора, и – когда вы это заметите – из неё невозможно выйти. «Поднимайся и впахивай» [Rise and Grind] — одновременно тема рекламной кампании Nike и заглавие книги одной из акул телешоу "Аквариум с акулами". Новые медиа вроде Hustle, отвечающей за популярные новости и конференции в сфере бизнеса, и One37pm, компании, созданной святым покровителем всех суетливых, Гари Вайнерчуком, прославляют амбиции не как средство к достижению цели, а как стиль жизни.

«Сегодняшнее состояние предпринимательства больше, чем карьера, — пишут на страничке „О нас“ в One37pm. „Это амбиция, твёрдость характера и суета. Это выступление вживую, питающее ваше творческое начало. Физическая нагрузка, запускающая эндорфиновую реакцию. Мечтатель, расширяющий ваше мышление“. С такой точки зрения человек не только не перестаёт суетиться – он никогда не выходит из состояния восхищения работой, в котором главной целью выполнения упражнений или посещения концерта остаётся поиск вдохновения, ведущий вас обратно к рабочему столу.

Райан Харвуд, генеральный директор компании, родительской по отношению к One37pm, рассказал мне, что содержимое сайта предназначено для молодого поколения людей, ищущих разрешения на то, чтобы следовать своей мечте. „Они хотят знать, как завладеть своим моментом в любой момент времени“, — сказал он.

»Завладеть своим моментом" – хитроумная переделка концепции «выжить в крысиных бегах». В новой рабочей культуре работе недостаточно просто быть выносимой или немного нравиться человеку. Работники должны обожать свою работу, и распространять это обожание в соцсети, спаивая таким образом свои личности с личностями работодателей. Зачем ещё LinkedIn стала бы делать свой вариант Snapchat Stories?

Это гламур тяжёлой работы, и он выходит в массы. Наиболее очевидно, что WeWork – инвесторы которой недавно были оценены в $47 млрд – становится старбаксом офисной культуры. Компания уже экспортировала свою марку перформативного трудоголизма в 27 стран, имеет 400 000 посетителей, включая работников из 30% компаний из списка Global Fortune 500.

В январе основатель WeWork Адам Ньюман объявил, что его стартап меняет бренд на We Company, чтобы отразить расширение бизнеса в области недвижимости и образования. Описывая этот процесс, Fast Company отметила: «Вместо того, чтобы просто сдавать столы в аренду, компания хочет объять все аспекты жизни людей, как в физическом, так и в цифровом мирах». Можно представить себе их идеального клиента как человека, настолько зачарованного офисной эстетикой WeWork – огурцы с плетями и всё прочее – что он спит в апартаментах WeLive, занимается в спортзале Rise by We и отправляет детей в школу WeGrow.

С этой колокольни сериал Office Space, ода лени для поколения икс, которой в следующем месяце стукнет 20 лет, кажется научной фантастикой из далёкой страны. Практически невозможно представить себе рабочую пчёлку из сегодняшнего стартапа, который бы, на манер протагониста Питера Гиббонса, признавался бы: «Я не то, чтобы ленивый, просто мне всё равно». У безразличия на рабочем месте нет социально приемлемого хэштега.

«Это жестоко и по-эксплуататорски»


Довольно просто рассматривать культуру суеты как обман. В конце концов, убедить целое поколение работников впахивать – это очень удобно для тех, кто наверху.

«Большая часть людей, воспевающих манию суеты, не принадлежит к той группе, что реально работает. Это менеджеры, финансисты и владельцы компаний», — сказал Дэвид Хайнмайер Ханссон, один из основателей программной компании Basecamp. Мы беседовали в октябре, когда он рекламировал свою книгу «На работе не обязательно должно твориться безумие» [It Doesn’t Have to Be Crazy at Work], где повествует о создании здоровой корпоративной культуры.

Хайнмайер Ханссон сказал, что несмотря на наличие доказательств того, что долгая ежедневная работа не улучшает ни эффективность, ни творческий потенциал, мифы о переработке сохраняются, поскольку они оправдывают чрезмерное богатство, создаваемое для мелкой группки элитных технарей. «Это жестоко и по-эксплуататорски», — сказал он.