habrahabr

Первый массовый советский домофон

  • понедельник, 30 октября 2023 г. в 00:00:19
https://habr.com/ru/companies/timeweb/articles/768912/
Приветствую всех!

Я уже не раз рассказывал о домофонах разных фирм и годов. Но те посты были преимущественно про ключи и их технологии, а не про сами устройства. Сегодня же рассмотрим несколько другую тему — как обстояли дела с такими устройствами в советское время, а заодно и рассмотрим одного из самых распространённых их представителей.



Итак, в сегодняшней статье поговорим про ЗПУ «Визит», первый среди привычных нам домофонов, массово производившийся в СССР. Узнаем, как устроен и как работает данный девайс, разберёмся, что общего у него с ныне использующимися экземплярами. Традиционно будет много интересного.

Суть такова


В комментариях к моей статье про домофонные ключи «Сейф-сервис» многие вспоминали, какими были домофоны в советское время. Почти все описанные устройства были штучными устройствами, часто изготавливавшимися на каких-то местных заводах, а то и вовсе в местном ЖЭУ из попавшихся под руку деталей.



Большинство таких девайсов были панелями прямого вызова. Например, вот такими. Их преемники (такие же многоабонентские устройства) до сих пор повсеместно используются в Польше и других странах Восточной Европы, где координатно-матричные домофоны распространены очень мало.



Иногда на улицу выводили просто кнопки звонков, подъездная дверь же закрывалась на простой дисковый замок. Предполагалось, что ждущий посетителя должен будет выйти, спуститься и впустить его. В родном Челябинске таких панелей сохранилось достаточно много. Подъезд на фото пережил уже три домофона разных фирм и годов, а панель с кнопками жива до сих пор.


В малоэтажных домах такие штуки вообще обычное дело.


Неведомая панель с оптическим ключом. То ли это изделие советских времён, то ли уже ранних девяностых…



Домофон «Визит» производства ленинградского завода «Северный пресс». Само собой, за пределами Питера их нигде не встретить.



Как видно, было достаточно много разновидностей этих девайсов, которые отличались от города к городу. Но всё же несколько массовых моделей существовало.


Это ещё не совсем домофон, это скорее кодовый замок. Тем не менее, переговорное устройство там всё же стоит, но предназначено оно для связи с диспетчером, а не для вызова квартир. Такие ящики и сейчас можно найти на стенах или в подъездных тамбурах старых московских домов. Судя по фотографиям, что удалось найти, некоторые из них до сих пор работают.



Домофон «Сезам». Появились они в конце восьмидесятых и имели очень простое устройство. Панель вызова представляла собой три галетных переключателя, герконовый считыватель, кнопку вызова, лампочку и динамик, также имелась простенькая схема на дискретной логике, выдававшая вызывной сигнал и управлявшая замком. Просто, дубово и работоспособно.



Судя по наличию на некоторых панелях знака РСТ, эти домофоны выпускались, как минимум, до 1993 года.



А вот и третий экземпляр. Это замочно-переговорное устройство «Визит», как оно называлось в инструкции. Девайс начал выпускаться примерно в те же годы, что и «Сезам» (увы, более точной информации найдено не было) и устанавливался по всей России. Именно о нём сегодня и пойдёт речь.



Впрочем, большая часть советских подъездов никакими домофонами оснащена не была. На дверях устанавливались обычные механические замки, кодовые или дисковые.



Один из челябинских подъездов. Тут советский кодовый замок соседствует с «Меттэмом» из девяностых.
Увы, старые кодовые замки особой надёжностью не отличались. На всех подъездах, где я их видел, они были давно сломаны. А вот «Меттэмы» держатся бодрячком.



Для индивидуального использования девайсы тоже выпускались. Вот, например, переговорное устройство «Электроника ПУ-01».



Электронный кодовый замок из конца восьмидесятых.

Обзор оборудования


Так получилось, что ко мне в руки попал комплект домофона (а точнее, замочно-переговорного устройства) «Визит». Девайс выпускался донецким ПО «Топаз» в конце прошлого века. Доподлинно неизвестно, кто был первым — «Визит» или «Сезам», скорее всего, производство было начато примерно в один и тот же год. Так что можно сказать, что первенство эти модели делят между собой. Но примечательно тут другое: этот аппарат был первым советским домофоном в привычном нам исполнении. В отличие от собранного на компонентах семидесятых годов «Сезама», где была симплексная связь (для разговора надо было держать кнопку, как в рации), этот аппарат мало отличается от нынешних. В нём есть поддержка кодов, полнодуплексная связь, привычные нам трубки вместо реликтовых переговорных устройств.



Блок вызова. С первого взгляда его даже можно спутать с каким-то домофоном девяностых годов, но табличка с названием «BUBUM» и надписью «Made in USSR» не даст ошибиться. Для вызова абонента необходимо набрать номер из трёх цифр (включая незначащие нули). После этого домофон начнёт звонить. Табличка с инструкцией подсвечивается лампочками накаливания.



Вообще, «Визит» существует и по сей день, занимаясь производством домофонов с девяностых годов. Вот, к примеру, старый блок вызова БВД-М200 из начала нулевых годов. Хоть и построен он на совершенно иной элементной базе, в нём отчётливо угадывается дизайн ЗПУ.



Обратная сторона блока вызова. Тут находится пластиковая крышка, а также разъём РШ для подключения блока управления. К трём винтовым клеммам подсоединяется кабель от замка.



Блок управления. Тяжеленный (около восьми килограммов) железный ящик.



Заводская табличка.



Трубка УКП-1 (кстати, «Визит» до сих пор использует модель УКП-* для новых трубок). Тут уже угадывается советское изделие — характерный дешёвый пластик ни с чем не спутать. Качество, чего скрывать, отвратительное, главным образом из-за некоторых странных технологических решений. Но о них чуть позже.



Сурово.



Трубки выпускались в нескольких цветах. Известно также о существовании красных, чёрных, белых.



Упаковываются они вот в такие картонные коробки.



К каждой трубке также идёт монтажный комплект — несколько ржавых шурупов с шайбочками.



Бумажка, в которую были завёрнуты эти крепления.



Замок. Он отличается от привычных нам электромеханических замков, так как работает на удержание, а не отпускание. Без питания он ничем не отличается от обычного замка с поворотной ручкой, какие ставят на межкомнатные двери. При подаче на него напряжения он блокируется, не давая провернуть ручку. Таким образом решается проблема попадания в подъезд при отсутствии электричества или выходе из строя домофона.



Помимо ригеля замок имеет ещё один язычок — датчик двери.



Штатная инструкция. Забавный момент — в инструкции к одному из первых советских домофонов слово «домофон» не встречается ни разу.

Внутренности


Посмотрим, что там внутри.



Первый на очереди блок вызова. Сняв пластиковую крышку, внутри видим динамик, микрофон, клавиатуру, плату, установленную в разъём, немного проводов.



В качестве кнопок используются обычные микропереключатели. Также имеется и защита от продавливания.



Плата. Весьма необычно увидеть здесь микросхему К145ИК8П, в миру известную как кнопочный номеронабиратель для стационарных телефонов. Также имеется К157УД2, использующуюся здесь как усилитель для микрофона МКЭ-3. Вся плата покрыта лаком для защиты от влаги.



Трубка. Внутри всё крайне простенько: маленькая гетинаксовая плата, телефонные капсюль (поролон на котором ещё не успел превратиться в липкую вязкую субстанцию) и микрофон. Рядом с проводом виден микропереключатель — это концевик снятия трубки с подставки. Надёжность такого решения на самом деле сомнительная — трубка очень лёгкая и наверняка после долгого использования, когда контакты микрика износятся, уже не сможет давить как следует.



Здесь же обнаружилось ещё одно странное решение — кнопка открытия двери. И ладно, если бы она работала на замыкание, но нет, предполагается, что нажатие будет отводить эту не очень-то и упругую пластину от скобы. На двух трубках из пяти, что у меня были, эти кнопки уже были продавлены.



Этажный коммутатор. Этот домофон использует свою систему адресации, не похожую ни на координатно-матричную, ни на цифровую. Тут стоят вот такие этажные коммутаторы, соединённые параллельно.



А вот и внутренности. До меня его уже пытались подрубить. По виду он сильно отличается от традиционных коммутаторов, использующихся в координатно-матричных домофонах. На плате десятичный счётчик К561ИЕ8, обрабатывающий управляющие импульсы, а также релюшки, подключающие к линии квартиры. Девайс перемычками программируется на определённые номера квартир, которые выбираются домофоном, посылающим определённое число импульсов в линию управления. Аналогичная система адресации использовалась в старых московских домофонах Сейф-Сервис.



Замок. Устроен он очень просто — соленоид при подаче питания блокирует поворот ручки, для чего круглая деталь имеет выступ. Рычаг же работает всегда: ручка в его движении не участвует. Все подвижные детали густо намазаны солидолом.

Блок управления


Остановимся поподробнее на блоке управления.



Снимем крышку. Внутри находится трансформатор, несколько плат, разъёмы.



Шасси держится на двух винтах и при необходимости может быть легко снято.



Винты крепления крышки.



Контакты. Д1 и Д2 — для подключения адаптера диспетчеризации (замыкаются, если дверь открыта больше десяти минут), О1 и О2 — управление освещением (была возможность сделать автоматическое включение его в подъезде, чтобы вошедшему не пришлось идти в темноте), питание коммутаторов, земля, линия, выбор. К разъёму РШ подключается панель.



Трансформатор.



А вот контактная группа для установки кода. Задаётся он перемычками, втыкаемыми в разъём. Рядом переключатель блокировки.



Пломбы давно раскрошились и потеряли свой штамп, и я решил, что вряд ли этот мир чего-то лишится, если я их отковыряю.



Шасси со снятыми платами. Некоторые разъёмы имеют одинаковое число контактов, но на всех платах есть надписи, подсказывающие, какую куда. Несмотря на военный дизайн и крайне суровое исполнение, платы все сделаны из гетинакса, покрытие лаком отсутствует.



Плата 2Э-1 отвечает за питание системы.



2Э-2, аналоговая плата. На ней большая часть регулировочных потенциометров, а также парочка реле. Микросхема К157УД1 — УМЗЧ, на двух К157УД2 собраны компараторы.



1Э-1 отвечает за декодирование кода. Выводы микросхемы К561ИЕ8 соединены с разъёмом «Код», соответственно, при вводе правильного кода на всех выводах появляется высокий уровень, что и распознаётся системой как правильный код. Далее этот код подаётся на вход триггера, расположенного на соседней плате. Если все три цифры совпали, замок разблокируется.



1Э-2 декодирует кодовые последовательности, приходящие с панели.



1Э-3 — плата логики.

Первый запуск


Самое время посмотреть на аппарат в работе. Для начала необходимо спаять кабель для подключения панели к блоку управления.



Распиновка, как и название разъёмов, нашлась в инструкции.



У меня нет под рукой кабеля с таким количеством жил, поэтому пришлось использовать витую пару и кабель КСПВГ.



А вот и те самые разъёмы.



Ну что же, самое время пробовать включать. Подрубаем панель, вставляем вилку в розетку и щёлкаем тумблером. Ничего не бахнуло и не задымилось, уже неплохо. Ну а на панели загорелась подсветка.



Подключаем трубку напрямую к линии (кстати, это официально рекомендованный в инструкции метод проверки). В отличие от координатных домофонов, напряжение в линии здесь не снимается никогда, даже когда вызов не идёт. Теперь, если трубка исправна, то при снятии её с подставки или нажатии кнопки можно услышать щелчки реле, контролирующих уровни сигнала в линии. Вообще, сами по себе домофонные трубки мало изменились за столько лет, практически во всех случаях (за исключением проприетарных моделей типа Urmet, старых Eltis и тому подобных) устроены и работают они одинаково. Когда трубка лежит на подставке, сопротивление её мало, так как на линию подключён только динамик. При снятии активируются разговорные цепи, сопротивление которых выше, отчего падение напряжения в линии растёт. Ну а при нажатии кнопки трубка отключается от линии, отчего напряжение в ней становится максимальным. Таким образом, для контроля этого состояния надо два компаратора — на верхний и нижний предел, всё, что находится между ними, считается режимом разговора. Именно они собраны на операционных усилителях, установленных на аналоговой плате.
Но всё же некоторые отличия у этой трубки есть. Дело в том, что в ней установлен ещё и генератор гудка. В одной полярности трубка пищит, а в другой — передаёт звук. При вызове домофон подаёт переменное напряжение (порядка двадцати вольт), что заставляет трубку издавать характерный прерывистый звук.

Пробуем? Набираем любой номер и ждём чуда. Как оказалось, некоторые кнопки не работают — окислились контакты. Разобравшись с этим, повторяем попытку. Щелчки реле, шипение в динамике, и девайс оживает. Да, звонит эта штука сурово. Многие считают, что у «Метакома МК-20» отвратительный звук вызова, ну что же, у него определённо появился конкурент. Нажимаем кнопку открытия замка, и он успешно разблокируется. Длительность нигде не регулируется, дверь остаётся открытой, пока на том конце удерживают кнопку на трубке. В инструкции написано, что замок открывается на пять секунд, но на моём экземпляре нет ни звука открытия, ни регулировки длительности.

Инструкция


Как я уже упоминал, у меня есть оригинальная инструкция. Я не смог найти её в интернете, так что я её отсканировал. Возможно, кому-то она пригодится.

Вот как-то так


Увы, первый настолько навороченный по тем меркам домофон вышел комом. Устройства оказались очень ненадёжными, часто вылетали от грозы или просто от косого взгляда, также в них не было никакого, даже самого примитивного считывателя ключей. При первой же возможности большая их часть была заменена на домофоны на базе микроконтроллера. Сейчас найти рабочий «Визит» достаточно сложно, почти все они давно заброшены. При всей дубовости конструкции «Сезамы» и питерские «Визиты» оказались куда надёжнее, отдельные экземпляры можно встретить в рабочем состоянии и сегодня. Тем не менее, девайс этот был весьма интересен что в плане годов изготовления, что в плане схемотехники.
Такие дела.

Другие мои посты про ключи, домофоны, считыватели и прочие подобные устройства: