habrahabr

О патриотизме и реализме

  • воскресенье, 23 марта 2014 г. в 03:10:26
http://habrahabr.ru/post/216695/

О сегодняшней российской космонавтике в русскоязычном интернете имеется два мнения: “мы в космосе первые” и “мы в космосе последние”.

Souyz

С “последними” всё достаточно ясно: если не интересоваться космонавтикой, а поверхностный взгляд формировать из просмотра популярных СМИ, то перед глазами встают картины взрывающихся ракет и коррупционные скандалы. К примеру, прошлогоднее падение “Протона” затмило, в информационном поле, остальные три десятка успешных запусков. То же самое касается и раздувания новостей о коррупции в Роскосмосе. Она, конечно, есть, но, несмотря на нее, отрасль работает и развивается, хоть и не так быстро как хотелось бы.

Сегодня я хотел поговорить о “мы впереди планеты всей”. Вполне объективные показатели: лидирующие положение на мировом рынке космических запусков, стабильно надежное обеспечение пилотируемой программы МКС, экспорт ракетных двигателей, ракет и разгонных блоков, позволяют России находиться в списке ведущих мировых космических держав. Но те, кому известны эти факты, ударяются в обратную крайность — полагают, что Роскосмос занимает верхнюю ступеньку космического пьедестала.

Тем кто так заблуждается, приведу простые факты, которые не вяжутся со званием лидера:
Во-первых: Россия не имеет ни одного действующего космического аппарата за пределами околоземной орбиты. Во-вторых: за все время своего существования Российская Федерация предприняла всего две попытки покорения межпланетного пространства, и обе завершились в Тихом океане. По межпланетной программе Россию обходят даже Китай и Индия. В-третьих: на общем мировом рынке космических услуг Россия занимает 2-3% (это если с запусками считать). В-четвертых: 75% электронных комплектующих в российских космических аппаратах — иностранного производства (в основном США и Европы). В-пятых, один из самых долгоживущих отечественных аппаратов — "Ресурс-ДК" — разменял только восьмой год, что, по сравнению с Voyager, просто насмешка.

Для наглядности можно взглянуть вот эту инфографику, составленную в сообществе Открытый космос Вконтакте:

Interplanetary
Большой размер.

Она устарела на год, но за 2013 год прибавились аппараты США (LADEE, MAVEN), Индии (Mars Orbiter mission), Европы (Gaia) и два Китая (Chang’e-3 и Yutu). При составлении схемы пришлось во врезке справа добавить ракеты, чтобы был повод Россию вспомнить — некоторые европейские аппараты выводились нашими ракетами. Разгонные блоки “Фрегат” рядом с Венерой и Марсом сейчас являются самыми далекими изделиями России в космосе. Разумеется они не активны и фактически представляют собой рукотворные астероиды.

Но сегодня подробнее я хочу поговорить об одной любимой теме урапатриотов — о российских двигателях, без которых якобы не летают американские ракеты. В нынешней политической ситуации снова обострились противоречия между странами, стало модным слово “санкции”, и о свертывании российско-американского космического сотрудничества заговорили не только в интернетах, но и Сенате США и Совете Безопасности РФ.

Новая волна шума поднялась, когда американцы заявили о прекращении поставок своих электронных компонентов для российских военных спутников. Тут же в умах “патриотов” возникли мысли о “симметричном ответе”, которые вылились в болтовню: “прекратим поставки своих ракетных двигателей, не будем возить американцев на МКС, и NASA сразу загнется”.

ISS

Разберемся с обоснованностью подобных рассуждений.
Сегодня два российских предприятия поставляют двигатели для американской космической программы. Это химкинское НПО "Энергомаш" с РД-180, и самарское НТК им. Н.Д. Кузнецова с НК-33. Первый двигатель — это "ополовиненый" РД-170, который создавался для программы "Энергия-Буран" — самый мощный ракетный двигатель в истории. Второй — двигатель, создававшийся для советской лунной пилотируемой ракеты “Н1” — до сих пор самый лучший, в соотношении вес/тяга.

Чтобы проверить насколько сильно космонавтика США зависит от российских двигателей, достаточно сравнить основные “рабочие лошадки” американского космоса. Для этого я подготовил наглядную схему со средними и тяжелыми ракетами, которые сейчас обслуживают NASA и Пентагон. Масштаб изображений не соблюден, перечисление по возрастающей, от легких к тяжелым.

Antaresn

              Delta2n

            Falcon9n

                      Delta4Hn

                                                Atlas5n

Как видим, только самая легкая (из средних) и самая тяжелая ракета зависят от российских двигателей. Поэтому прекращение их поставок не нанесет существенного вреда заокеанской космонавтике, зато лишит российские предприятия существенного дохода. К примеру 1 НК-33 стоит 1-1,5 млн. долларов. Для каждого пуска Antares их нужно две штуки. Во многом благодаря американской космической программе, в Самаре возобновляют производство этих двигателей, хотя изначально компания Orbital Sciences рассчитывала только на те агрегаты, которые хранились “в масле” со времен лунной гонки.

nk33

РД-180 стоит в десять раз дороже, и вообще сейчас полностью загружает мощности “Энергомаша”. Эти двигатели настолько хороши, что из-за них Orbital Sciences подала в суд на United Launch Alliance, обвиняя последних в монополизме. Причину такой страсти к химкинском изделиям лучше всего выразил главный исполнительный директор United Launch Alliance Майкл Гасс: “В России сделали то, о чем наши учебники говорят: “Это невозможно””. Но тут речь идет о соотношении цена/качество/эффективность, а не о том, что в США вообще не осталось ракетных двигателей.

rd-180

Допустим, прекратит Россия поставки двигателей, ну порадуются наши “патриоты” пятнадцать минут, и забудут. А потом деньги NASA и Пентагона пойдут в американскую экономику, на более дорогие, но свои двигатели, и на разработку новых. Сейчас же, они идут в экономику России, поддерживают и развивают нашу промышленность.

Более того, прекращение экспорта двигателей для ULA и Orbital Sciences сыграет на руку их конкуренту — компании SpaceX, которая совсем недавно вырвалась на рынок космических запусков, и намерена сократить на нем долю Роскосмоса. То есть прекратив поставки двигателей, Россия умудрится пнуть себя дважды.

Вообще сотрудничество в космосе последние два десятилетия — пожалуй, один из лучших и эффективных примеров совместной работы США и России, со времен Антигитлеровской коалиции. Они платят за двигатели, за полеты своих астронавтов на орбиту, бесплатно устанавливают наши научные приборы на свои исследовательские аппараты на Марсе и Луне, вместе изучаем Вселенную в проекте “Радиоастрон”… Поэтому губить такое взаимодействие в угоду политической ситуации, было бы большой ошибкой, как бы этого ни хотели любители кваса, матрешек и балалаек.

Godspeed