http://geektimes.ru/post/241846/
При просмотре фотографий и видеороликов, снятых на Международной космической станции, часто можно заметить, что интерьер станции кишит ноутбуками в специальных подставках. Как они используются в космосе?
Инженер НАСА Роберт Фрост
поделился ответом на этот вопрос. Когда станцию ещё только проектировали, было принято мудрое решение не использовать физические интерфейсы — их слишком сложно апгрейдить и чинить. Куда легче поставить ноутбуки, а если с ними что-нибудь случится, то ситуацию легко поправить переустановкой программ, перезаписью файлов или заменой ноутбука. Ноутбуки куда доступнее специализированных систем, поэтому не будет необходимости специально переучиваться базовому взаимодействию.
За исключением критически важных систем, к примеру, вентиляционных клапанов, панелей связи и некоторых других устройств, всё управление станцией осуществляется с помощью ноутбуков. Всего на МКС их примерно 80, большая часть — это Lenovo Thinkpad T61P. Компьютеры не самые мощные: на них стоят процессоры Intel Core Duo, в эту модель можно поставить до 4 гигабайт ОЗУ. Но есть несколько совсем старых Lenovo A31p. Чтобы понять возраст этих машин: их сердцем является Pentium 4-M, процессор 2002 года.
Следующее легко счесть за рекламу, но это лишь факты. ThinkPad — единственный сертифицированный ноутбук для использования на МКС, в Lenovo это повторять
просто обожают. Также в компании гордятся тем, что их ноутбуки являются основными у всех мировых космических агентств. Лэптопами ThinkPad на МКС пользуются с самого начала жизни станции, с 1998 года. С 1995 года ThinkPad слетали в космос на шаттлах более 50 раз.
Lenovo — китайская компания. При всей синофобии американской власти странного в этом ничего нет: брэнд ThinkPad на момент заключения контракта принадлежал IBM (корпорации из США), но был продан в 2005 году. Вполне вероятно, что в будущем будет больше проблем с регулирующими органами из-за страны происхождения ноутбуков.
Компьютеры для отправки в космос проходят разнообразные тесты: на радиацию, температуру, атмосферу, возгораемость. На них нанесена липучка для крепления. Кроме того, в системы их охлаждения внесён ряд изменений: горячий воздух в условиях микрогравитации вверх не поднимается, отличается и плотность воздуха. К ноутбуку прилагается адаптер для питания от бортовой сети в 28 вольт постоянного тока.
Установленное программное обеспечение зависит от решаемой задачи. На американском сегменте управление происходит с машинок под названием PCS (Portable Computer System, портативная компьютерная система). Обычно их 7. На ноутбуках запущен Linux, работа идёт через
шину стандарта 1553 в качестве удалённого терминала.
В российском сегменте есть примерно столько же ноутбуков, которые в НАСА называют просто «российские ноутбуки». На них тоже крутится операционка на основе ядра Linux. С этих ноутбуков идёт управление российскими элементами станции.
У PCS и российских аналогов есть собственные графические интерфейсы, которые изображают МКС. Для управления достаточно просто кликнуть на модуль станции, а затем выбрать необходимый элемент. Интерфейсы отличаются, но они не настолько сложны для освоения, да и делать что-либо в чужой системе приходится редко.
Единого пользовательского интерфейса нет: своя система есть у 8 ноутбуков от Японского агентства аэрокосмических исследований, которые стоят в японских модулях, и у двух европейских лэптопов. Ещё есть примерно с десяток разных ноутбуков для различных операций.
Оставшиеся ноутбуки объединены в вычислительную сеть. Эти машинки называются Station Support Computers (SSC, компьютеры для поддержки станции), и они работают под Microsoft Windows.
Как утверждает Фрост, более половины ноутов на борту работает под Windows, но к системе 1553 их не допускают. Предназначение этих компьютеров — ведение заметок, отсылка электронных писем, ведение видеоконференций, записи в блогах и микроблогах, просмотр данных, инвентаризация.
Если посмотреть на
картинку до ката (она кликабельна и имеет размер ≈3.5 МиБ), то можно увидеть сразу три ноутбука. Самый близкий к голове Шеннон используется для мониторинга процедуры, которую она производит.
Тот, который выше и справа, и есть один из компьютеров SSC (компьютеры для личных целей), наверное, с него она читает график работ. Судя по заставке рабочего стола, на нём установлена Windows XP SP2. Это была экспедиция МКС-24, 2010 год, а Service Pack 3 вышел ещё в мае 2008. К слову о безопасности: в 2008 году из-за флэшки на компьютеры станции попал червь W32.Gammima.AG. В 2013 году
была проведена миграция с Windows XP на Debian 6.
В правом нижнем углу фотографии расположен один из компьютеров PCS для управления станцией. Похоже, астронавтка переключилась на страницу шлюза. Экстренных предупреждений нет, есть только сообщение о небольших проблемах связи системы управления электропитанием.
Фотография также интересна несколькими интерфейсами самой МКС: над люком расположена панель системы предупреждения, справа от лица Шеннон — система радио- и внутренней связи. Несколько мониторов перед её лицом с помощью камер за бортом станции показывают процесс работы с манипулятором.
Статусный экран с обзором основных показателей объединённой системы американской MCS и российской СУДН (системы управления движением и навигации). Отсюда экипаж может контролировать любое устройство систем навигации и положения станции и задавать режимы работы программных и аппаратных средств двигателей. Конечно же, командование российским сегментом осуществляется с российских ноутбуков.
Некоторые документы об организации работ ноутбуков доступны на
SpaceRef.