habrahabr

Мыльницы из нулевых снова популярны: смотрим на Nikon Coolpix P1

  • понедельник, 27 октября 2025 г. в 00:00:07
https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/958710/

Если вы гуляли по модным районам крупных городов, то точно замечали, как стильно одетые молодые ребята достают из своих карманов не новенький айфон, а старую мыльницу — маленькую цифровую камеру, порой обклеенную всякими наклейками. Но как так вышло, что молодёжь стала снимать на устаревшие камеры, во что это обернулось, а главное — стоит ли тратить деньги на мыльницу, если у каждого есть смартфон, умеющий делать достойные кадры? 

Я привык снимать на нормальные камеры. Fujifilm X-T1 — основная беззеркалка. Её прелесть в том, что при желании из модно выглядящей камеры с батарейным блоком, она легко превращается в весьма карманную тушку для съёмки в путешествиях. А пару лет назад начал снимать ещё и на плёнку: сейчас в качестве основной камеры у меня Nikon F80. И как владелец точно не любительской техники, очень долго не понимал, в чём прикол мыльниц. Нет, я, конечно, понимал, что они эстетически красиво выглядят, но почему народ тратит деньги на старые камеры, выдающие не самую современную картинку? А причины вполне имеются.

Мы живём в удивительное время: любой смартфон может делать приятные снимки, которые годятся что для соцсетей, что для печати. Но все эти снимки — слишком идеальные, вылизанные алгоритмами. И порой хочется отойти от этой стерильности, сделать более живые кадры, что ли. По этой причине люди и снимают на старые мыльницы. Мыльницы маленькие, просты в использовании — да, есть модели, в которых можно самому выставлять все настройки, вроде iso, выдержки и диафрагмы. Достал камеру, сделал снимок — вот и всё. И это — одна из причин популярности таких камер. Другая причина — людям хочется «тех самых» цветов, который даёт CCD-сенсор. Но правда в том, что при сравнении со снимками, сделанными даже на одиннадцатый айфон, которому уже шесть лет, мыльницы из нулевых рядом не стоят по качеству. Даже 400 исо порой даются с трудом, артефакты лезут только так. Снимать без вспышки уже сложновато. Ну а автофокус — он как бы и есть, но работает не всегда хорошо. Айфон же фокусируется буквально моментально — хоть на макро, хоть на портретный снимок. И давайте будем честны: любой современный смартфон будет давать куда более приятные цвета, нежели старая мыльница.

Так что, получается, Y2K-камеры — это просто хайповый аксессуар?

По большей части, это так и есть. Ностальгия — штука непредсказуемая, и со старыми мыльницами она сыграла злую шутку: люди рванулись искать камеры на полках у родителей, а у кого таковых не оказывалось — ломанулись на барахолки. Цены даже на простенькие модели прилично выросли. Мыльницы из нулевых стали модным аксессуаром любой тусовки, наряду с плёночными камерами. Вот только в случае с Y2K-мыльницами не надо тратиться на плёнку: многие камеры работают на SD-картах, только камеры от Sony имели Memory Stick, а Olympus и Fujifilm придумали xD-Picture. Ну и совсем уж старые карты использовали SmartMedia. А учитывая, что через переходник можно поставить любую MiсroSD (главное, чтобы объём был не больше поддерживаемого), то и здесь нет проблем. Так что цифровые фотки с красными глазами и вспышкой в лоб снова вернулись в моду!

Nikon Coolpix P1 — одна из таких мыльниц, и она у меня есть. Абсолютно типичный представитель камер середины нулевых: предлагаю посмотреть на этого зверька поближе.

Минимум кнопочек, но всё удобно!
Минимум кнопочек, но всё удобно!
Да, тут есть Wi-Fi, через него можно передавать фотки на ПК или принтер. Для этой цели в комплекте есть диск с драйверами. Но если честно, проще просто карточку вытащить и в ПК вставить.
Да, тут есть Wi-Fi, через него можно передавать фотки на ПК или принтер. Для этой цели в комплекте есть диск с драйверами. Но если честно, проще просто карточку вытащить и в ПК вставить.

У камеры стоит миниатюрный сенсор размером 1/1.8 дюйма (7.1 х 5.3 мм), и с зум-объективом 7,5 — 26,3 мм выходят широкоугольные снимки, но сильно кропнутые (при пересчёте на полный кадр — 35–126 мм). Нормально фокусироваться камера может, лишь начиная c 50 мм, макро — с 4 см. Светосила вполне нормальная: f/2.7 — 5.2. Но если её не хватит, то тут есть довольно мощная вспышка, которая далеко бьёт. Всё хорошее на этом заканчивается — дальше начинаются нюансы.

Автофокус — штука странная: вот тут он вроде есть...
Автофокус — штука странная: вот тут он вроде есть...
...а вот тут даже Даша не поможет найти, куда пропал фокус.
...а вот тут даже Даша не поможет найти, куда пропал фокус.

Камера сильно заточена под автоматику: самому менять значение диафрагмы и выдержки не выйдет. А, впрочем, надо ли? Для целей посерьёзнее и камеру надо брать посерьёзнее. Главным же минусом мыльницы оказался дисплей — тут нет никакого оптического видоискателя, компоновку кадра придётся производить исключительно через экранчик, который тут просто ужасен: цветов явно не хватает, углы обзора отвратительны — чуть отклонил камеру, и картинка уже инвертирована. Вот и получается, что снимаешь чисто навскидку.

Ой, а ещё тут встроенная память есть! Хватает её всего на 14 снимков в высоком качестве.
Ой, а ещё тут встроенная память есть! Хватает её всего на 14 снимков в высоком качестве.

Кадры для сравнения: попробуйте угадать, что чем снято? Правильный ответ под спойлером.

Ответ тут:

Первый и третий кадры сняты на Nikon Coolpix P1, второй и четвёртый — на одиннадцатый айфон.

А ещё тут есть фича, позволяющая делать голосовые заметки к фотографиям. Заходите в режим просмотра снимков, выбираете нужный кадр, зажимаете кнопку спуска затвора и в течение 20 секунд можете надиктовывать то, при каких обстоятельствах сделан тот или иной снимок. В принципе, если вы идёте с друзьями по барам гулять до самого утра, функция может быть весьма полезной — так хотя бы на следующий день сможете восстановить картину ваших похождений. Воспроизводятся заметки нажатием на спуск затвора при просмотре снимков (снимки с заметками помечаются), либо на ПК — звук пишется ужасно и в формат wav.

Качество снимков — весьма среднее по нынешним меркам. 400 iso ей даются с трудом, появляются шумы. И назвать эти шумы «вайбами» язык не поворачивается — только картинку портят. Всё же это не плёночное зерно, появляющееся при недостатке света.

200 исо, а уже шумы.
200 исо, а уже шумы.
Выдержка 1/61, диафрагма f/5.4, фокусное расстояние 8 мм, и аж 400 исо.
Выдержка 1/61, диафрагма f/5.4, фокусное расстояние 8 мм, и аж 400 исо.

Не иронично считаю, что лучшее применение такой камеры — походы с друзьями по барам, куда нормальную камеру не потащишь, снимать на плёнку — дорого, а интересных фоток на память сделать охота. Вот и получается, что старые мыльницы стали аксессуаром для получения «вайбовых» фоток в компании друзей.

Главное при покупке такой старой камеры всегда иметь с собой свежий аккумулятор и карту памяти. Недавно я купил Sony DSC-V1, но купил без карты памяти. А как она у меня появилась — выяснилось, что файлы пишутся битыми — уж не знаю, в чём может быть проблема, но камера точно нуждается в ремонте. Так что всегда проверяйте технику перед покупкой!

В моём понимании, мода на цифромыльницы из нулевых — довольно наивна. С другой стороны, в моём окружении есть ребята, которые родились в начале-середине нулевых, и для них подобные камеры — артефакты той эпохи, которая ими мало изучена. Это я могу вспомнить, как снимал родительской мыльницей в нулевых в поездках на южные курорты. Но для многих попробовать поснимать на подобную камеру — новый опыт. Современные смартфоны давно научились делать приятные кадры, и их можно редактировать прямо на устройстве. Мыльницы же из нулевых — медлительные, при работе с ними нужно терпение. Да, в сторону Y2K-камер есть аргумент в виде «вайбовости» фоток, и в какой-то степени я даже соглашусь с этим аргументом. Вот есть что-то неуловимое в кадрах, сделанных на старую мыльницу.

В пасмурную погоду снимки получаются... пасмурными.
В пасмурную погоду снимки получаются... пасмурными.

Не так давно Fujifilm выпустили X half — она имитирует полукадровые плёночные камеры, и размерами очень мала. Это своего рода ответ на Pentax 17 — плёночную дальномерку, выпущенную в прошлом году. Людям хочется плёночных вайбов, но и заморачиваться с проявкой не хочется. А ещё не хочется брать старые мыльницы — вот в этом плане камера от Fujifilm просто идеальна. Идеальна всем, кроме цены: стоимость просто огромна. Так что выход один: ищите хорошие Y2K-мыльницы, проверяйте их сразу, и будет вам счастье с вайбами.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»