Мыльницы из нулевых снова популярны: смотрим на Nikon Coolpix P1
- понедельник, 27 октября 2025 г. в 00:00:07

Если вы гуляли по модным районам крупных городов, то точно замечали, как стильно одетые молодые ребята достают из своих карманов не новенький айфон, а старую мыльницу — маленькую цифровую камеру, порой обклеенную всякими наклейками. Но как так вышло, что молодёжь стала снимать на устаревшие камеры, во что это обернулось, а главное — стоит ли тратить деньги на мыльницу, если у каждого есть смартфон, умеющий делать достойные кадры?
Я привык снимать на нормальные камеры. Fujifilm X-T1 — основная беззеркалка. Её прелесть в том, что при желании из модно выглядящей камеры с батарейным блоком, она легко превращается в весьма карманную тушку для съёмки в путешествиях. А пару лет назад начал снимать ещё и на плёнку: сейчас в качестве основной камеры у меня Nikon F80. И как владелец точно не любительской техники, очень долго не понимал, в чём прикол мыльниц. Нет, я, конечно, понимал, что они эстетически красиво выглядят, но почему народ тратит деньги на старые камеры, выдающие не самую современную картинку? А причины вполне имеются.
Мы живём в удивительное время: любой смартфон может делать приятные снимки, которые годятся что для соцсетей, что для печати. Но все эти снимки — слишком идеальные, вылизанные алгоритмами. И порой хочется отойти от этой стерильности, сделать более живые кадры, что ли. По этой причине люди и снимают на старые мыльницы. Мыльницы маленькие, просты в использовании — да, есть модели, в которых можно самому выставлять все настройки, вроде iso, выдержки и диафрагмы. Достал камеру, сделал снимок — вот и всё. И это — одна из причин популярности таких камер. Другая причина — людям хочется «тех самых» цветов, который даёт CCD-сенсор. Но правда в том, что при сравнении со снимками, сделанными даже на одиннадцатый айфон, которому уже шесть лет, мыльницы из нулевых рядом не стоят по качеству. Даже 400 исо порой даются с трудом, артефакты лезут только так. Снимать без вспышки уже сложновато. Ну а автофокус — он как бы и есть, но работает не всегда хорошо. Айфон же фокусируется буквально моментально — хоть на макро, хоть на портретный снимок. И давайте будем честны: любой современный смартфон будет давать куда более приятные цвета, нежели старая мыльница.
Так что, получается, Y2K-камеры — это просто хайповый аксессуар?
По большей части, это так и есть. Ностальгия — штука непредсказуемая, и со старыми мыльницами она сыграла злую шутку: люди рванулись искать камеры на полках у родителей, а у кого таковых не оказывалось — ломанулись на барахолки. Цены даже на простенькие модели прилично выросли. Мыльницы из нулевых стали модным аксессуаром любой тусовки, наряду с плёночными камерами. Вот только в случае с Y2K-мыльницами не надо тратиться на плёнку: многие камеры работают на SD-картах, только камеры от Sony имели Memory Stick, а Olympus и Fujifilm придумали xD-Picture. Ну и совсем уж старые карты использовали SmartMedia. А учитывая, что через переходник можно поставить любую MiсroSD (главное, чтобы объём был не больше поддерживаемого), то и здесь нет проблем. Так что цифровые фотки с красными глазами и вспышкой в лоб снова вернулись в моду!
Nikon Coolpix P1 — одна из таких мыльниц, и она у меня есть. Абсолютно типичный представитель камер середины нулевых: предлагаю посмотреть на этого зверька поближе.


У камеры стоит миниатюрный сенсор размером 1/1.8 дюйма (7.1 х 5.3 мм), и с зум-объективом 7,5 — 26,3 мм выходят широкоугольные снимки, но сильно кропнутые (при пересчёте на полный кадр — 35–126 мм). Нормально фокусироваться камера может, лишь начиная c 50 мм, макро — с 4 см. Светосила вполне нормальная: f/2.7 — 5.2. Но если её не хватит, то тут есть довольно мощная вспышка, которая далеко бьёт. Всё хорошее на этом заканчивается — дальше начинаются нюансы.
Камера сильно заточена под автоматику: самому менять значение диафрагмы и выдержки не выйдет. А, впрочем, надо ли? Для целей посерьёзнее и камеру надо брать посерьёзнее. Главным же минусом мыльницы оказался дисплей — тут нет никакого оптического видоискателя, компоновку кадра придётся производить исключительно через экранчик, который тут просто ужасен: цветов явно не хватает, углы обзора отвратительны — чуть отклонил камеру, и картинка уже инвертирована. Вот и получается, что снимаешь чисто навскидку.

Кадры для сравнения: попробуйте угадать, что чем снято? Правильный ответ под спойлером.


Первый и третий кадры сняты на Nikon Coolpix P1, второй и четвёртый — на одиннадцатый айфон.
А ещё тут есть фича, позволяющая делать голосовые заметки к фотографиям. Заходите в режим просмотра снимков, выбираете нужный кадр, зажимаете кнопку спуска затвора и в течение 20 секунд можете надиктовывать то, при каких обстоятельствах сделан тот или иной снимок. В принципе, если вы идёте с друзьями по барам гулять до самого утра, функция может быть весьма полезной — так хотя бы на следующий день сможете восстановить картину ваших похождений. Воспроизводятся заметки нажатием на спуск затвора при просмотре снимков (снимки с заметками помечаются), либо на ПК — звук пишется ужасно и в формат wav.
Качество снимков — весьма среднее по нынешним меркам. 400 iso ей даются с трудом, появляются шумы. И назвать эти шумы «вайбами» язык не поворачивается — только картинку портят. Всё же это не плёночное зерно, появляющееся при недостатке света.
Не иронично считаю, что лучшее применение такой камеры — походы с друзьями по барам, куда нормальную камеру не потащишь, снимать на плёнку — дорого, а интересных фоток на память сделать охота. Вот и получается, что старые мыльницы стали аксессуаром для получения «вайбовых» фоток в компании друзей.
Главное при покупке такой старой камеры всегда иметь с собой свежий аккумулятор и карту памяти. Недавно я купил Sony DSC-V1, но купил без карты памяти. А как она у меня появилась — выяснилось, что файлы пишутся битыми — уж не знаю, в чём может быть проблема, но камера точно нуждается в ремонте. Так что всегда проверяйте технику перед покупкой!

В моём понимании, мода на цифромыльницы из нулевых — довольно наивна. С другой стороны, в моём окружении есть ребята, которые родились в начале-середине нулевых, и для них подобные камеры — артефакты той эпохи, которая ими мало изучена. Это я могу вспомнить, как снимал родительской мыльницей в нулевых в поездках на южные курорты. Но для многих попробовать поснимать на подобную камеру — новый опыт. Современные смартфоны давно научились делать приятные кадры, и их можно редактировать прямо на устройстве. Мыльницы же из нулевых — медлительные, при работе с ними нужно терпение. Да, в сторону Y2K-камер есть аргумент в виде «вайбовости» фоток, и в какой-то степени я даже соглашусь с этим аргументом. Вот есть что-то неуловимое в кадрах, сделанных на старую мыльницу.
Не так давно Fujifilm выпустили X half — она имитирует полукадровые плёночные камеры, и размерами очень мала. Это своего рода ответ на Pentax 17 — плёночную дальномерку, выпущенную в прошлом году. Людям хочется плёночных вайбов, но и заморачиваться с проявкой не хочется. А ещё не хочется брать старые мыльницы — вот в этом плане камера от Fujifilm просто идеальна. Идеальна всем, кроме цены: стоимость просто огромна. Так что выход один: ищите хорошие Y2K-мыльницы, проверяйте их сразу, и будет вам счастье с вайбами.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»