python

Мой способ знакомства учеников младших классов с Python

  • воскресенье, 22 марта 2020 г. в 00:24:23
https://habr.com/ru/post/493420/
  • Python
  • Учебный процесс в IT


В наше время большинство детей знакомится с миром программирования через создание проектов на платформе scratch.mit.edu Создание проектов происходит путем соединения разноцветных блоков без ввода кода с клавиатуры (вводим только значения переменных).

Однако, дети взрослеют, им становится тесно в мире Scratch, и в этот момент им можно предложить несколько путей развития.

Некоторые, как мой сын Артём, вдоволь поработав в графическом редакторе Scratch выбирают кружок изобразительного искусства.

Другие ребята — фанаты 2D игр, продолжают делать более профессиональные игры на платформе Construct.

Ну а фанатам программирования можно посоветовать Python, ведь это один из самых простых языков для изучения. Но как же быть, ведь ученики начальных классов совершенно не знакомы с клавиатурой?

Вот пример простейшего проекта на Scratch в котором ребенок вводит с клавиатуры только 2 числа.



Во «взрослых» языках программирования приходится вводить гораздо больше текста с клавиатуры, но есть способ упростить детям жизнь при переходе от Scratch к Python.

Почему именно к Python?
Еще несколько лет назад с Питоном пытались конкурировать Pascal и Basic, но сейчас сайт hh.ru показывает что количество вакансий с упоминанием этих языков на порядки отстает от Python.

Россия, IT, Телеком
5 807 вакансий «Python»
262 вакансии «Pascal»
44 вакансий «VB.NET»

И под Pascal на hh.ru подразумевается Delphi, а не PascalABC, используемый в школах.
(На всякий случай вот фанатская подборка литературы по PascalABC для расширения кругозора pascalabc.net/rubantsevbooks )

Пару лет назад я решил познакомить своих учеников с Python и начал искать литературу по этой теме. Книг по Питону для детей оказалось совсем немного, и ни одна из них меня полностью не удовлетворила — пришлось снова, как и истории про Scratch habr.com/ru/post/234823, изобретать все самому.

Что же не так в этих книгах? Общая проблема — там много кода. И если для учеников старших классов это не критично, они за 20 минут смогут вколотить программу на 30-40 строк, то для учеников начальной школы это огромная проблема.

Также, сами проекты, которые предлагаются в книгах, по моему мнению, не очень подходят для младших классов.

Небольшой обзор литературы с моим личным рейтингом.

Небольшой обзор литературы с моим личным рейтингом
3 место
Python for Kids archive.org/details/PythonForKids/mode/2up
Вот отзыв об этой книге от vectorplus из Канады.
Книга “Написана легким языком, с юмором, детям нравится. У неё есть недостаток, свойственный многим книгам по программированию. Как в известной шутке — как нарисовать сову. Овал — круг — сова. От простых понятий слишком резкий переход к достаточно сложным концепциям.” [Подробности в статье ](https://habr.com/ru/post/485424/)
Ну и список проектов: сначала проекты с черепашкой, которые подходят для начальной школы, а потом 20 страниц делаем игру теннис, и потом 60 страниц делаем игру про Стикмана (код игры на 6 страниц), а это уже для старшеклассников.

2 место
Python для детей Автор: Ханс-Георг Шуман
www.litres.ru/hans-georg-shuman/python-dlya-detey-48411263
Здесь больше коротких проектов, но в конце также мощная игра про насекомых на 40 страниц. Малыши осилят только первую часть книги.

1 место
Вордерман, Вудкок, Макаманус: Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python www.labirint.ru/books/481230
В этой книге есть и про создание проектов на Scratch (всего 3 проекта) и про Python (4 проекта). Проектов немного, но они хорошо пошагово расписаны с мельчайшими подробностями, но несмотря на это книга не поможет в проведении занятий на кружке. Но это хороший самоучитель для детей 10-12 лет, которые занимаются самостоятельно.

Не обнаружив на просторах интернета подходящего учебника я придумал собственный способ знакомства детей с Python, и помогла мне в этом платформа trinket.io.

На этой платформе есть возможность работать онлайн со следующими языками программирования:

  • Блочный язык Blockly
  • HTML
  • GlowScript
  • R
  • Java
  • и конечно Python

причем в платной версии ($3 в месяц) можно использовать Pygame для создания игр!



А главным открытием для меня стало то, что блочный тринкет, в три клика превращается в код на Python! Первый клик — просмотр кода.



Ещё пара кликов — преобразование блочного тринкета в тринкет на Python.



Готово!

Ученик получает программу на Python, которую создал без долгого мучительного поиска символов на клавиатуре. Теперь учитель может провести аналогии с блочным языком, рассказать о синтаксисе и дать задание изменить координаты, чтобы квадратик превратился в прямоугольник.



Также теперь ребенок может «копипастить» чтобы собрать более сложный проект, например как этот с рисованием картинки.



Вот так и появился мой курс по Python для учеников начальной школы в котором они знакомятся с этим языком программирования. Сложные проекты не создаем, работаем в рамках 45 минутного урока. По-новому смотрим на циклы и условия, знакомые по программированию на Scratch, разбираемся с числовыми и текстовыми переменными, о которых раньше вообще не задумывались. Знакомимся со сложными типами данных, учимся работать со срезами и различными методами. Чтобы детям было интересно, кроме узоров с черепашкой создаем картинки из символов ACSII, рисуем смайлики Каомодзи и создаем картинки из символов юникода.

Котик со списком.



Гусеница с двумя списками.



Картинка из символов юникода со словарем.



Работа с объектами.



Ну и конечно моя любимая игра «Путаница» — простая, но очень веселая!



Платформа trinket.io — отличный помощник в деле знакомства школьников младших классов с языком Python. Но не так давно я обнаружил еще одну шикарную платформу, которая позволяет программировать на Python в мире Minecraft. Это платформа progkids.com созданная отечественными разработчиками. Платформа платная, но недавно авторы платформы разместили на Facebook промокод FREESELFCOURSE который дает две недели доступа бесплатно.

Под эту платформу я тоже разработал кучу уроков codim.online/pythonvm которые позволяют освоить более сложные темы, такие как вложенные циклы и многомерные массивы.

from mc import world, blocks, player

for i in range(5):
	for j in range(5):
			for k in range(5):
				world.buildHome(5 + (j * 5), 0 + (k * 5), 0 + (i * 10), 5, 5, 5, blocks.WOOD)



Рисуем смайлики с помощью массивов.

from mc import *

heart = [ [[	0,   0, 152,   0,   0],
			[   0, 152, 152, 152,   0],
			[ 152, 152, 152, 152, 152],
			[ 152, 152, 152, 152, 152],
			[   0, 152,   0, 152,   0]] ]

scull = [[  [   0, 173, 173, 173,   0], 
			[   0, 173, 173, 173,   0],
			[ 173, 173, 173, 173, 173],
			[ 173,   0, 173,   0, 173],
			[   0, 173, 173, 173,   0]] ]
					
world.setBlocks(0, 3, 0, sad)
world.setBlocks(0, 3, 7, heart)
world.setBlocks(0, 3, 14, scull)
world.setBlocks(0, 3, -7, butterfly)



Платформа имеет кучу встроенных функций, облегчающих создание построек, позволяет спавнить существ, управлять дронами, строить города, ~~грабить корованы~~, копать метро, строить тоннели и бункеры, обкладывать все динамитом и… и делать еще много интересного!



Также можно создавать анимированные постройки, например часы.



Покажите эти платформы детям, я уверен, они смогут сделать много интересных проектов на радость учителям и родителям.

И в честь дня весеннего равноденствия и наступления астрономического лета всем читателям в подарок первые 8 уроков курса знакомства с Python по промокоду PYTHON2020.