Массовые увольнения в российском IT: что на самом деле происходит в компаниях — взгляд CEO
- четверг, 15 мая 2025 г. в 00:00:13
Минцифры кричит о нехватке миллиона IT-специалистов, министр труда и социальной защиты заявляет о «всего» ста тысячах. Параллельно рынок труда захлестнула волна сокращений. А тут ещё и слухи об AGI — суперумном ИИ, который захватит все рабочие места. Парадокс? Нет, скорее болезненная трансформация от иллюзий к реальности.
На связи CEO Surf Владимир Макеев. Я в разработке с 2011 года, почти с самых истоков развития мобильных приложений в РФ. Сегодня поделюсь своим взглядом на то, как накопленный кризис управленческих иллюзий повлиял на IT-сферу и почему за последний год уволили так много специалистов. И как на ситуацию влияет развитие ИИ, который может заменить разработчиков.
На заре появления IT в РФ, с 2000-х, предприниматели свято верили, что любой проект окупится. Так и было — приходили к инвесторам, рассказывали про идею и получали инвестиции. Тогда кадры стоили дешевле, спонсоры были добрее, и не было ничего невозможного. Мы думали, что IT — золотая ниша и никогда не перестанет быть таковой. Это продолжалось очень долго. Поэтому компании:
Раздували штаты, набирая больше специалистов на каждую микро-задачу.
Внутри запускали корпоративные стартапы «на авось»: выстрелит — отлично, не выстрелит — ну и ладно.
В 2022 году всё изменилось: ключевая ставка начала расти гигантскими скачками, а кредиты стали самыми дорогими с начала нулевых. Часть специалистов уехала за границу, компании набирали команды впрок, чтобы не лишиться внезапно ценных кадров. Из России начали уходить технологические гиганты — началось импортозамещение, активно подогреваемое государственными деньгами. Не исключено, что создавались места «для галочки»: код переписывали силами 50 человек, хотя реально хватило бы десяти.
До 2024 года последствия высокой ставки, ухода иностранных компаний-клиентов российского IT и снижение платёжеспособности инвесторов не сильно ощущались. Но потом экономический кризис всё равно настиг — компании завершили прошлый год с убытками. И начали увольнять сотрудников и закрывать нерентабельные или рисковые стартапы, которые раньше держали на балансе годами.
В итоге количество резюме выросло на 40%, а число вакансий сократилось вдвое. По данным HeadHunter, сейчас на рынке труда высокая конкуренция. Компании сокращают опытных и дорогих сотрудников, предпочитая нанимать менее квалифицированных специалистов. Из-за этого на рынок вылилось много резюме senior-разработчиков.
Посмотрим ещё детальнее на графики: количество вакансий к марту 2025 года упало на 20% по сравнению с предыдущим годом, а количество резюме выросло на 26%. Хабр пишет, что к концу 2024 года количество вакансий снизилось на 22% по сравнению с третьим кварталом.
В эпоху дешёвых денег мы создали целую культуру вокруг «управленческого театра». Мы считали, что каждый процесс, каждая кнопка требовали продакта, двух аналитиков и дизайнера — целую команду. Результат? Бесконечные A/B-тесты и метрики, которые ни на что не влияли.
Частый пример — бигтех-компании, которые нанимают на поддержку одного приложения штат в 500 человек. Например, в банке есть несколько самых важных стримов: СБП, переводы в СНГ, внутренние платежи и другие направления. На каждом — по 20 человек. Но реальную прибыль приносят только два сотрудника из отдела операций с СНГ — благодаря переводам из Узбекистана и Таджикистана. Остальные команды просто «оптимизируют» фичи, процессы, кнопки, которыми никто не пользуется.
Компании годами увеличивали штат ради красивых отчётов перед инвесторами. А за последние пару лет стали увольнять «тихо», чтобы не спровоцировать бурные обсуждения в СМИ. Например, в М.Видео уже вовсю оптимизируют команду на разных уровнях. При этом результаты компании не меняются — сокращения не затронули продукт, но, вероятно, помогли сэкономить на издержках.
И если раньше бизнес существовал за счёт бюджетных вливаний и оптимистичных прогнозов, то теперь всё изменилось. Бизнес протрезвел. Сейчас нанимают только тех, кто приносит деньги в течение квартала. Не через год, не «в теории», а здесь и сейчас. Это новый закон выживания.
Оптимизация в IT продолжится вплоть до конца 2025 года — компании будут снижать ФОТ и убирать неэффективных людей. И одновременно закупать аутсорс и аутстафф — кто-то же должен тащить проекты. Потому что внешние команды зачастую работают эффективнее, у них нет времени на чилл, фитнес и смузи в офисе. Им нужно доказать, что они действительно приносят пользу — здесь и сейчас.
Это не просто моё мнение — так говорит статистика. BusinesStat провела анализ рынка аутсорсинга в IT в 2020–2024 годах и показала, что к концу 2024-го он вырос на 49% и достиг 262 млрд руб. Для сравнения, в 2023 году цифры были на 27% ниже. Наблюдаем интересную картину: проекты на аутсорсе сокращаются, при этом запросы на него растут. Конечно, это не значит, что все компании вообще откажутся от инхаус-команд, нет. Скорее, будут продолжать искать баланс между расходами, инхаус- и аутсорс-разработчиками.
Массовые увольнения — лишь один из этапов изменений в IT. Нас ждёт ещё один виток этой спирали — замена некоторых должностей или задач суперумным AGI (искусственным общим интеллектом, а не просто ChatGPT). В докладе AI 2027 эксперты пишут, что к концу 2027 года ИИ будет умнее любого человека. Вот как это будет происходить:
Появление агентов-разработчиков в 2025–2026. AI научится писать код лучше людей. Это не только самая прикладная и экономически выгодная область, но и принципиальный первый шаг к AGI. Ведь код — это основной инструмент следующих этапов исследований.
Создание AI-исследователей. Такие агенты будут способны выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и публиковать научные работы. Уже в марте 2025 ИИ сгенерировал статью, прошедшую рецензию на научной конференции.
Массовая автоматизация исследований. Миллион AI-исследователей будут проводить научные работы в 50 раз быстрее человека. Запустится цикл самоулучшения: их собственные исследования будут делать их ещё умнее. И именно они создадут AGI к 2027 году. Человек лишь даст старт.
Почему это произойдёт так быстро? Мы сильно недооцениваем темпы. Авторы исследования вспоминают: если бы нас во времена GPT-3 спросили, когда появится то, что есть сегодня, мы бы ответили — лет через 5. Но всё случилось быстрее.
Леопольд Ашенбреннер в тексте «Предчувствие будущего» объясняет рост ИИ x10 в год тремя факторами:
Скорость железа растёт на 0.5 порядка в год.
Алгоритмическая эффективность — ещё +0.5 порядка.
Разблокировка моделей вроде новых Chain of Thought и RL — ещё +0.5.
Итог — x10 в год, а за 6 лет — уже x1 000 000. Самое интересное — спустя 10 месяцев всё развивается именно так. США запустили свой «Манхэттенский проект» в AI.
Всё это приведёт к массовой технологической сегрегации — компании начнут отбирать разработчиков, которые освоили ИИ. И к этому стоит относиться как к прокачке своих навыков и дополнительному крутому инструменту — кто-то будет готов развиваться, кто-то — нет. Это уже началось:
Duolingo официально объявила о переходе к стратегии «AI-first», заменяя контрактных сотрудников искусственным интеллектом. Теперь они будут нанимать людей только после того, как поймут, что работу за кандидатов не сможет сделать ИИ.
Правительство РФ давно задумалось о том, чтобы связать получение государственных льгот с обязательным внедрением ИИ в компаниях. То есть если компания хочет получить субсидию или налоговые преференции в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте или туризме, она должна активно внедрять ИИ в процессы. В том числе это должны делать работники предприятий. Совсем недавно выпустили указ, что к 2030 году доля сотрудников с навыками использования ИИ должна достичь 80%.
В России многие уверены, что ИИ заменит сотрудников в разных кластерах: обеспечении качества данных, анализе аудио и визуального контента, упрощении взаимодействия с пользователем, вводе данных с помощью предиктивных технологий.
Мы в Surf тоже активно мотивируем сотрудников использовать ИИ в разных областях: от разработки до маркетинга. Я много пишу об этом в своём блоге — недавно выпустил пост о том, что нужно делать разработчикам, чтобы ИИ не отнял у них работу.
Массовые увольнения и взлёт ИИ — не конец золотого века в IT, а его перезагрузка. Код больше не покупается за красивые слова или связи. Он должен стоить денег, а не иллюзий. Мне нравится фраза: «Кризис — это когда старые правила перестают работать, а новые еще не родились». Мы находимся именно в этом моменте. Выживут те, кто научится считать деньги, а не метрики, кто готов вкладываться в продукт и в идею на 100%.
Что поменяется в ближайшие пару лет в сфере:
Многие поймут, что дефицит специалистов — миф, вызванный дисбалансом спроса и предложения. Реальная проблема, которую будут решать — неэффективные структуры и отсутствие адаптации к новым условиям.
Бизнес избавится от «команд-пустышек» и перейдёт к моделям, где ценность измеряется реальным вкладом. То есть не будет больше «раздутых» команд — от разработки до маркетинга.
Разработчики осознают, что знаний недостаточно — нужно уметь доказывать свою пользу. При этом будут максимально эффективны те, кто внедряет ИИ сам — у них никто не отберёт работу, за них будут бороться.
Компании пока что учатся работать с ограниченными ресурсами, считают бюджеты и используют аутсорс для ускорения процессов. В будущем при устаканившейся экономике всё вернётся на круги своя — и стартапы снова будут в моде. Но только те, которые действительно принесут прибыль.
IT-отрасль меняется стремительно и болезненно. И я верю: эта боль — шаг к зрелости.
Если вам понравилась статья и интересны ИИ-темы, приходите ко мне в телеграм-канал. Там рассказываю про развитие нейросетей, айтишное управление и анализирую новости рынка.