http://pikabu.ru/story/mamenkin_syinok_2724555Когда Мерзликина Виктора Степановича назначили в нашу школу учителем, ему было чуть меньше сорока лет. Неженатый, жил с мамой, на уроки всегда приходил в чёрном без узора костюме, на воротнике нелепая красная бабочка. Преподавал английский язык. Знал, помимо него и русского, ещё три или четыре, не помню. Подход к обучению имел весьма либеральный. Иногда на уроках мы смотрели фильмы с субтитрами, потом писали сочинение по нему. Толково придумано, на мой взгляд.
На первом же уроке мне его голос показался знакомым. Виктор Степанович признался, что комментирует спортивные состязания на местном телевидении. Видать, немного зарабатывал учителем.
- Нет-нет, просто спорт – это моё хобби, как комментатору мне почти и не платят, - с улыбкой объяснил он.
Рассказал, что мечтал стать футболистом, но не получилось. Не было данных, сказал. Позже я узнал, что его мама предпочла отдать сына в музыкальную школу.
В общем, он всем ученикам нравился. Много интересного знал. Как-то учитель географии заболел и директриса попросила Виктора Степановича занять наш класс на те сорок пять минут. Это был самый крутой экскурс в географию, который когда-либо звучал в школьных стенах. Виктор Степанович рассказывал о Японии так, что мне показалось я прожил там целую неделю.
- Я там никогда не был, - позже признался Виктор Степанович. – Просто читал об этом.
И так у него было во всём. Его кругозор насыщался книгами, журнальными статьями и ТВ-гидами. Будучи футбольным болельщиком, он знал всё об истории «Манчестера Юнайтед», но никогда не был на «Олд Траффорд». На вопрос не было ли у него желания посетить матч любимой команды, он отвечал, пожимая плечами. Иногда добавлял:
- У меня мама.
Как-то Валера Кургузов из «А» начал дурачиться, срывать урок. Виктор Степанович попросил его успокоиться. Попросил ещё раз. Предупредил, что вынужден будет принять меры.
- Ой, да чё вы сделаете? – рассмеялся Валера.
Виктор Степанович подошёл к клоуну и, схватив за шиворот, протащил по кабинету до самой двери.
- Без родителей ты сюда следующий раз не зайдёшь, - сказал он напоследок.
Яблочко от яблони не далёко падает, говорят, и в случае Кургузовых это не будет ошибкой. Папа Валеры пришёл, когда урок ещё не успел закончиться. Наверное, увидев перед собой невысокого, худого мужчину с поникшим взглядом, притом и несуразно одетого, он решил, что можно не церемониться.
- Ты какого хера моего сына ударил? – вероятно, Валера с папой был честен не до конца.
- Прошу вас не выражаться при…, - начал было Виктор Степанович, но Кургузов-старший уже шёл на него с поднятыми кулаками и очевидными намерениями.
Учитель свернул его и опрокинул на пол ещё до того, как мы окрыли рты от удивления. На счёт недостатка спортивных данных, мама Виктора Степановича ошиблась. Потом, естественно, последовало разбирательство, по исходу которого Виктор Степанович получил – и принял – извинения обоих Кургузовых, а Валера пообещал вести себя на уроках прилично и никому не досаждать. Лишь однажды он нарушил это обещание.
Летом, между десятым и одиннадцатым классом, у Виктора Степановича умерла мама. Я не был знаком с этой женщиной, но, судя по реакции Виктора Степановича, она была святой. Мы классом пришли навестить его после похорон, и он был подавлен. Глубоко подавлен. Как малолетки, вроде нас, могли поддержать его? Виктор Степанович всё равно поблагодарил нас за визит.
Как-то я услышал разговор двух училок. Обсуждали перспективы замужества на «наконец-то холостом» Мерзликине.
- Из него верёвки, наверное, вить можно, - сказала одна. – С другой стороны, кому нужен мамсик.
Некоторые коллеги-женщины Виктора Степановича всё же Виктору Степановичу знаки внимания. Всё очевиднее и очевиднее. В большей степени это выражалось тем, что они угощали его домашней едой. Это было смешно, потому что к тому времени я и несколько других ребят со школы привыкли проводить время в гостях у Мерзликина. Смотрели футбольные матчи, исторические передачи, разговаривали о разном. Обычно эти посиделки заканчивались ужином, приготовленным хозяином дома. Готовил Виктор Степанович потрясающе. Ничего вкуснее, да простят меня мои мама и жена, я в жизни не пробовал. Девчонки даже советовались с ним, брали рецепты.
Мерзликин организовывал соревнования между классами, походы, периодические выходы в единственный в нашем городе музей. Пожалуй, так Виктор Степанович пытался забить образовавшуюся в жизни брешь, и ему было комфортнее с нами подростками. Может быть, потому что мы не пытались лезть ему под кожу.
За пару месяцев до выпускных экзаменов случился скандал. В тот день Виктор Степанович не явился на урок. Позже химичка сказала нам «по секрету», что Катя Коробкова из «А» обвинила Мерзликина в домогательствах. Поверить в это мы не могли.
- Дыма без огня не бывает, - сказала химичка.
Прояснить ситуацию было не у кого. Катя в школу не приходила, визиты в дом Виктора Степановича ограничивались парой нажатий на дверной звонок. Мы пришли к выводу, что Катя оклеветала Мерзликина. Кто-то из девчонок вспомнил, как она о нём высказывалась, какими глазами смотрела.
- Он её отшил, походу, - предположил Кургузов. – Вот она и обиделась. Вот ведь овца.
Кажется, все согласились с этой оценкой. А когда дело как-то замяли, мы лишь убедились в своей правоте. Если бы Виктор Степановичем действительно сделал то, в чём его обвиняли, разве позволили бы ему просто уволиться? Мы хотели навестить его дома, чтобы попрощаться, но снова никого не застали. А может быть, он просто не захотел нас видеть. В июле в его квартиру заехали новые жильцы.
Кате доучивалась на дому, она пришла лишь в день экзаменов, но никто с ней общаться не пожелал.
Я поступил в институт в другом городе, и контактов с бывшими одноклассниками почти не поддерживал. По школе особо не скучаю. Но каждый раз, когда смотрю матч «Манчестера» по трансляции и оператор обращает внимание на трибуны, я надеюсь увидеть среди болельщиков Виктора Степановича. Иногда я думаю, где он сейчас, и представляю Мерзликина гуляющим по Накамисэ-дори. Усмехаюсь этим мыслям.
Вообще-то, я не люблю, когда эти воспоминания возвращаются. Ведь дыма без огня не бывает.