http://geektimes.ru/post/241130/
История, расказанная в «Звёздных войнах» — это классика. Каждые несколько сотен лет её пересказывают снова, поскольку у нас есть склонность повторять сделанное. Власть развращает, и когда находишься у руля, начинаешь делать то, что считаешь правильным, хотя на самом деле это неверно.
Джордж Лукас, интервью изданию Wired
В то время как студия Disney готовится ещё раз осквернить уже трижды изнасилованный труп оригинальной трилогии «Звёздных войн» и всерьёз думает над стереоскопическим переизданием, стоит вспомнить то, как её создатель относится к своему детищу. Первые три фильма — и речь идёт не о трёх эпизодах, снятых уже значительно позже (спасибо, Лукас, за эту необходимость в пояснениях) — в переиздании на Blu-ray получили множество вопиюще ненужных изменений.
Списки в «Википедии» можно воспринимать как некую констатацию определённого факта или характеристику объекта. Так,
список списков списков наглядно демонстрирует обширность и упорядоченность интернет-энциклопедии, а
список наград Брежнева лучше любой статьи показывает порок покойного генсека. 60 килобайт лишь только
частичного текстового описания изменений в переизданиях фильмов «Звёздных войн» прекрасно иллюстрируют количество переделок, накопившихся после 1981, 1997, 2004 и 2011 годов.
Конечно, часть изменений связана с примитивностью технологии спецэффектов эпохи оригинальной трилогии, но множество поклонников не согласятся, к примеру, с тем, что вырезанную из первого эпизода сцену с Джаббой Хаттом стоило возвращать. Сам Лукас заявляет, что оригинальные версии были лишь 25—30 процентами от того, что он намеревался сделать. Но стоит ли винить зрителей за то, что они не могут смириться с растущим от издания к изданию количеством новых непривычных изменений?
Группа преданных фанатов работает над проектом Star Wars Despecialized Edition. Это — торжество техники видеомонтажа и реставрации, выполненных непрофессионалами. Никто специально не предоставлял мастер-копии, все использованные в проекте материалы были доступны широкой публике.
Самый наглядный пример глупости изменений переиздания 2011 года на Blu-ray. Судя по заявлениям Лукаса, неразвитость технологий видеомонтажа и спецэффектов 34 года мешала ему добавить этот дополнительный камень. Эта картинка уже успела стать интернет-мемом
Проект Star Wars Despecialized Edition предоставляет возможность максимально близко приблизить впечатления от просмотра к оригинальному прокату 1977 года в качестве HD. (Скорее всего, качество 720p — а не 1080p — было выбрано, чтобы не делать слишком очевидным апскейл множества сцен.)
Здесь пойдёт речь о проекте воссоздания фильма «Звёздные войны. Эпизод 4: Новая надежда», который в оригинальном прокате носил имя «Звёздные войны». Проект был начат группой участников форума сайта
OriginalTrilogy.com.
Сравнение издания 2006 года GOUT, зачем-то добавленной толпы штурмовиков в специальном издании 2004 года, и Despecialized EditionБудет лишь одна [версия каждого из фильмов]. И это будет не то, что я бы назвал предварительным монтажом, это будет окончательный монтаж. Остальное останется лишь каким-то артефактом, посмотрев на который, люди скажут: «А был и более ранний черновик». То же случается с пьесами и ранними версиями книг. По существу, фильмы никогда не готовы окончательно, их лишь забрасывают. На определённом этапе кто-то со словами «ладно, готово» оттаскивает тебя от картины, пока ты машешь кулаками и кричишь. Ситуация должна быть не совсем такой. Иногда можно вернуться и создать собственную новую версию, что я и сделал с фильмами «Американские граффити» и «THX 1138»; такими фильмы останутся в вечности. Поэтому у меня основным становится то, как будет выглядеть DVD-версия, поскольку это то, что помнить будут все. Другие версии исчезнут. Даже существующие 35-мм плёнки «Звёздных войн» не протянут больше 30 или 40 лет. Через сто лет единственной версией, которую будут помнить, останется DVD-версия [специального издания], и вы сможете проецировать её на стандартный киноэкран с идеальным качеством. Я считаю, что возврат и переобновление фильма — это привилегия режиссёра, а не студии.
Джордж Лукас о специальных изданиях, 1997 годИсточники
Когда речь заходит о специальных изданиях, то стоит помнить, что кроме значительного количества добавлений объектов были также изменены цвета. Поэтому, кстати, значительно изменённое издание 2011 года на Blu-ray не является лучшим по качеству и требует серьёзной доработки. Тем не менее, оно является основным источником проекта.
Знакомо ли вам разочарование от того, что издание 2011 года получено с той же мастер-копии, что и издание на DVD 2004 года, что привело к наследованию всё тех же проблем? Издание на Blu-ray имеет тот же чёрный цвет, в котором тонут многие важные детали, и очень сильно изменённую палитру цветов. К счастью, битрейт и разрешение источника позволили скорректировать до определённой степени эти артефакты.
За первичную правку цветов следует благодарить You_Too, который написал скрипт для AviSynth и убрал отвратительный пурпурный цвет в большинстве сцен, особенно заметный в сценах бластерных перестрелок.
Ещё для коррекции цветов посценово использовалась хорошо сохранившаяся плёночная техниколор-копия.
Также в издании на Blu-ray была выполнена цифровая очистка, поэтому некоторые сцены выглядели очень и очень неестественно. Эта проблема была частично поправлена.
А также положительным в работе над специальным изданием была возможность вернуться и сделать оригинальные «Звёздные войны: Новая надежда» именно так, как хотел Джордж. Так, как он написал их. Неважно, понравилось ли это людям, это его фильм, и он не мог сделать его с первого раза, потому что он шёл на так много компромиссов.
Рик МакКаллум, 2001 год
На данный момент официальных изданий оригинального, неизменённого фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» приемлемого качества просто не существует. Есть лишь издание на DVD 2006 года (оно широко известно в среде фанатов как «неизменённая оригинальная трилогия Джорджа», Geoge's Original Unaltered Trilogy, коротко GOUT), диск которого не был основным в издании, а шёл бонусом, и его качество оставляет желать лучшего.
GOUT — это неанаморфная копия 1993 года, и это, к сожалению, лучший официальный источник неизменённой трилогии. Кроме своего низкого качества, жуткого алиасинга картинки и блёклого цвета в некоторых сценах он имеет артефакты примитивного алгоритма удаления цифрового шума: быстро двигающиеся объекты оставляют след из собственного изображения на предыдущих кадрах.
Как же было получено это впечатляющее качество картинки даже в изменённых сценах, если другого источника просто не было?
Апскейл этой устаревшей картинки для того, чтобы она приемлемо смотрелась рядом в HD-сценами, и её цветовая коррекция — непростая задача. Эту работу выполнил dark_jedi. Но часто использовались лишь части картинки из GOUT.
Вышеупомянутое издание 2004 года на DVD тоже было использовано в качестве источника, но для этого взяли не само издание на DVD, а HD трансляцию той же мастер-копии по телевидению. Эта трансляция была основным источником первых изданий Despecialized Edition и остаётся исходником некоторых сцен текущей версии.
Для того, чтобы убрать некоторые изменения в издании 2004 года, использовалась аналоговая PAL-запись качества SD печально известного первого специального издания 1997 года. Мы все «ценим» переиздание, выполненное в честь двадцатилетия проката оригинала, первым появлением компьютерного Джаббы Хатта в «Новой надежде».
Уважающий себя поклонник оригинальной трилогии легко сможет растянуть ворчание по этому поводу на несколько десятков минут. Дело в том, что эта сцена не появилась в прокате 1977 года, поскольку планировалось использовать стоп-моушен анимацию для замены дублёра на слизнеподобного гангстера,
Харрисон Форд на съёмочной площадке кружил вокруг толстячка Деклана Малхолланда. В 1977 году Лукас не был удовлетворён результатом, а компьютерной анимации, слава богу, не было, поэтому сцену просто не включили в фильм. Это делало появление Хатта в «Возвращении джедая» событием. На протяжении двух предыдущих фильмов мы могли слышать об этом главаре татуинских бандитов лишь по рассказам других персонажей, но мы не знали, как он выглядит и говорит. Теперь же его внешность не вызывала никаких особых впечатлений. Кстати, цифровой Хатт 1997 года и его более поздняя версия смотрятся плохо и неестественно.
Другим поводом ненавидеть Лукаса является сцена в баре. Фраза «Хан выстрелил первым» стала символом неповиновения зрителей воле режиссёра. В издании 1997 года технологии уже позволили изменить сцену так, чтобы герой Форда не выстрелил первым, хотя в оригинале у Гридо не было и шанса что-либо предпринять. Хан Соло, хладнокровно и без раздумий поджаривший охотника за головами и бросивший на выходе «Извини, насорил» (“Sorry about the mess”) говорит о собственном характере готового на всё контрабандиста куда больше, чем вынужденно обороняющийся персонаж. Разумеется, в Despecialized Edition эта сцена воссоздана в первоначальном варианте.
Люди, которые изменяют или уничтожают произведения искусства и наше культурное наследие ради выгоды […] — это варвары[…]
Джордж Лукас, 1988 год
Опять же, некоторые кадры конечного результата несут лишь части издания 1997 года. Здесь была взята лишь часть коридора на заднем плане.
Но некоторые кадры замещались целиком. В издании 2011 года на Blu-ray эти надписи сделаны на имперском.
Следующие источники несколько экзотичны, и их появлению мы обязаны случаю, а также здоровой доле DIY. В цепкие руки создателей Despecialized Edition попал выполненный Team Negative1 в домашних условиях скан 35-мм плёнки сцены в космопорте Мос-Айсли.
Несмотря на относительно хорошее качество картинки, для её улучшения участнику Laserschwert пришлось убрать много грязи и зернистости с помощью AviSynth. И снова для скрытия добавлений специальных изданий использовались как целые кадры, так и только части картинки, как это показано ниже.
Кроме того, одним из вспомогательных источников была копия на 16-мм плёнке под названием Puggo Grande. Тайминги и расположение субтитров Гридо в диалоге с Ханом Соло были взяты именно оттуда. В этом кадре её использовали для минимизации алиасинга крыльев Крестокрыла/X-Wing картинки GOUT.
Последним источником послужила группа стоп-кадров с 35-мм плёнки, полученных от различных источников, некоторые из которых предпочитают оставаться анонимными. Качество изображений тоже было довольно грубым, но после цифровой чистки их использовали для восстановления сцен с техникой мэт-пэйнтинг и улучшения качества картинки с GOUT.
Их также использовали для прикрытия изменений в издании 2011 года на Blu-ray. Здесь даже пришлось анимировать некоторые движения и использовать ротоскопирование.
Слева — добавление издания 2011 года с использованием компьютерной графики, справа — его восстановленный вариант
В
этом альбоме можно найти множество скриншотов со сравнениями, показывающими улучшения Despecialized Edition 2.5 относительно версии проекта 1.0, GOUT (единственное официальное издание неизменённого фильма) и Blu-ray (максимальное количество спорных изменений).
Готовый проект текущей версии 2.5 можно найти на
Pirate Bay по поисковому запросу
Star Wars Despecialized Edition mkv
В этой же раздаче есть русские субтитры и несколько видов звуковой дорожки. Не забывайте о природе одноранговых сетей, оставайтесь на раздаче какое-то время.