Легендарный вакуумный триод 1920-х — ТМ. История, конструкция, характеристики
- понедельник, 8 сентября 2025 г. в 00:00:11
Электровакуумные приборы (ЭВП) интересны сами по себе — это подтверждает и нынешняя мода на «ламповый звук» и радио, хотя, казалось бы, во времена нейросетей и частных космических полётов хрупкие и прожорливые стеклянные приборы, за исключением нескольких очень специфичных применений, давно пора позабыть. В тлеющих оранжевым накалах, однако, ищут и находят и ностальгию, и тепло, и некую душевность. Отдельная область бытия — ЭВП как любительское техническое творчество. В самом деле — технология изготовления, например, несложного вакуумного триода сравнительно легко воспроизводима в кустарных и даже домашних условиях, и исторически первые промышленные радиолампы могут здесь дать массу полезных сведений в силу простого своего устройства и в целом невысокого тогдашнего развития отрасли.
Триод ТМ (фр. Telegraphie Militaire) родился в начале Первой мировой войны и после нескольких итераций оказался более чем удачным для того непростого времени — несложный и технологичный в производстве, «жёсткий» (высоковакуумный), с не блестящими, но стабильными параметрами, не требующими высокой квалификации от (армейского) радиста, стойкий к тяготам службы, например, к транспортной тряске.
Универсальная лампа оказалась настолько удачной и ко времени, что выпускалась огромным тиражом во Франции и других странах Антанты в виде копий и вариантов в 1915…1935 годах, а некоторые полукустарные производства делают их чуть не по сей день. В одной только Франции в военное время таких триодов изготовили больше миллиона штук. Триод получился лучше американских и английских коллег; кроме прямых аналогов, по его образу и подобию было создано множество приёмно-усилительных ламп.
Триод прямонакальный, с нитью из простой ровной вольфрамовой проволоки, электродная система закреплена только на сформованных выводах гребешковой ножки. Прибор снабжён четырёхштырьковым цоколем для быстрой и лёгкой замены.
Заменять вкручивающиеся лампы с проводами было неудобно, а с сильно нагретой и недолговечной вольфрамовой нитью накала делать это приходилось часто. Примечательная деталь прибора (Фото 1.3.) — отросток на колбе, наполненный асбестом — вспомним похожие лампы Н. Д. Папалекси. Пористый и волокнистый асбест способствовал поддержанию рабочего давления газа в лампе, на холоде его приходилось подогревать небольшим огнём — радисты часто делали это зажжённой спичкой или даже сигаретой. Существовали варианты подогрева такого отростка специальным насаживаемым электрическим нагревателем, подключаемым к батарее через реостат. В любом случае управление радиоустановкой было сродни искусству, а изготовление газонаполненных ламп довольно сложным, и несмотря на большое усиление от них отказались в пользу ламп «жёстких», с высоким вакуумом — усилением пониже, но стабильными параметрами, не требующими никаких регулировок.
Необычная для ранних приёмно-усилительных ламп форма колбы также унаследована от ламп осветительных (накаливания). Часто они делались на одном и том же оборудовании, например, наш триод ТМ изготавливался на мобилизованных для нужд военных мощностях французского завода ламп накаливания Grammont. Их торговая марка называлась Fotos, а сам триод Fotos TM. Когда спрос на лампы превысил производственные возможности, их стали выпускать и на фабрике Compagnie Generale des Lamps, чья торговая марка была Metal, а лампы — TM Metal.
Интересна история создания триода — сродни детективу, с героями плаща и кинжала, но она и удачная цепь случайностей, благодаря которой бывший сотрудник Telefunken, вернувшийся из США, вскоре после начала Первой мировой войны рассказал (на допросе) французским военным о прогрессе, достигнутом в Германии, и предоставил (были изъяты) образцы новейших американских триодов. Ни один из них, однако, полностью не соответствовал требованиям армии — это были всё те же газонаполненные, капризные, неудобные и дорогие лампы. Французская служба дальней военной связи приняла стратегическое решение усовершенствовать промышленные вакуумные насосы для получения надёжных и стабильных «жёстких» ЭВП, и только после этого, спустя несколько пробных вариантов, родился широко известный триод ТМ.
Анод — цилиндр Ø 10 мм, длиной 15 мм, из листового никеля 0,15 мм.
Накал — вольфрам 0,051…0,059 мм, длиной 21…23 мм, для тока 0,7 А при напряжении 4 В.
Предельно допустимые электрические характеристики: при напряжении анода 160 В и -2 В на сетке, ток анода составляет 3…6 мА, ток сетки не более 1 мкА.
Обычные рабочие характеристики в приёмно-усилительном применении: напряжение анода 40 В, напряжение сетки 0 В, ток анода 2 мА, крутизна характеристики 0,4 мА/В, внутреннее сопротивление 25 кОм, коэффициент усиления 10.
Диаметр колбы Fotos ТМ — 55 мм, высота без штырьков цоколя — 88 мм. Стекло — наверняка платиновой группы. Им оперировало и производство (осветительных) электроламп, на базе которого развернули изготовление триодов, и на цветных фото кое-где мелькает характерный красноватый цвет впаев, к тому времени уже изобретённого (1913) платинита — специального электровакуумного биметалла. В ранних лампах, трёхзвенные впаи (медь-платинит-никель), могли иметь вставку из платины.
Срок службы ламп, изготовленных в строгом соответствии с техническими условиями, а в военное время они выполнялись не всегда — не дольше 100 часов. Лампы, сделанные с отклонениями и из некондиционного сырья, маркировались крестиком на колбе — они имели повышенный уровень шумов и были массово подвержены отказам из-за растрескивания стекла и натекания воздуха в колбу.
Н2 4. Варианты ТМ
Кроме Франции, вскоре свои варианты триода ТМ стала выпускать и Британия (тип R), Голландия (тип Е), США, Россия (Р-5, П-7). Как более или менее точные копии, так и развивая и адаптируя (иногда и масштабируя) конструкцию для своих нужд.
Кроме интересной истории, триод ТМ благодаря простой и лаконичной конструкции прожил долго и явился родоначальником и прообразом множества приёмно-усилительных и генераторных ламп в разных уголках света. Постепенно ТМ оброс возможностями и заимел куда как более высокие характеристики, стал намного экономичнее — триод превратился в смесительную лампу с несколькими одинаковыми сетками (!), в тетрод. Катод из чистого вольфрама дорос до на порядок более экономного вольфрама торированного, а позже и с бариевым напылением — т. н. азидный процесс. Менялись колбы ламп и размеры электродов, в конструкции появились геттеры.
Любитель-экспериментатор в истории возникновения первых радиоламп, кроме вдохновения, сможет найти для себя и практические сведения — благо тогдашние мастерские и лаборатории были оснащены не богаче нынешних любительских.
Здесь мы не коснулись имевших свою историю первых Российских и Советских радиоламп, некоторые из которых, тем не менее, тоже имеют к ТМ прямое отношение.
На благо всех разумных существ, Babay Mazay, август, 2025 г.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»