Краткая история WWW от фронтенд-разработчика
- пятница, 27 декабря 2024 г. в 00:00:08
Всемирная паутина (WWW) — это не просто набор веб‑страниц, это революция, изменившая наше восприятие информации и общения. С момента своего появления в начале 1990-х годов WWW кардинально трансформировала мир, открыв новые горизонты для бизнеса, образования и повседневной жизни. История веб пестрит взлетами, падениями и уходами в крайности, но здесь мы пройдемся только по самым ярким моментам! Следить за эволюцией технологии, которая навсегда изменила наше общество, мы будем глазами фронтенд‑разработчика.
Первые сайты выглядели весьма скучно. HTML поддерживал всего 16 цветов, разработчики писали страницы в простых текстовых редакторах, а первые браузеры нормально реализующие возможности HTML появились в 1993 г. (Mosaic) и 1994 г. (NatScape). Тогда же как явление появилась табличная верстка, позволяющая более‑менее выравнивать контент.
Основа основ фронтенд разработки — JavaScript, фактически был рожден вместе с первым серверным скриптовым языком PHP в 1995 году, однако, это был далеко не тот JavaScript, каким мы его знаем сейчас.
Во‑первых, тогда интернет был медленным, и практически любое действие требовало перезагрузки страницы. Каждое нажатие кнопки или переход по ссылке превращалось в долгожданное ожидание.
Во‑вторых, JavaScript того времени был сильно ограничен в возможностях — сайты были статичными, мертвыми, и больше напоминали книги:
В те времена веб-дизайн выглядел как набор ярких пятен на однотонном фоне.
Логотип, несколько ссылок и текст, оформленный в кислотных цветах, были верхом дизайнерской мысли, но все изменили две технологии, gif и...
… flash
Сайты вдруг ожили — они стали яркими, динамичными и порой даже чересчур навязчивыми. Все двигалось, кричало, рябило, нападало на пользователя и это было венцом веб-дизайна на тот момент. Однако именно это сделало интернет интересным и необычным для пользователей.
Такое положение вещей не могло быть не замечено бизнесом. Многие предприниматели поняли, что трафик на веб‑сайтах — это деньги. Аналитики по всему миру восторженно кричали: «Интернет — новая золотая жила!» Будет кощунством не упомянуть, что в то же время родился CSS, однако он не оставил сильно большого влияния из‑за ограниченности его возможностей.
Компании начали выходить в сеть, а наличие собственного домена стало символом статуса и респектабельности. Веб‑дизайн стал настоящим искусством, и интернет заполнился разнообразными сайтами с бешенной скоростью.
На фоне этой истерии происходил бум развития технологий:
в 1997 году появился HTML-4 который останется стандартом на ближайшие 15 лет, что немыслимо для изменчивого мира веб
в 1998 году появился стандарт CSS-2 который был актуален еще пару лет назад
в 1999 году появляется первая CMS — Drupal, открывшую новые горизонты для управления контентом
В 2000 году стало ясно, что рынок интернет-компаний переоценен примерно на 80%, и не приносит ожидаемого дохода.
Компании начали уходить из веба, опасаясь в дальнейшем соприкасаться с этой темой. Студии разработки закрывались сотнями, а интернет опустел на 50% меньше чем за полгода.
Сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы
Огромное количество разработчиков остались без работы
Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров
Финансовые потери компаний оцениваются примерно в 5 триллионов долларов США
На несколько лет слово «дотком» стало употребляться как обозначение какой-либо незрелой, непродуманной либо неэффективной концепции бизнеса
Иметь свой сайт — уже казалось чем‑то ненужным и слишком затратным. Однако, веб не умер.
Период с 2001 по 2006 не просто так называется «Золотой эрой» веб‑дизайна. Выжили те компании, которые поняли, что нужно не просто привлечь пользователей, но и научиться разрабатывать прибыльные бизнес‑модели.
Google научился зарабатывать на рекламе, Amazon — на продажах, а все остальные начали думать, как сделать интернет не просто модным, а прибыльным. С каждым годом бизнес в сети становился более взрослым и стабильным.
Разработчики также стали относиться к своему коду серьезнее, подход к веб‑дизайну поменялся кардинально. Вместо мечтаний о миллиардных доходах пришло осознание, что для успеха нужны не только идеи, но и умение выживать.
Новые игроки, дали толчок бизнесу через социальные сети, а регуляции и стандарты помогли сделать интернет безопасным и прозрачным.
В это же время браузеры вели настоящую войну: Internet Explorer был на коне, но пришел Firefox с его расширениями и хорошей поддержкой стандартов, и моментально влюбил в себя разработчиков порядком уставших от неподатливости IЕ.
Еще одним приятным моментом стало рождение технологии AJAX, которая позволила нам загружать данные без перезагрузки страницы.
С началом эпохи Web 2.0 разработчики начали делать куда более интерактивные сайты. Социальные сети и медиа захватили мир.
В 2007 стартовала мобильная революция. Постепенно все начали понимать, что сайты должны быть адаптивными. Responsive design стал новой мантрой веб‑разработчиков. В арсенале теперь уже фронтенд‑разработчиков были Prototype и JQuery, что значительно упростило и ускорило разработку относительно чистого JS.
Однако разработчики все еще ломали кости в попытках заставить IE работать идеально и красиво, а для тру‑кодеров на горизонте замаячил серьезный конкурент — CMS (content management system).
Системы управления контентом становились все более гибкими. С точки зрения бизнеса создавалось впечатление, что они позволяли делать сайты быстрее и значительно дешевле, так как не требовали серьезного вовлечения высоко квалифицированных разработчиков. Хотя, совсем без разработчиков, конечно же, не обходилось.
Если взглянуть на статистику, в 2010 WordPress занял более 60% рынка CMS и более 40% всех сайтов в интернете были построены на нем.
В 2010 году свет увидел первый фреймворк — AngularJS, это безусловно упростило и ускорило разработку интерфейсов, но магия динамической типизации все еще порождала ситуации с ночным отловом багов, глупыми опечатками и сложностью понимания чужого кода.
Разработчики постоянно стремились к оптимизации своих интерфейсов и рациональному использованию драгоценного рабочего времени. С другой стороны, бек‑энд разработчики, привыкшие к статической типизации, настойчиво поднимали вопрос о необходимости инструментов, которые, кроме всего прочего, могли бы снизить для них порог входа в разработку интерфейсов.
И так в 2012 на свет появился TypeScript — надмножество над языком JavaScript, которое не только добавило желаемую статическую типизацию, но и предложило множество других полезных функций. Следом за ним из языка разработки Dot.net к нам пришел RxJS (Reactive Extensions Library for JavaScript), который заставил разработчиков заново осмыслить асинхронное выполнение кода в браузере. RxJS быстро завоевал популярность и стал незаменимым инструментом в арсенале современного фронтенд‑разработчика.
В 2013-2014 годах были разработаны сразу два реальных конкурента первой версии Angular, по многим показателям превосходившие ее.
Это React и Vue.js. В результате значительная часть программистов перешла на новые платформы, что вынудило Google выпустить новую версию продукта.
15 сентября 2016 года вышел релиз Angular 2. Фреймворк значительно отличался от первой версии и даже не поддерживал ее. Он стоял на семи столпах:
Начался бум Single Page Aplication, приложений, которые запрашивают лишь один стартовый HTML с сервера, а далее всю работу выполняет JS в браузере, обращаясь к серверу лишь за новыми порциями данных и для отправки готовых форм.
Ненадолго веб сместился в новую крайность, все больше и больше работы по обработке данных выполнялись на стороне клиента. Однако разработчики быстро поняли, что машины клиентов не масштабируются, и стали двигаться к балансу между обработкой данных на сервере и «на клиенте».
Немного смуты в жизнь фронтов также внесло появление технологии Progressive Web Apps (PWA).
Теперь фронтенд-разработчики могли не только делать версии сайтов под мобильные, но и писать полноценные приложения для мобильных устройств, используя почти привычный стек, чему, конечно же, пришлось учиться.
С приходом 2020 года мир столкнулся с пандемией, и интернет стал еще более важным. Сервисы стали уходить в онлайн, и работы у разработчиков резко прибавилось. Стартовала эра удаленки и онлайн-обучения.
AI и машинное обучение стало потихоньку проникать во фронтенд-разработку. Инструменты на основе AI начали помогать нам в написании кода, тестировании и даже в дизайне.
Следом за развитием и обкаткой микросервисной архитектуры на бэкенде, стартовал бум микрофронтендов.
Web3 и популярность блокчейн технологий спровоцировали переход многих JS разработчиков в крипто‑разработку, т.к. инструменты, используемые там, базируются все на том же JS, а в крипто‑стартапы до сих пор инвестируются большие деньги.
Правда бытует мнение, что крипто‑стартапы на данный момент переоценены даже больше, чем Dot.com в 2000 году, и этот пузырь скоро тоже лопнет, но мы не беремся это прогнозировать. Так же как не можем прогнозировать — захватят ли мир микрофронтенды, станут ли сигналы (совсем новая и от того пока еще не отлаженная технология) заменой RxJS и еще много чего, что пытаются прогнозировать оракулы фронтенд.
Но одно предсказать можно точно: в мире фронтенд‑разработки всегда будет куда расти, что изучать, о чем спорить, и чему удивляться.