http://habrahabr.ru/post/242233/
Поврежденный восковый цилиндр, звукозапись с которого восстановлена при помощи современных технологий
В мире довольно много архаичных устройств, предназначенных для записи звука. Также есть аудиозаписи, сделанные такими устройствами. Под «архаичными» подразумеваются записывающие устройства, которые фиксировали звук на восковых цилиндрах и пластинках. Такие приспособления были относительно широко распространены в конце 19 — начале 20 века.
Так вот, записи, сделанные этими устройствами, хрупки, а время сделало восковые цилиндры и вовсе нечитаемыми реликвиями. Такой цилиндр просто разрушится, прежде, чем удастся задействовать традиционный звукосниматель. Но поскольку вопрос восстановления старейших аудиозаписей актуален, то проблему все же решили. Таким решением стало использование оптического сканера.
Поверхность цилиндра аккуратно сканируют, и обрабатывают полученные данные в специально написанном софте. Затем используется виртуальный звукосниматель, основанный на работе алгоритмов преобразования изображения в звук.
Еще на Хабре ранее писали о том, что именно таким образом удалось восстановить голос Грэхема Белла из записи, сделанной еще в 1885 году. Затем удалось воспроизвести и звук, записанный на оловянной фольге в лаборатории Эдисона, в 1878 году. Но самой ранней записью, которую удалось восстановить, является звук, записанный в 1860 году французом Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартивиллем. Изобретатель записывал звук на закопченном бумажном листе, а не на воске, что усложнило задачу восстановления звука, но все же не сделало ее нерешаемой.
Как восстанавливают звук?
Наиболее совершенная технология восстановления звука с различного типа поверхностей разработана специалистами
Саутгемптонского университета.
В самом начале работ специалисты тестировали три вида технологий восстановления звука:
ПолихромныйЛазерная триангуляция Конфокальный лазер
После ряда обсуждений специалисты пришли к выводу, что лучше всего использовать первый метод, позволяющий восстановить звук наиболее полно. Здесь фиксируется не только глубина дорожки, но и ее форма.
По результатам исследования был построен вот такой аппарат:
Цилиндр помещается на ротор, сбоку расположена линза и сканер, для улавливания отраженных лучей. Все это пропускается через спектрометр, и подается на компьютер для анализа.
После обработки звук уже пригоден для прослушивания.
Таким образом, предложенный метод восстановления звука не предполагает использования каких-либо механических методов воздействия на восковой цилиндр (или любой другой подобный носитель). Цель проекта — восстановление всех важных для науки либо искусства ретрозаписей, в какой бы они степени сохранности ни были.
Полученный звук в некоторых случаях обрабатывается специальным ПО для снижения уровня шумов и выделения звуковой дорожки.
Примеры восстановленных материалов можно прослушать, кликнув по ссылкам:
“Beautiful Birds Sing On”, 1905 (9022: Edison Gold Moulded Record)
“Lonesome”, 1909
“My Wild Irish Rose”, 1910
Кстати, для сравнения можно прослушать запись, восстановленную инвазивным методом, с использованием обычного звукоснимателя (используется программное подавление шума), и ту же запись, восстановленную при помощи оптического неинвазивного метода.
Обычный метод с программным подавлением шумовТа же звуковая дорожка, восстановленная при помощи оптического метода
Кстати, есть мнение, что на некоторых поверхностях есть «мертвый звук», подобие дорожек, созданных, например, во время наложения штукатурки строителем. Если строитель пел или разговаривал во время работы, его мастерок вибрировал, и эти вибрации отражены на самой штукатурке. И если это подобие дорожки каким-либо образом восстановить, мы сможем слышать голоса людей, живших многие сотни лет назад. Конечно, это из области научной фантастики (да и подана эта идея писателем-фантастом), но идея интересная, хотя и вряд ли ее можно использовать на практике…