https://habr.com/ru/company/simbirsoft/blog/524220/- Блог компании SimbirSoft
- CSS
- JavaScript
- Работа с векторной графикой
- VueJS
Бывает, что на сайте, в корпоративной IT-системе или другом ПО нужно отображать круговые диаграммы с какими-либо данными. Например, это может быть таймер для отсчета времени или индикатор, сколько товаров продано в той или иной категории. Если это статическое изображение, конечно, можно обойтись форматом svg, png или gif. Однако, зачастую нужно показать данные в динамике – например, для мониторинга или просто для привлечения внимания пользователей, для создания красивой анимации при загрузке сайта. Делимся примером, как можно построить диаграмму из элементов SVG с помощью JS и CSS.
Представим, что нам нужно сделать диаграмму без подключения сторонних библиотек. Создадим независимый VUE-компонент, начнём с основы – шаблона.
<template>
<svg class="diagram" viewBox="0 0 42 42">
<!—- Фоновый круг, подложка -->
<circle
:class="classCircleBack"
:r="radius"
cx="50%"
cy="50%"
:stroke-dashoffset="dashoffset"
/>
<!—- Внутренний круг, это и есть сам график -->
<circle
ref="mainDiagram"
class="front"
:class="classCircleFront"
:stroke-dasharray="dasharray"
:r="radius"
cx="50%"
cy="50%"
/>
<!—- Спутник, необязательный элемент, но может пригодиться —->
<!—- в зависимости от вашей задачи -->
<circle
v-if="satellite"
class="satellite"
r="1"
cx="101%"
cy="50%"
:style="rotate"
/>
</svg>
</template>
С помощью атрибутов CX и CY указываем смещение центра окружности фигуры <CIRCLE />, тем самым размещая объект по центру холста. При этом важно помнить, что в svg холстах независимый отсчёт координат, и единицей измерения не являются пиксели. Не забываем в теге svg прописать атрибут
viewBox=«0 0 42 42» для указания размера холста.
Далее рассмотрим код на VUE, частично с добавлением TypeScript. Вся “магия” построения диаграммы и работа с анимацией здесь будут происходить за счет изменений свойства
stroke-dasharray в теге circle – но сначала опишем входящие свойства компонента:
import Vue, { PropType } from 'vue'
export default Vue.extend({
name: 'Diagram',
props: {
// Свойство, которое принимает массив чисел, где:
// нулевой элемент – это длина отрезка для видимой части stroke-dasharray
// элемент с индексом 1 – это длина всего отрезка
// например, из 78 яблок продано 25, значит, пропс должен принять [25, 78]
dataDasharray: {
type: Array as PropType<number[]>,
required: true
},
// Радиус, необязательный пропс, можно указывать в любых единицах измерения
radius: {
type: String,
required: false,
},
// Кастомный css класс для стилизации фоновой фигуры круга
classCircleBack: {
type: String,
},
// Кастомный css класс для стилизации внешнего круга
classCircleFront: {
type: String,
},
// Если нужна фигура-спутник
satellite: {
type: Boolean,
}
},
data() {
return {
dasharray: '0 0', // начальные данные псевдомассива отрезка
dashoffset: '100', // Длина окружности для фигуры подложки – определяет смещение обводки относительно начального положения
radiusBaseVal: 0, // про эту переменную чуть ниже
circumference: 0 // Длина окружности, которую вычислим позже
}
}
Ранее мы подготовили компонент, теперь к нему нужно описать функционал.
// Вычисляемые свойства для анимации спутника
computed: {
rotate(): string {
// Поворот спутника относительно центра холста для инлайнового стиля
return `transform: rotate(${this.degRotate}deg);`
},
degRotate() {
// Вычисляем градус поворота спутника, основываясь на пропсе dataDasharray
const percent: number = Number(
((this.dataDasharray[0] * 100) / this.dataDasharray[1]).toFixed(1)
)
return (-360 * (percent / 100) - 90).toFixed(1)
}
}
В этом фрагменте указана числовая константа
-360. Она необходима для того, чтобы зеркально отобразить вращение «спутника», иначе сателлит будет двигаться против часовой стрелки – вопреки основной анимации круговой диаграммы.
Подчеркнем, что к следующему шагу мы переходим именно тогда, когда компонент vue будет смонтирован – чтобы обеспечить доступность
ref. Затем выставим значения двух важных переменных:
mounted() {
this.radiusBaseVal = (this.$refs.mainDiagram as any).r.baseVal.value
this.circumference = 2 * Math.PI * this.radiusBaseVal
}
radiusBaseVal – переменная, которая получает
внутренний программный радиус фигуры <circle/>. Важно отметить, что этот радиус не связан с радиусом в разметке html.
circumference – переменная для хранения длины окружности (привет школьной тригонометрии!).
В данном компоненте присутствует всего лишь один математический метод для установки значений атрибутов
stroke-dashoffset в фигуре подложки и атрибута
stroke-dasharray во внешней фигуре. Впоследствии мы применим к ним анимацию.
methods: {
setLengthDasharray(percent, circumference) {
const offset = circumference - (percent / 100) * circumference
this.dasharray = `${offset} ${circumference}`
this.dashoffset = circumference.toFixed(3)
}
}
Далее вся соль заключается в вотчере, где и стартует “магия” компонента:
watch: {
dataDasharray: {
handler() {
// вычисляем процентное соотношение данных из пропса dataDasharray
const percent = (
(this.dataDasharray[0] * 100) / this.dataDasharray[1]
).toFixed(1)
// Сетим длину оффсетов для нашей диаграммы
this.setLengthDasharray(percent, this.circumference)
},
deep: true, // Глубокое отслеживание пропса dataDasharray
immediate: true // запуск handler функции при mounted компонента
}
}
И завершающий этап: немного базовых стилей:
<style lang="scss" scoped>
.diagram {
width: 100%;
height: 100%;
position: absolute;
top: 0;
left: 0;
overflow: visible;
}
circle {
fill: transparent;
stroke: rgb(255, 255, 255);
stroke-width: 0.6px;
transform-origin: center;
transform: rotate(-90deg); /* Обязательно повернём circle элемент, так как отсчёт dasharray будет начинаться справа, а не сверху. */
transition: stroke-dasharray 1s ease;
&.front {
stroke: rgb(255, 255, 255);
}
}
.satellite {
fill: #fff;
will-change: transform; // скажем браузеру, что ожидается трансформирование для отправки на GPU
stroke-width: 0.4px;
transition: transform 1s ease;
}
</style>
Выводы
Итак, если вам нужно показать в приложении различные данные в виде диаграммы, есть разные пути решения. Для сложных вычислений можно обратиться к сторонним библиотекам (например,
D3), но этот способ зачастую привносит в проект дополнительные риски: например, ухудшение runtime сайта и показателей поисковой оптимизации, увеличение time to Interactive и script execution, а как следствие – недовольство пользователей. Если большие вычисления не требуются, то бывает достаточно простых нативных инструментов – именно этот способ мы рассмотрели в статье.
Посмотреть полный пример и поэкспериментировать с исходным кодом можно
здесь.
Спасибо за внимание! Надеемся, что этот пример был вам полезен.