Как я отправился покорять Эльбрус и не дошел до вершины 71 метр
- понедельник, 18 ноября 2024 г. в 00:00:08
Привет, Хабр! Это Денис Басковский. Я ведущий разработчик в МТС Медиа, в свободное от работы время путешествую. Сегодня расскажу, как решил покорить Эльбрус и что из этого получилось. Спойлер: счастливого финала с установкой флага на вершине не будет, с другой стороны, мы выжили — это тоже ничего!
Я родился в Пятигорске, так что Эльбрус всегда был рядом со мной. В детстве я часто любовался его видами и мечтал подняться на вершину. Но потом переехал учиться в Питер, дальше — в Москву, так что на 10 лет восхождение пришлось отложить.
В 2019 году я решил попутешествовать по России и посетить самые красивые места, о которых слышал. Сначала я поехал на Камчатку, у нас был поход с палатками на 14 дней. Конечная точка маршрута — вулкан Толбачинский (Толбачик), высота 3 611 метров. Потом был Алтай, а дальше — Пятигорье, тоже ходил по ним с палаткой. Поднялся на гору Бештау — это 1 401 метр.
После таких путешествий я понял, что смогу осилить и более серьезную высоту, и стал «подбираться» к Эльбрусу. У меня есть знакомые, которые уже были на вершине, так что сначала я обо всем расспросил их. Узнал, к чему готовиться, какие могут быть сложности, где легко накосячить. Ребята отлично меня подготовили: в итоге на маршруте я не встретил ничего, о чем мне уже не рассказали. Хотя приключения были разные — дальше убедитесь.
Вообще есть четыре маршрута восхождения на Эльбрус: с юга, запада, востока и севера, — и они очень разные. Южный — это путь для «всех»: тут и канатная дорога, и куча кафешек, и медпомощь. Ты живешь в теплых домиках, а при желании тебя могут довезти на специальном транспорте (ратраке) до уровня почти 5 000 метров.
Другие маршруты уже придется покорять на своих ногах, там нет такой развитой инфраструктуры, и нужно быть готовым ночевать в палатках — да-да, слушая завывания ветра и стараясь не превратиться в ледышку. Самым экстремальным считается восхождение с запада. Его рекомендуют только подготовленным альпинистам: нужно уметь работать с веревкой, знать техники безопасного передвижения по ледникам и установки палатки в сложных местах.
Я решил не впадать в крайности и выбрал средний маршрут — с севера. Именно им пользовались первые покорители Эльбруса: в 1829 году на Восточную вершину поднялся Килар Хаширов — один из проводников экспедиции Российской Академии наук. Так что для меня подниматься с севера — это идти по стопам первооткрывателей, подчеркивая связь с историей альпинизма и прикасаясь к атмосфере тех экспедиций.
В душе, конечно, можно быть скалолазом и 10 раз в день визуализировать, как покоряешь Эверест, но для горного трекинга важны хорошая физическая подготовка, надежная экипировка и сплоченная команда.
Чтобы отправиться на восхождение в августе, уже с апреля я начал регулярно бегать, каждые два дня занимался в тренажерке и в целом старался как можно больше ходить пешком. Плюс у меня за спиной уже были опыт горного трекинга и занятия йогой.
Из экипировки что-то у меня уже было, что-то приобрел специально. При желании все необходимое можно взять в аренду, но я не советую так делать — никогда не знаешь, как поведут себя на высоте незнакомые ботинки. В целом на аренду полного комплекта экипировки смело закладывайте 70 тысяч. Конечно, если заморочиться, можно найти подешевле, но когда я прикидывал, прайс выходил примерно таким. Чтобы сэкономить, лучше брать снаряжение в аренду в специализированных магазинах, а не у турфирмы.
Итак, что я с собой взял:
Одежда. Ее понадобится много, потому что ты постоянно меняешь высоту. У меня были непродуваемые куртка и штаны, панама, флисовый костюм, синтетическая майка, водолазка, мембранная куртка, дождевик, пуховик, балаклава, вязаная шапка, перчатки поларовые и теплые рукавицы, легкие синтетические штаны, термобелье тонкое, носки — их, кстати, лучше покупать специальные трекинговые, чтобы отводили влагу.
Гамаши: надеваются поверх ботинок. Закрывают ноги от снега, спасают от холода.
Обувь. Нужны удобные, жесткие и теплые альпинистские ботинки. На них надеваются «кошки», которые помогают «цепляться» при ходьбе по леднику.
Горные очки для защиты от ветра, снега и солнца: советую линзы с высоким фактором защиты S3 или S4.
Горнолыжная маска, но с ней нужно быть аккуратнее. Обычно у масок вторая степень защиты, а значит, есть шанс «заработать» ожог роговицы. Говорят, по ощущениям это как будто песок попал в глаза.
Альпинистская каска.
Трекинговые палки.
Ледоруб.
Налобный фонарик с дополнительными батарейками.
Страховочная система.
Основной рюкзак на 80 литров с дождевым чехлом.
Штурмовой рюкзак для восхождения — он меньше по размеру, и у него есть крепление для ледоруба.
Палатка.
Толстый коврик (пенка).
Спальник, подходящий по температуре.
Сидушка туристическая.
Кухня: горелка, газовый баллон, посуда, спички, продукты, вода.
Термос — у меня был литровый.
Пластиковая бутылка для воды.
Личная аптечка и предметы личной гигиены.
Солнцезащитный крем. У меня был SPF 25 — он отлично сработал, но приходилось часто его наносить. Обычно рекомендуют SPF 50, но, на мой взгляд, он очень жирный и сильно течет.
Подозреваю, мог о чем-то забыть — если что, дополняйте в комментах.
Как уже сказал выше, я выбрал северный маршрут. Его протяженность — 14 км. Всю дистанцию ты проходишь с рюкзаками, палатками, со всеми необходимыми вещами. В одну сторону идешь около семи дней.
Важно понимать, что путь на вершину — это не только восхождение, но и спуски. По факту ты проходишь куда больше 14 км. Чтобы акклиматизироваться, сначала нужно набрать определенную высоту, установить палатку, потом подняться чуть выше и вернуться обратно на прежнее место, чтобы уже переночевать там. Так ты постепенно «привыкаешь» к перепадам высоты.
На уровне 3 800 метров тебя ждет штурмовой лагерь. Если все чувствуют себя нормально и позволяет погода, дальше с этой отметки ты поднимаешься для акклиматизации до скал Ленца, это 5 000 метров. Если погода не очень, отдыхаешь и ждешь подходящих условий — на это выделяется два дня максимум. Потом поднимаешься к вершине Эльбруса. Это если описывать тур совсем кратко.
А вот теперь будут детали. В нашей группе было 10 туристов и два гида. Все мы встретились в Пятигорске, потом поехали в лагерь. О самом главном расскажу в формате дневника.
Всей группой мы добрались до лагеря Лакколит на высоте 2 560 метров, установили палатки и пообщались в спокойной обстановке. В нашей команде были ребята из Турции и Индии. С ними мы разговаривали на английском, так что восхождение на Эльбрус — хороший повод потренироваться не только в выживании, но и в иностранном.
Без рюкзаков прогуливались вокруг, поднимались на плато «Немецкий аэродром», его высота — 2 850 метров. Отследили реакцию организма, чекнули объем кислорода в крови, потом вернулись в лагерь.
Пара слов о том, почему плато названо именно так. Есть легенда, что во времена Второй мировой здесь садились немецкие самолеты. Немцы изучали эту местность в поисках Шамбалы. Подлинных свидетельств об этом нет, но название прижилось.
На этот раз мы достигли высоты в 3 495 метров.
Сначала снова поднялись на «Немецкий аэродром», но уже с рюкзаками. Установили палатки и налегке прошли чуть выше, это еще почти 300 метров вверх. Искали источник воды — прежний пересох.
Часть вещей оставили на новой высоте, ночевать вернулись в палатки.
Взяли половину экипировки и почти налегке стали подниматься к штурмовому лагерю — это уже 3 800 метров. Кажется, осталось совсем немного. Но идти пришлось по валунам, так что было непросто. Добрались до лагеря, оставили там снаряжение и к вечеру вернулись на прежнюю высоту к палаткам.
В этот же день один участник сказал, что дальше не пойдет: он не думал, что это так сложно.
На пятый день по тем же валунам дошли до штурмового лагеря, но уже с палатками и оставшейся экипировкой. Под вечер было обучение по использованию «кошек» и ледоруба, работе в связке. Для этого поднялись еще на 200 метров. Итого преодолели рубеж в 4 000 метров. После обучения вернулись в штурмовой лагерь.
Гид сказал твердо и четко: если вы не осилите подъем до скал Ленца — а это 4 600 метров — то выше уже не пойдете. Поэтому шли максимально сосредоточенно. Но нас ждала проблема: погода испортилась, начался сильный ветер со снегом. У одного из участников появилась горная болезнь, в народе «горнячка». Он то плакал, то ругался. А когда мы вернулись в лагерь, даже не верил, что так себя вел.
С погодой не везло: шли дожди, и мы пережидали их в лагере. Так что у нас был отдых, хотя так назвать это сложно. Во-первых, на такой высоте ты не восстанавливаешься: организм использует накопленный прежде кислород, а его запас не восполняется. Во-вторых, в лагере совсем нечего делать, спасают шашки, шахматы и песни у горелки под вечер. Восьмой день из-за непогоды провели так же — получается, потратили его как резервный.
К обеду восьмого дня погода стала улучшаться. По данным МЧС, у нас было десять часов, чтобы успеть подняться при нормальном ветре, потом он снова усилится. Так что в ночь в 23:00 группой с фонариками и в полном обмундировании мы отправились покорять Эльбрус.
Как уже написал выше, восхождение мы начали в 23:00. Дальше было как в кино: сначала все отлично, вы бодры и настроены дойти до вершины, а потом с вами происходит всякая жесть. Один участник нашей группы — это был индиец — прошел метров 150 от штурмового лагеря и не смог идти дальше: на нем были тесные арендованные ботинки, и они стали дико натирать. Потом мы узнали, что он чуть не потерял палец — еще один повод внимательно подбирать одежду и снаряжение. Обратно он вернулся, забрав с собой одного из двух наших гидов.
Само восхождение напоминает кадры из «Интерстеллара». Туман съедает вокруг тебя все, что на расстоянии одного метра. Несколько человек идут следом друг за другом, видны только их фонари. Потом добавляется веревка, и вы вместе перешагиваете через метровые расщелины. То еще зрелище!
Хороший показатель на путь до вершины от штурмового лагеря — 10 часов. Еще 5 обычно уходит на спуск. А вот бежать вниз сломя голову — сильный стресс для организма. К сожалению, нам пришлось сделать именно так: мы спустились меньше чем за 4 часа, так и не достигнув вершины. Дальше поймете, почему.
Мы группой из шести «выживших» шли по финальной прямой — 400-метровому склону наверх. Я уже достиг камня — местной достопримечательности, от которой до кратера всего ничего. В целом чувствовал себя бодро, хотя дышать уже было сложно. К тому же одолевало солнце. Рядом с вершиной такой уровень ультрафиолета, что даже SPF 50 не спасает. Но я был настроен дойти до финальной точки маршрута и поставить флаг.
И вот я возле камня на уровне 5 550 метров жду остальных. Своими глазами вижу, что до вершины осталось каких-то 70 метров — вот она, прямо передо мной. А что самое главное, у меня есть силы до нее дойти. И тут подбегает гид и требует срочно спускаться. Сказать, что это был облом, — ничего не сказать.
А дело было вот в чем. Девушке из нашей группы (кстати, она спортсменка) стало очень плохо. У нее началась гипоксия: ее тошнило, и даже припасенная для таких случаев кислородная маска не помогала. Если у тебя проблемы со здоровьем, на такой высоте ты не можешь восстановиться, и девушке действительно становилось все хуже. У другого участника группы тоже сильно разболелась голова, и он был готов повторить этот сценарий.
Что мы имели: ребятам нужно было срочно вниз, а у нас одна страховочная веревка на всех. Значит, возвращаться придется вместе, тут даже не обсуждается.
Чтобы не задерживать команду, мне пришлось бежать вниз. И в тот момент, когда я стал быстро спускаться, перед моими глазами все поплыло. Туман тоже дезориентировал: иногда мне казалось, что я перестал различать, где снег, а где небо, все кружилось. Когда я достиг скал Ленца, у меня было ощущение, что я выпил две бутылки чего-то очень крепкого: тело вообще не слушалось. К счастью, все обошлось. Я начал быстро приходить в себя, и девушке из группы, которой было плохо, с понижением высоты тоже становилось все лучше.
Думаю, тут нужно объяснить, почему я в костюме МЧС. Когда у девушки из нашей группы возникла гипоксия, гид вызвала спасателей, чтобы помочь спустить ее в случае чего. Мы ждали их около получаса и сильно замерзли. Зато потом ребята отогревали нас чаем с шоколадками, а мне одолжили свою фирменную куртку.
Дальше все вместе мы спустились в лагерь, еще раз выпили горячего, и нам полегчало. Получается, путь обратно с учетом ожидания спасателей занял у нас около четырех часов.
В штурмовом лагере мы приходили в себя и анализировали наше неудавшееся восхождение. На следующий день нам нужно было собраться для финального рывка: нас ждало возвращение домой с нагруженными рюкзаками, остатками провизии и накопившимся мусором.
Сам спуск до базового лагеря длился больше шести часов. Мы шли с полностью нагруженными рюкзаками, мусором и использованными баллонами — в общей сложности это где-то 25 кг. Дорога оказалась очень непростой, но зрелищной, плюс было время все обдумать.
Дальше хочу поделиться тем, что меня особенно впечатлило в этом путешествии, несмотря на все сложности:
Просто невероятное солнце. Ты идешь в темноте, мерзнешь и ждешь, когда уже наступит рассвет. И вот когда солнце наконец еле-еле поднимается, просто дыхание перехватывает. Это надо увидеть.
Звездное небо. Такого я не видел ни на Камчатке, ни на Алтае, ни на Байкале. Кажется, можно собрать все звезды рукой.
Факт жизни на такой высоте. Вот идешь ты еле-еле по снегу на уровне 5 000+ метров, и тут рядом с тобой пролетает полностью черная бабочка (нет, это был не глюк).
Бесконечная дорога. Например, ты знаешь, что тебе нужно пройти 50 метров до следующего красного знака, видишь эту дорогу наверх — кажется, совсем немного осталось. А в итоге все идешь и идешь, и твой красный знак все дальше и дальше от тебя. Как будто 50 метров внизу и столько же у вершины — абсолютно разные расстояния.
Я поделился своей историей не для того, чтобы вас напугать и отговорить от восхождения, а чтобы донести, насколько это серьезно. Недостаточно просто быть в хорошей форме и приобрести экипировку. Еще важно выбрать правильную команду, где люди будут похожи на вас — и ментально, и в плане физической подготовки. Например, сейчас я понимаю, что в нашей команде были очень разные участники, мы даже говорили на разных языках — и это не тот случай, когда отличия работают в плюс. Возможно, если бы я присоединился к другой группе, мой флаг сейчас стоял бы на вершине. Так что советую отнестись к выбору команды очень внимательно.
В любом случае это была отличная попытка! Я практически воплотил детскую мечту, но главное — в таких ситуациях ты можешь протестировать свою силу духа. Восхождение — это в первую очередь личный челлендж. Тебе кажется, что все элементарно: просто идешь вперед. И только на вершине понимаешь, что идти — это совсем не просто. Каждый новый шаг дается с невероятным трудом, ты как будто на недружелюбной планете, тебе сопротивляется вся природа. Но ты это стойко преодолеваешь. На мой взгляд, это круче всего. Даже если до вершины добраться не получилось, ты осознаешь возможности своего организма.
Второй попытки восхождения на Эльбрус у меня в планах пока нет. Я давно мечтаю о походе на Фудзи. Потом отправлюсь на Килиманджаро — говорят, виды там просто потрясающие: пока доберешься до вершины, пройдешь через джунгли, саванну, леса и пустыню. Но кто знает, может быть, когда-нибудь Эльбрус снова меня к себе позовет.
Напоследок хочу сказать, что просто мечтать о восхождении — мало, нужно действовать. А еще помнить, что смысл в процессе. Ты можешь так и не достичь вершины, но все равно приобретешь крутой опыт, а это и есть смысл приключения. Конечно, вместо Эльбруса может быть другая гора, да и в принципе абсолютно любая цель. Главное — идти к ней шаг за шагом.