В каждой стране есть свои особенности национального бытия, которые у иммигрантов могут вызывать непонимание. В Голландии такой особенностью для нас оказалась местная архитектура. Нет, не та что про фронтоны и антаблементы, в этом плане тут всё ок, а практическая её часть — размеры и планировки жилья, особенно съёмного. В паре слов эти инженерные решения можно описать как «узко, неудобно и жить негде». Довольно типичным явлением для арендной квартиры, счастливыми съёмщиками коей мы оказались, является миниатюрный подстольный холодильник без морозильного отделения. Местные, как правило, заполняют его пивом в жестянках (хотя как правильно назвать жестянку из алюминия?) и отлично проводят свободное время перед большим экраном с футболом. А нам, ишь ты, подавай хозяйство-домоводство… дичь какая-то, да и только. Учитывая дефицит пространства и трудности потенциального перевоза на другое место жительства (привет-привет Нидерландским лестницам), мы долго не решались купить себе нормальный холодильник. Но вот явился нам на барахолке Он — старенький и местами ржавенький Liebherr GP1466, низкая морозильная камера. При цене `всего лишь` 160 евро по неизвестным причинам это показалось мне супер-предложением. Наверное просто показалось, понял я потом. В своё оправдание могу сказать только две вещи. Во-первых, его габариты были одновременно минимально разумными с точки зрения практической полезности и максимальными в смысле возможности поднять по той самой лестнице. Во-вторых, на родине у нас Liebherr 30 лет работал, и ещё будет работать.
В общем, терпение лопнуло, «надо же было что-то делать», и мы, с помощью Хорватских друзей, прикатили и затащили это чудо техники на второй этаж, который Голландцы называют первым. Когда мы его включили, дав предварительно пару часов отстояться, компрессор зашуршал как положено и стал охлаждать. Уставшие, но счастливые, мы поехали в Икею закупаться замороженными тефтельками, ведь теперь же есть куда их сложить! Но по нашему возвращению на дисплее всё ещё мигала цифра -3, хоть уже и прошло добрых 6 часов. Вода в стаканчике, тем не менее, замерзала шустро, что наводило на мысли. На следующее утро ситуация не изменилась и было принято решение разжиться ещё и термометром. Термометр показал внутри бодрые -25, чем меня очень порадовал, ведь это означало, что с компрессором и хладагентом порядок, а проблема в термостате или датчике. А уж с этим «ты ж программист» как-никак разберётся.
Модуль термостата снять оказалось легко:
Но этим дело и ограничилось: провода уходили в запененное далёко, верхняя крышка оказалась намертво приклеенной, да и в камере никаких панелей, за которыми мог бы прятаться датчик, видно не было.
Эти обстоятельства меня сначала не слишком огорчили, ведь одна из проблем стала очевидной сразу и затрагивала она исключительно термостат. Как обычно при ремонте электроники, я стал мерять напряжение питания и заметил, что оно проседает в такт с миганием цифры на дисплее. «Ага! — подумал Штирлиц». В этом термостате использована простейшая схема
емкостного блока питания. В такой схеме
импеданс конденсатора играет роль, выражаясь по-простому, большого сопротивления (переменному току), на котором падает разница между 220 на входе и 5В на выходе. Конкретно в этом приборе применен так называемый
самовосстанавливающийся конденсатор класса
X2. Такие «самовосстанавливающиеся» конденсаторы характерны своим особым способом «тихой смерти»: вместо того чтобы взрываться с искрами, их обкладки во время перенапряжений отгорают покусочно, не оставляя снаружи видимых следов. Единственное, что изменяется в этом процессе — так это ёмкость конденсатора, она падает.
Когда я выпаял и измерил ёмкость конденсатора, оказалось, что мы имеем дело именно с такой ситуацией. При номинале 0.68мкФ измеренное значение составляло лишь 0.19мкФ.
Тут можно было бы подождать до понедельника и заглянуть за новым конденсатором в радиотовары, но мне нравится решать проблемы, довольствуясь тем, что попалось под руку. А под руку мне попался найденный на
помойке улице принтер (может даже рабочий, но не до того было, чтоб ещё и с ним возиться). Зато я догадывался, что в принтере есть блок питания, а в блоке питания может заваляться похожий конденсатор. И он там был!
Подключив «как-бы новый» кондёр параллельно родному удалось выйти почти на номинальные параметры схемы, но… Это всё равно не помогло — дисплей по-прежнему мигал цифрой -3.
Значит дело, вероятно, в сенсоре, подумалось мне. В качестве сенсора в этих холодильниках стоит
NTC термистор. Это такой хитрый резистор, сопротивление которого возрастает при уменьшении температуры. Удалось даже найти
таблицу зависимости сопротивления от температуры для датчиков Liebherr. Но вот же ж незадача, измерение датчика мультиметром показывало, что сопротивление вполне себе находится в нужном диапазоне.
Так что мне пришлось возиться с дебагом дальше. Сначала я хотел исследовать, какие цифры показывает термостат, в зависимости от подключенного к нему сопротивления. Продуктивными эти эксперименты не были. Выяснилось, что на дисплей выводится не текущее значение, а что-то вроде среднего за час. Зато в процессе я обнаружил, что термистор ведёт себя нелинейно: при прохождении через него рабочего тока, его сопротивление падает по сравнению с измеренным мультиметром. Вот такой коварный баг — при попытке его словить прятался. Скорее всего нелинейное поведение было обусловлено попавшей как-то внутрь датчика влагой.
Что ж, теперь стало ясно, что мне нужен новый датчик на замену. У Либхера на сайте есть
страничка со схемой и перечнем компонентов. Однако же пользы как от этой странички, так и от переписки с саппортом было не очень много. По сути я смог узнать только лишь, что новый датчик стоит 80€ и вообще вряд ли я его так просто добуду, ведь модель давно снята с производства, ну и вы же понимаете… Вообще, платить ещё полцены морозилки за термистор я посчитал не кошерным и добрался таки до радио-товаров чтобы купить самый обыкновенный 10к термистор за копейки.
Теперь проблема была в том, чтобы до родного датчика добраться. Провода, как я уже говорил, уходили в пену и разобрать что-либо из корпусных элементов тоже не представлялось возможным. К счастью, добрые ребята с
Итальянского форума поделились фирменной инструкцией по замене датчика.
В соответствии с инструкцией, надо было залезть внутрь и вырезать ножиком окошко в пластиковом корпусе камеры согласно
купленным билетам чертежу. Если б не Итальянцы, шута с два я б догадался.
Оставалось всего-то ничего, разрезать провод и припаять новый термистор.
Если под термоусадку подсунуть нарезанные полоски термоклея, то после нагрева он надёжно герметизирует всю конструкцию, чем предотвращает возможные фокусы с попаданием влаги. Теперь можно прикрыть весь этот срам обратно отломанной крышечкой и проводить испытания.
Та-даам! Поехали!
Естественно, калибровка убежала, но для интересующего меня диапазона -10..-20 разница составляет несколько градусов, что меня вполне устраивает. Если вдруг кому интересно,
использованный термистор тут.
Может это и не самый «аккуратненький» ремонт, но мы уже отметили праздник первой морожки, а главное — отпала необходимость выносить эту морозилку и заносить какую-то другую ей на замену. А ещё Liebherr был спасён от свалки, что вроде как тоже плюсик в экологическую карму.
Моя оригинальная
статья на Medium тут. Можно в
этом же блоге посмотреть другие статьи, которые я ещё не успел перевести.