Игры корпоративных шпионов: саморазрушающиеся DVD-диски из начала 2000-х
- суббота, 17 августа 2024 г. в 00:00:07
Привет! Меня зовут Кирилл, в МТС Диджитал я руковожу направлением спецпроектов.
Сколько себя помню, меня всегда восхищали фильмы и сериалы про шпионов. И конечно, шпионские высокотехнологичные гаджеты и транспортные средства. От потрясающе крутой лодки из сериала «Гром в раю» до взрывающейся ручки, разработанной Q для агента 007. В них частенько фигурировали особые одноразовые носители информации: записка воспламенялась после прочтения, а аудиокассета начинала дымиться, необратимо уничтожая магнитную ленту.
Оказывается, подобные штуки были не только у секретных агентов, но и у частных компаний. Одна из них — Flexplay Technologies — даже оформила патенты на все мыслимые и немыслимые способы самоуничтожения оптических дисков. Все началось с того, что двое ученых, изучающих влияние информационных технологий на экономику, решили создать собственную DRM-защиту для DVD-дисков, которая работала на физическом уровне. Дальше — под катом.
Оптические носители сейчас переживают не лучшие времена. Современные компьютеры уже давно не оборудуются соответствующими приводами, а большинство контента распространяется методом цифровой дистрибуции. Но всего 20 лет назад DVD-диски в нашей стране были более чем популярны. Я застал то славное время, когда можно было пойти в киоск видеопроката и за скромную сумму набрать дисков, чтобы провести выходные за просмотром фильмов.
Основной проблемой было то, что диски нужно было возвращать, чтобы забрать депозит. За пропущенный срок возврата или случайно поцарапанный диск приходилось платить штраф. По такой схеме работало большинство видеопрокатов того времени. Могло сложиться впечатление, что именно необходимость возврата дисков снижала доход этого бизнеса. Значит, нужна была какая-то инновационная идея.
Суть идеи можно было сформулировать так: записанные диски спустя пару суток после вскрытия упаковки должны были становиться нечитаемыми. Важно, чтобы этот процесс был контролируемым — то есть нельзя было допустить, чтобы диски выходили из строя, пока хранятся на складе или прилавке. Еще разрабатываемый способ не должен был сильно влиять на себестоимость производства, ведь «одноразовые» диски стоили бы дешевле обычных. К тому же они должны были по стоимости конкурировать с видеопрокатами, где диск брали на 1–2 дня.
Спустя множество экспериментов и исследований появился формат дисков eZ-D. Его особенность — рабочая поверхность красного цвета. Такие диски продавались в полностью герметичной упаковке и после вскрытия могли быть воспроизведены только в течение 48 часов. Потом рабочая поверхность необратимо чернела, и диск превращался в бесполезный круглый кусок пластика.
Первым фильмом, выпущенным на Flexplay, стал рождественский Noel:
Заявлялась полная совместимость со всеми DVD-проигрывателями, но логотипа DVD на этих дисках не было. Ну а стоимость дисков в розничных магазинах составляла от 4,99 $ до 6,99 $.
DVD-диски можно сравнить с сэндвичем. Между парой поликарбонатных или акриловых дисков располагается специальный отражающий слой из металла — например, алюминия или серебра. Слои склеивались между собой при помощи полимерной смолы, которая свободно пропускала лазерный луч, позволяя ему считывать содержащуюся в отражающем слое информацию. К этой полимерной смоле добавлялся особый краситель (лейкосоединение), например метиленовый синий, восстановленный дитионитом натрия. Изначально он прозрачный, но под воздействием кислорода меняет свой цвет на черный.
Черный цвет красителя не помешал бы считывать eZ-D-диски при помощи лазеров синего цвета, так что вместо прозрачной пластиковой подложки была выбрана подложка красного цвета. Поэтому диски eZ-D могли похвастаться насыщенным красным цветом рабочей стороны. Но вот с длительностью хранения каких-то особых результатов добиться не удалось. Максимальный срок гарантированного хранения — ровно год. Потом даже в невскрытой упаковке диск деградировал.
«Но как же экология? — спросите вы. — Неужели использованные диски надо было просто выкидывать?»
Ответ тут будет двояким — и да, и нет. Действительно, использованный диск можно было выбросить в помойку, и все. Но был и другой вариант. Чтобы не провоцировать защитников природы, Flexplay Technologies заколлабилась с одной из старейших компаний в США по утилизации технологического мусора — GreenDisk. Удивительно, но эта компания до сих пор жива и работает уже больше 30 лет.
Flexplay предоставлял возможность любому покупателю eZ-D-диска отправить его на переработку бесплатно, оплачивая все почтовые расходы. Покупатель заполнял форму на сайте, где указывал свои данные и UPC-коды дисков, отправляемых на утилизацию, а взамен получал специальную pre-paid-этикетку, которая покрывала почтовые расходы. За один раз можно было отправить до пяти дисков, и это было действительно отличной идеей… Если бы не противоречило самой концепции No Return DVD.
Несмотря на то, что Flexplay был вовсе не за экологию, а за прибыль, он внес весомый вклад как раз в экологию. Необходимость переработки большого количества оптических дисков привела к созданию первой на тот момент технологии переработки по замкнутому циклу (closed-loop recycling). Поликарбонат, из которого сделана подложка диска, мог быть переработан и использован вновь для производства дисков, правда, с определенными оговорками. Так что Flexplay все равно подвергался критике по поводу экологии.
К слову, Flexplay был вовсе не единственной компанией, которая разрабатывала одноразовые DVD-диски. Аналогичные разработки велись немецкой FDD Technologies AG, которая создала формат DVD-D. Официальной расшифровки они не давали, поэтому каждый мог перевести по-своему — например, DVD-Disposable, DVD-Destruct или DVD-Destroy. До массового производства этот формат не дожил.
Еще была компания SpectraDisc Corporation, которая, как и Flexplay Technologies, оформила ряд патентов на методы создания одноразовых дисков. Последним ничего не оставалось, кроме как выкупить SpectraDisc Corporation вместе со всеми запатентованными технологиями.
У Flexplay Technologies на руках было множество козырей. Первым из них было партнерство с Disney Buena Vista Home Entertainment (ныне Walt Disney Studios Home Entertainment). Эта компания была максимально заинтересована в увеличении охвата и делала ставку на новый формат. Вторым козырем была техническая реализация, с которой помогала GE Plastics, подразделение General Electric. Они помогли наладить производство полимерной смолы, которая удовлетворяла всем заявленным требованиям. Третьим козырем была переработка при помощи GreenDisk, о которой мы упоминали выше.
О новом формате говорили на телевидении и радио. О нем писали в журналах, а помимо США его запустили в Японии. Но все усилия пошли прахом, и формат eZ-D с треском провалился. Но в чем же причина? Оказалось, что этот продукт вовсе не то, чего ожидали покупатели. Большую роль в этом сыграло то, что у многих людей сформировалось четкое убеждение: покупая лицензионный диск, они покупают сам контент. Но на деле это ложное убеждение.
Покупая лицензионный носитель, вы фактически приобретаете ограниченное право (лицензию) на использование записанного на нем контента. Таким правом может быть просмотр фильма неограниченное количество раз, например, у себя дома для собственного удовольствия. Вы не можете взять этот диск и демонстрировать контент в кинотеатре или выложить его в интернет. Все это будет нарушением ограниченной лицензии. Но пока носитель находится в рабочем состоянии, вы можете пересматривать фильм снова и снова, пока не надоест.
Flexplay своим форматом eZ-D фактически пыталась продавать такую же лицензию на контент, но жестко ограниченную по времени. Это позволяло платить киностудиям значительно меньшие отчисления, а следовательно, сильно снизить стоимость дисков. Но в массовом сознании уже прочно укоренилось мнение — «я купил диск с фильмом, значит я его могу и буду смотреть столько раз, сколько захочу». Диски, которые можно смотреть всего лишь два дня после вскрытия, вызывали когнитивный диссонанс, и это стало основной причиной, по которой они не нашли своего покупателя.
Дополнительными причинами стало то, что уже тогда появился Netflix, который за 10 $ в месяц позволял наслаждаться множеством фильмов не выходя из дома, а еще на рынке видеопроката появились компании вроде Redbox, активно устанавливающие специальные вендинговые автоматы, которые позволяли взять и вернуть DVD- или Blu-ray-диск почти в любом крупном торговом центре или аэропорту. Да и стоимость аренды таких дисков уже была сильно ниже, чем покупка диска Flexplay (1,75 $ за DVD или 2 $ за Blu-ray против 4,99 $ за eZ-D).
Несмотря на то, что человечество использует множество одноразовых продуктов, DVD-диски так ими и не стали. Наверное, это хорошо, ведь десятки тысяч тонн поликарбоната не превратились в мусор. Сейчас формат DVD ушел в прошлое, уступив стриминговым сервисам, которые кажутся пользователям более экологичными и доступными. Совсем недавно мы публиковали статью о том, что Sony закрывает предприятие по выпуску CD-, DVD- и даже Blu-ray-носителей.
Скорее всего, нас ждет будущее, в котором любой фильм или игра будут доступны исключительно по подписной модели, а контент на физических носителях исчезнет как класс. Поживем — увидим!