http://geektimes.ru/post/240672/

Поверили бы вы, если бы услышали, что в вашем городе есть детская космическая школа? Я — вряд ли. Естественный такой скепсис, базирующийся на привычных «кому это надо?», «кто будет на это тратить своё время?». Тем дольше я поднимал челюсть с пола, когда оказался в такой школе. Но обо всем по порядку:
Случайность
Конец сентября 2014 года. Приближается праздничная дата — запуск первого спутника, и уфимский планетарий объявляет о неделе космоса — лекциях, показах фильмов и тому подобных мероприятиях. Это расписание мне присылает
Александр Шаенко с вопросом — буду ли я там участвовать? В Уфе отличный планетарий, один из немногих, показывающих полнокупольные программы, проводящих вечера тротуарной астрономии и прочие интересные вещи. Мне показалось проще
читать лекции в антикафе, и в мероприятиях планетария я ожидался максимум зрителем. Тем не менее, по-хорошему неугомонный Александр с кем-то там связался и кому-то там обо мне рассказал. Через пару дней мне звонит человек, представившийся Алексеем, и предлагает встретиться. Дело хорошее, космическим гикам стоит знать друг о друге, поэтому я соглашаюсь.
Космический подвал
В принципе, уже первый взгляд на обстановку показывает, что работают здесь давно и плодотворно:

Дальнейший разговор (а мой собеседник оказался Алексеем Алликасом, отличником народного образования Республики Башкортостан,
«Человеком года — 2005» по версии телекомпании «Вся Уфа» и лауреатом
множества других наград) наполнился по-настоящему хорошим удивлением. Потому что школа «Большое космическое путешествие» работает уже двадцать лет. Две учебные группы общей численностью 10-15 человек обучаются по полноценной учебной программе из трёх этапов:
- Введение.
- Проектирование.
- Полёт.
Ученики выбирают специализацию параллельно общей программе. Кто-то учит теорию и производит расчеты:

Кому-то интересно работать руками, и стеллажи показывают результаты их труда:



А кому-то интересней всего виртуальные полёты в симуляторе:


В качестве симулятора используется Orbiter (приятно, что
серия моих публикаций оказалась и им полезна). Обратите внимание на серьезность подхода — работа разделена между виртуальными «кораблем» и «центром управления полётами», в качестве модели корабля используется предварительно разработанный и рассчитанный проект. Книга
«Пилотируемый полёт на Марс» под ред. А.С. Коротеева фактически является настольной. А комната виртуального корабля очень атмосферно оформлена. Даже маркеры висят на липучках, чтобы не улетели в «невесомости».
Прошлое, настоящее и будущее
Вырастая, дети могут меняться, юные космонавты могут уйти в индейцы, рыцари или начать реконструировать период Великой Отечественной войны, и это нормально. В клубе
«Росстань» это соседние комнаты одного подвала. Но есть и те, кто сохраняют детское увлечение космонавтикой. Школа «Большое космическое путешествие» может похвастаться примерно парой десятков выпускников, работающих сейчас в космической отрасли.
Качество подготовки подтверждается неоднократными победами на олимпиадах и наградами на конкурсах. Например, в 2013 году трое учеников
стали победителями детского конкурса «Звездная эстафета». Представители ИМБП РАН на полном серьезе предлагали алгоритм: «после школы подписываем контракт, по целевому набору в ВУЗ, затем в отряд космонавтов и вперед — проводить взрослый вариант этого эксперимента на МКС».
Ученики посещали ЦПК:

Интеракториум «Марс-Тефо»:

Тренажеры Уфимского аэропорта:

Есть даже
летний космический лагерь.
Будущее школы тоже выглядит хорошо. Идея детского космического центра нашла поддержку в правительстве Башкортостана, и в настоящее время работы находятся на этапе конкурса архитектурных проектов. Через несколько лет школа «Большое космическое путешествие» сможет перебраться из подвала в новое, большое и хорошо технически оснащённое здание.
Заключение
В начале двадцатого века космонавтику двигали мечтатели. Люди, «заболевшие» темой, писали и издавали книги, выступали с лекциями, трудились изо всех сил и сделали так, что космонавтикой заинтересовались сотни и тысячи людей, ставшие рабочими, инженерами, конструкторами, и учеными. Кто знает, может быть, благодаря таким людям, как Алексей, начнется процесс кристаллизации нового витка развития космонавтики?
Фотографии взяты из архива школы «Большое космическое путешествие» или являются собственной работой.