http://habrahabr.ru/post/229847/
Мемфис, штат Теннесси. Сигнальные грозовые огни мигают, показывая что сегодня сортировка начнется поздно…
Осторожно, много фото!
Синие сигнальные огни включаются не так уж и часто. Они мигают только когда молния обнаруживается в радиусе 3-х миль от национального аэропорта Мемфиса, и когда они включаются, вся работа останавливается. Нельзя допустить персонал к трапу, окруженному металлоконструкциями, когда вокруг бушует гроза:
Я сижу внутри белого пригородного автобуса FedEx, за стенами которого шумит проливной дождь и раздаются раскаты грома. Для меня эта неожиданная задержка всего лишь мелкое неудобство, а для тысяч сотрудников Мирового Центра FedEx (FedEx World Hub) — это большая проблема. Сотни тысяч посылок со 140 прибывающих самолетов должны быть рассортированы, а пока дело никак не движется.
Боинг-777 ожидает разгрузки.
В рамках
дорожного тура CNET я прибыл в город Мемфис с населением в 655 тыс. жителей в юго-западной части штата Теннесси с целью посетить ядро компании FedEx. Первым пунктом остановки была
лаборатория упаковки посылок, а сегодня моя цель — это Мировой Центр сортировки, крупнейший центр распределения экспресс-отправлений, массивное сооружение, обрабатывающее от 1.3 до 1.5 миллиона посылок за ночь.
Наконец, шторм стихает и сигнальные огни выключаются. Теперь можно начинать работу. Поскольку буря началась как раз незадолго до начала ночной смены в 23:00, сотни служащих, которые должны были сновать туда-сюда, перемещая посылки, вынуждены ждать момента, когда можно будет приступить к работе. Когда я вошел в охраняемый сектор — считайте его упрощенной версией пропускного пункта в аэропорту — несколько сотен сотрудников FedEx стояли в очереди, с нетерпением ожидая досмотра, чтобы наконец уже пройти на свои рабочие места.
180000 в час
Между тем, ночная сортировка в Мировом Центре — это впечатляющая операция. 180000 посылок в час проходит через центр сортировки, пока самая последняя не будет обработана.
Работает это так: каждый вечер около 140 самолетов FedEx прибывают в Мемфис со всех концов света — компания обслуживает самолеты 375 аэропортов из 220 стран — загруженные посылками, которые должны быть рассортированы и отправлены этими же самолетами по направлению к пункту назначения. После разгрузки посылки проходят через один из 9-ти входных секторов, а затем попадают в «Матрицу», где первая линия сотрудников контролирует, чтобы посылки были корректно размещены на конвейере таким образом, чтобы сканеры штрих-кодов могли считать любую сторону посылки за исключением той, на которой посылка стоит на конвейере.
После входа в «Матрицу» посылки перемещаются по конвейеру далее вглубь сооружения, сначала проходя сканер, считывающий штрих-код посылки. В зависимости от этой информации посылки попадают в один из 19 автоматических распределителей, после чего они направляются в сектор вторичной сортировки, а затем на «Выход», где они заново упаковываются в контейнеры и снова попадают на самолет.
«140 прибыло, 140 улетело»
Мировой Центр FedEx в Мемфисе — крупнейший из 12 центров, выполняющих ночную сортировку посылок и писем в мировой сети компании. Остальные разбросаны по стране и по всему миру в таких местах как Индианаполис, Даллас, Майами, Торонто, Окленд (Калифорния) и Токио.
В общей сложности FedEx обрабатывает около 4 миллионов экспресс (авиа) отправлений за ночь, и 10 миллионов отправлений всего, включая наземные. Но Мировой Центр — это сердце всей операции, и FedEx утверждает, что это крупнейший пункт сортировки во всем мире.
Каждую ночь 7000 сотрудников выходят на работу, чтобы рассортировать 1.3-1.5 миллионов экспресс отправлений за смену. Дневная смена, состоящая из 3500 сотрудников, обрабатывает лишь около 650000 посылок со сроком доставки 2 и 3 дня.
Коммерческие рейсы в Мемфис прекращают приземляться в 21:30, и с этого момента далее приземляются только самолеты FedEx. В спокойную ночь, когда из-за грозы не включаются сигнальные огни, самолеты FedEx выстраиваются в очередь на приземление начиная с 22:30 и продолжают посадки один за другим примерно до 1:00 ночи:
Цель состоит в том, чтобы самая последняя посылка достигла входа в зону сортировки к 2:07. К 2:30 первые «исходящие» самолеты начинают выезжать из выхода зоны сортировки и к 4:30 утра все самолеты покидают Мемфис. Как говорит координатор тура по Мировому Центру Рик Армстронг, «140 прибыло, 140 улетело».
Отдельные команды назначаются ответственными за разгрузку каждого лайнера. Они работают быстро: берут металлические контейнеры, имеющие форму, идеально вписывающуюся в контуры внутренних помещений самолетов, выгружают их и аккуратно спускают на землю:
Их цель — разгрузить самый большой лайнер во флоте FedEx — Боинг-777 — за 1 час и 7 минут. Разгрузка следующего по размеру лайнера — McDonnell Douglas MD-11 — занимает от 35 до 40 минут:
Разгруженные контейнеры помещаются на погрузчики и доставляются во входную зону:
В Мировом Центре FedEx 9 входных зон, где располагаются «Матрицы». Пять из них предназначены для внутренних почтовых отправлений, а оставшиеся четыре предназначены для посылок из-за рубежа, а также опасных, тяжелых или мини-грузов. Опасные грузы могут содержать едкие, взрывчатые или радиоактивные вещества, оружие, а также среди всего прочего батарейки и аккумуляторы. FedEx крупнейший поставщик опасных грузов в мире, заявляет Армстронг. Список допустимых к перевозке опасных грузов довольно большой, размером примерно с телефонную книгу.
Поток посылок
Как только посылки попадают во входной сектор, они помещаются на один из трех конвейеров, верхний, средний или нижний. Большинство посылок весит менее 75 фунтов (
около 34 кг — прим. перев.) и попадает на средний конвейер, направляющийся к «Матрице»:
Более тяжелые посылки или посылки нестандартной формы, такие как лыжи или клюшки для гольфа, попадают на нижний конвейер. Верхний конвейер предназначен для мелких посылок и документов, которые направляются в центр распределения мелких посылок (Small Package Sorting System, SPSS).
Как только посылки из входного сектора попадают в Матрицу, создается «поток» в буквальном смысле слова. Если вы смотрели видео цунами в Японии в 2011 году, когда деревни смывало бушующими реками, тысячи посылок, направляющихся в Матрицу выглядят примерно так же, только без столь ужасающего подтекста:
Посылки набегают группами — каждый контейнер, разгруженный с самолета, содержит примерно по 235 посылок. Казалось бы, такой поток должен захлестнуть работников, находящихся в Матрице. Хорошо, что Лаборатория Упаковки FedEx работает с клиентами обеспечивая, что посылки надежно упакованы, потому что посылки в Матрице подпрыгивают, падают и бьются друг о друга на высокой скорости, пока не свалятся в море картона. Работники Матрицы сортируют десятки тысяч посылок в час:
Далее посылки направляются конвейерами через первый из 12 сканеров на пути к 19 распределителям и в конечном итоге на самолеты, которые отправят их в дальше по направлению к пункту назначения:
На глобальном экране контроля сотрудники FedEx могут отслеживать местонахождение каждого самолета FedEx в любой момент времени. Экран отображает состояние десятков самолетов за последние несколько дней:
Система распределения мелких посылок
Возможно самая захватывающая часть действия помимо потока посылок, движущегося по направлению к Матрице — это система сортировки мелких посылок. Здесь, в отдельном здании, команды сортируют от 760 до 860 тысяч мелких отправлений — по больше части документов — за ночь.По словам Армстронга они сортируются с точностью 99.97 %.
Когда эти мелкие посылки проходят через входной сектор, они помещаются на конвейер и сканируются. Но вместо сортировки, как это происходит с более крупными отправлениями — они перемещаются вокруг здания до тех пор, пока не свалятся в один из 1500 пакетов, соответствующих пункту их назначения. Когда пакет заполняется, система автоматически генерирует бирку и сотрудник подписывает ее.
Система сортировки мелки посылок завораживает, особенно если отвлечься от нее и сконцентрироваться на десятках конвейеров, перемещающихся каждый в своем направлении и увлекающими за собой письма и небольшие посылки, которые в конечном итоге соскальзывают в пакет:
В самой сложной части, центр обработки посылок FedEx — это гигантский механизм с тысячами движущихся деталей, каждая из которых должна быть вовремя смазана чтобы вся система функционировала гладко. Но если отвлечься от этого, процесс невероятно прост: привезти сотни тысяч посылок каждую ночь, рассортировать их по размеру и пункту назначения, погрузить обработано на самолеты и отправить дальше. Это выглядит невероятно. И почти всегда посылки FedEx приходят в установленный срок. Как подчеркнул Армстронг, «Точность у нас — 99%. И мы повторим этот результат завтра».
PS
Продолжение статьи:
FedEx: часть 2. Роняем посылки за деньги: лаборатория упаковки FedEx