Эволюция Гофера: как нелепый грызун стал иконой Go
- среда, 3 декабря 2025 г. в 00:00:04
Каждый создатель языка программирования мечтает о своем символе. Кто-то рисует змей, слонов, кто-то выбирает чашки кофе… Но Go пошёл по другому пути и сделал своим маскотом существо, которое выглядит как нечто среднее между морской свинкой, бобром и кроликом.
Меня зовут Дмитрий Буров, я Golang-разработчик, автор Telegram-канала Go Advocate, и лидер внутреннего Go-сообщества в Lamoda Tech. Расскажу историю создания Гофера (Gopher) – от идеи до финального образа, который вы привыкли видеть, и дополню интересными фактами, которые вы, возможно, не знали.

В 80-х годах, в unix-комнате компании Bell Labs сидели Роб Пайк, Люк Карделли, Дэйв Пресотто и другие люди, чьи фамилии сегодня звучат как титры к библии компьютерной науки.
В это время они придумывают первую систему, которая подставляет в email не имя, а оцифрованные версии чёрно-белых полароидов, которые использовались как их «лица» в почте.

В это время жена Роба Пайка и подруга их команды, писатель комиксов и иллюстратор Рене Френч, в один из дней страдая мигренью, решает отвлечься и нарисовать маленького зайчика, размером с монету. Просто чтобы стало чуть веселее.
Она по фану отправляет зайчика Робу Пайку, а он возьми и замени им в почтовой системе лицо своего коллеги Фила Уинтерботта. Фил, кажется, не в восторге. Но именно он бросает фразу, которая запускает цепочку событий длиной в 40 лет:
«Ну ладно. Тогда пусть это будет талисман Plan 9».
— Фил Уинтерботт
Затем Рене Френч доводит до ума рисунок зайчика. Так появляется Гленда – «кузина» всего будущего зверинца.

Почему зверинца? Всё просто – параллельно Рене рисует комиксы для американского издательства «Dark Horse». Разработчики это замечают, и конечно же, хотят милых персонажей вместо скучных лиц для своих систем.
Примерно в то же время в работах появляется маленький заяц с ножом, которого Рене использует как персонажа Расса Кокса – лидера проекта по разработке Go. И позже Расс действительно иногда ставит его как аватарку.
Это важный момент! Стиль Гофера формируется задолго до проекта Go.

Настоящий прародитель Гофера появляется… на футболке и для события, не связанного с Go. Рене примерно в конце 90-х рисует забавного грызуна для рекламы радиостанции WFMU в Нью-Джерси и дизайна футболки к ежегодному сбору средств.

В 2009 году команда Go выпускает язык в мир. И им конечно же нужен логотип, маскот, что-то настолько же культовое, как Гленда у Plan 9. Нужен дружелюбный персонаж, который сигнализировал бы: вот язык, с которым можно работать без мозговыносящего C++ 😅
«Он был создан не как маскот, а как персонаж для мерча. Я даже не думала, что у него появится своя жизнь».
— Рене Френч
Художница, у которой уже был свой стиль, простые формы, своеобразные выражения лиц – берет того самого танцующего хомяка с футболки WFMU и превращает его в линейный рисунок, адаптированный под печать.

В 2011 году во время подготовки к мероприятиям конференции Google I/O команда Go решает – нужен плюшевый Гофер. Они вдохновляются Squishables – брендом мягких игрушек. Долго обсуждают, каким должены быть символ, какой формы, какая у него должна быть кожа или мех.
Была версия, что синий цвет использовали потому, что Go blue – красивый и узнаваемый. А его первая итерация была уж слишком пушистой и даже слегка страшной.
И вот появляется он – синий пушистый Гофер.
Показывая его на мероприятии, Рене шутит: «Это ночь перед его дебютом на Google I/O. Он нервничал. Не думаю, что он вообще спал».

Его фоткают с трибблами из «Звездного пути», на вечеринках GopherCon, рядом с мониторами, на полках, даже в кровати)) Он становится первой каноничной 3D-версией Гофера.



Но на этом визуальная экспансия Гофера не останавливается. Рене Френч увлекается культурой дизайнерских виниловых игрушек в Лос-Анджелесе и начинает сотрудничество с Kidrobot. Для них Рене делает скетчи, лепит грубый прототип и отправляет эскизы. Но компания её полностью игнорирует – прототип выглядит тяжеловесно. Затем они делают по эскизу Рене восковую фигурку. И Рене приводит это в восторг!
«Я закричала. Она была идеальная! Виниловый гофер… он как валерианка. Его можно держать, и он просто… спокойствие!»
— Рене Френч

В 2016 году на GopherCon Рене рассказывает историю создания и правила каноничного Гофера. Она показывает первый model-sheet для него.
А уже в 2018 году Go выпускает полноценный бренд-гайд, где даются цвета, шрифты, гайд по использованию и описание, как нарисовать Гофера, чтобы комьюнити могло делать адаптации, не ломая канон.

К 10-летию Go Рене рисует праздничную работу – закрепляя, что авторство и художественная линия остаются за ней, а Гофер – это не «любой суслик из интернета», а конкретный персонаж.
Гофер символизирует философию Go: простота, надежность, эффективность и немного фана. Без пафоса, без лишнего блеска – милое создание, которое, как и сам язык, «просто работает».

За 15+ лет существования Гофер породил огромное количество фан-арта. Настолько, что сейчас существует целая индустрия их рисования, со своими стилями, школами и даже каноническими ошибками.
Есть авторы, чьи работы стали практически классикой в Go-мире. Каждый художник приносит свое – но все держится в рамках узнаваемой ДНК, которую задала Рене.
Гофер стал визуальным способом общения между разработчиками Go.
Когда ходишь по разным конференциям, смотришь на оформленные стенды и видишь всевозможные арты и мемы с Гофером – ты понимаешь, это тусовка Go!
Это культовый талисман и одна из самых ярких фигур проекта Go. Забавно, что за маскотом, покорившим миллионы программистов, стоит идея – сделать язык человечнее 🩵
Официальные изображения Гофера распространяются под лицензией CC BY 4.0, то есть использовать их можно, но нужно атрибутировать Рене Френч. А коммерческие игрушки защищены авторским правом.
Официальная информация по Гоферу, Блог Go
Изображение Гоферов, Github
Artwork Gophers by Ashley McNamara
Исследование характера Гофера, Рене Френч на GopherCon 2016
Делитесь в комментариях, какие факты о Гофере вы не знали? 🐀