habrahabr

Для чего компании требуют высшее образование в IT

  • пятница, 24 октября 2025 г. в 00:00:17
https://habr.com/ru/companies/domclick/articles/956496/

Всем привет! Меня зовут Алексей, я техлид Android-направления в компании Домклик.

На одном из собеседований с кандидатом зашёл разговор об образовании. И он произнёс примерно такую фразу: «Зачем тратить четыре—шесть лет на обучение в вузе, если нужные по вашей вакансии навыки можно получить за год?» Пообщавшись с несколькими знакомыми, недавно вошедшими в отрасль, сложилось впечатление, что этим вопросом задаются многие. Действительно, если для работы, к примеру, на заводе нужен фрезеровщик, а у кандидата есть стаж работы или он окончил профильное училище, то какая разница, получал он высшее образование или нет?

Так почему же крупные IT-компании часто отдают предпочтение кандидатам с «вышкой»? Чем эти специалисты отличаются от тех, кто обладает таким же практическим опытом и профильными знаниями? Попробуем разобраться. Все выводы — личное мнение автора и может (и должно) не совпадать с чьим‑либо или общепринятым.

Итак, предположим, есть два специалиста: оба программисты с одинаковым опытом и навыками. Только у одного есть диплом о высшем образовании, а другой учился самостоятельно или на курсах. Практика показывает, что большинство крупных работодателей отдают предпочтение первым. Это не столько отсев, сколько расстановка приоритетов. Иногда это проявляется в особых сессиях на собеседованиях с вопросами, «которые не относятся к работе», что приводит в недоумение некоторых кандидатов.

И всё же, почему так

Если кратко, то так сложилось исторически. Но если подумать, то этому можно найти объяснение.

IT-сфера стремительно развивается во всех направлениях. Одни фреймворки, технологии и архитектуры приходят на смену другим. Сложно сказать, будет ли актуален завтра или через год стек, заявленный кандидатом. Скорее всего, нет. Кроме того, проекты чаще всего многогранны и сложны: где‑то нужны нестандартные решения, где‑то повисло старое легаси, а где‑то модные и популярные библиотеки недопустимы из-за требований безопасности или несовместимости. Всё это означает, что наличие определённых навыков и даже опыта в моменте не гарантирует потенциальному работодателю способности кандидата решать все поставленные задачи.

В то же время можно взять на работу человека для выполнения чётко сформулированной рутины по некой документации. Но такая работа стоит недорого и её почти наверняка можно заменить автоматикой. Следовательно, компаниям нужны не просто руки (или, условно, программист), а инженер — человек, который может не только выполнить задачу (написать код), но и обосновать, почему он выбрал именно такое решение и чем оно лучше аналогичного, который понимает, почему компания или отрасль использует определённый стек, каковы его ограничения и т.д. Такой специалист способен дать экспертную оценку продукту в целом (а не только коду, который сам по себе не имеет ценности, даже если написан «красиво» и «правильно»), а возможно, даже сможет погрузиться и освоить новое направление.

Другими словами, нужны не просто исполнители, а опытные специалисты с насмотренностью и экспертизой, готовые взяться почти за любую задачу — от менеджмента до выпуска релизов. Некоторые крупные зарубежные компании славятся тем, что вообще не рассматривают профессиональные навыки, а гоняют кандидатов по «базе» и системному проектированию, предлагая на выбор порой прямо противоположные позиции.

Что же даёт высшее образование

Учиться учиться

На мой взгляд, главное, что даёт образование, — это умение учиться. Образовательный процесс устроен так, что требует постоянного освоения нового материала. В каждом семестре меняются предметы, добавляется длительность обучения, в результате формируется привычка эффективно находить информацию, структурировать её и запоминать только важное, а натренированная нейросеть в голове позволяет лучше и без особых усилий усваивать новое и решать разнообразные задачи. А в IT для успешной карьеры учиться нужно постоянно.

Соблюдать сроки

В вузах, как правило, тренируется дисциплина соблюдения сроков и навык подготовки различных отчётов и презентаций. Кому‑то это может показаться ненужным, кто‑то может предположить, что это слишком легко и не требует прокачки. На собеседованиях об этом не спрашивают, однако это входит в список ключевых навыков, чтобы претендовать на должность выше среднего уровня. Сюда также относится формирование культуры документирования своей работы, которой часто пренебрегают.

Социальные навыки

Мало кто признаётся в этом, но компании при найме оценивают и социальные навыки кандидатов. Очное обучение в вузе, предполагающее постоянное взаимодействие с заказчиками (преподавателями) и командой (одногруппниками), обеспечивает лучшую подготовку для работы в коллективе по сравнению с заочным обучением.

Кроме того, обучение в вузе позволяет «прощупать» разные направления, прежде чем углубляться в одно из них. Вузы часто организуют всевозможные конференции, хакатоны и прочие активности, способствующие накоплению опыта, укреплению навыков и установлению связей. Формат «защиты» своего проекта на таких мероприятиях развивает умение критической оценки как собственной работы, так и работы коллег. В некотором смысле, это подготовка к более продуманному и адекватному code/design review (если говорить в контексте программирования) в будущей профессиональной деятельности.

Матчасть

Немаловажный аспект для любого инженера — это знание основ. История развития отрасли, классические алгоритмы и структуры, построение блок‑схем, базовые знания математики, физики, английского языка, сетей, железа, софта и многое другое — всё это необходимо для формирования мышления специалиста и его готовности не только повторять за коллегами, но и предлагать и реализовывать свои решения, понимать, как они работают, чем ограничены и как масштабируются. Многие критикуют, например, отдельные секции по алгоритмам в собеседованиях на позиции продуктовых разработчиков. Это действительно бывает похоже на крайность, но чаще всего обусловлено практическими соображениями. Как минимум, знание алгоритмов может говорить об основательной подготовке к собеседованию (мотивация, обучаемость и заинтересованность) или обширном профессиональном опыте, что, по сути, почти то же самое с точки зрения нанимателя.

Когда на собеседовании пошли вопросы по алгоритмам
Когда на собеседовании пошли вопросы по алгоритмам

Исследования

Наверное, это самый (или единственный) неочевидный пункт. Все процессы в ведущих вузах ориентированы не только на обучение, но и на научную деятельность, которая требует проявления всех заявленных навыков, чтобы в итоге придумать, создать, «продать» и представить сообществу уникальный продукт, решающий какую‑то реальную задачу или существенно улучшающий её. Казалось бы, при чём тут IT? Ведь программирование — не наука, а, скорее, инструмент для решения прикладных задач. Но если выйти за рамки «вёрстки UI» и углубиться в изучение внутренностей фреймворка, написание собственной библиотеки или доработку архитектурного паттерна под нужды конкретного проекта, то очень скоро можно будет провести те же параллели.

Мир IT, подобно мировому океану, вопреки расхожему мнению, содержит больше неизвестного, чем известного. Документация к популярным решениям обычно затрагивает лишь поверхностные примеры. Изменения на политических и юридических площадках, появление новых устройств и операционных систем, новые способы обхода систем безопасности и многое другое — всё это добавляет хаоса и неизвестности там, где, казалось бы, всё хорошо изучено и понятно. Способность погрузиться в неизведанное, разобраться и вернуться с красивой презентацией не приходит сама по себе, и навыки научного познания здесь оказываются очень кстати.

Ещё немного плюсов «вышки»

  • В современных реалиях большую популярность набрала тенденция к «накрутке» опыта и навыков в резюме. Проверка соответствия заявленных данных реальности требует больших ресурсов и не всегда оказывается успешной. В этом контексте кандидаты с высшим образованием выгодно выделяются, поскольку подделать государственный диплом значительно сложнее, чем страничку резюме.

  • Без высшего образования очень сложно претендовать на некоторые должности, особенно руководящие, где широта взглядов и экспертность важнее опыта вёрстки экранов. Компаниям, ориентированным на развитие сотрудников, выгоднее нанимать опытных специалистов с образованием, чтобы точечно наращивать их компетенции, будь то вертикальное или горизонтальное развитие, вместо поиска управленцев «извне».

  • Несколько провокационный пункт, но всё же: индустрия движется к тому, что для получения готового решения будет достаточно предоставить нейросети стек и задачу. Следовательно, ценность кандидатов, предлагающих те же услуги, будет снижаться. О полной замене специалистов пока речи не идёт, но инженеры с образованием здесь имеют больше возможностей для манёвра благодаря более фундаментальной и широкой подготовке.

  • Существует мнение, что студенты вузов тратят годы на обучение и выходят на рынок, как неопытные специалисты, в то время как выпускники курсов уже работают на позициях middle-уровня и сдают три квартиры. Такое, конечно, случается, но, по моему мнению, выпускники курсов чаще оказываются предоставлены сами себе, и их успех зависит от настойчивости и удачи. В то же время в вузах действуют партнёрские программы, позволяющие, например, уже на втором или третьем курсе без конкурса попасть на стажировку, а к моменту получения диплома — занять стабильное место в крупной компании. Такая поддержка лучше, чем ничего.

Рассматривают ли кандидатов без высшего образования

На самом деле, да. Но, как говорится, есть нюансы.

Во‑первых, так или иначе, среди множества кандидатов будет некоторая селекция, как по формальным признакам (навыки, дипломы и другие данные из резюме), так и в виде собеседований, где секциям по специальности не всегда уделяется много внимания. Конечно, если у кандидата большой опыт и стаж, рекрутер обратит на него внимание, но, скорее, это будет исключением.

Во‑вторых, как уже упоминалось, крупные компании часто ищут не просто сотрудника на вакансию, а инвестицию, которая будет расти и развиваться вместе с компанией.

Наконец, в больших компаниях штатное расписание — это, по сути, монолитная и нерушимая структура. Изменить её даже при большом желании может быть очень сложно. Поэтому требования по образованию могут быть обусловлены не только необходимостью конкретной позиции, но и исторически сложившимися обстоятельствами, изменить которые слишком сложно без веских оснований.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, наличие высшего образования, как и прежде, даёт существенное преимущество при устройстве на работу, хотя, порой, явно это и не заявляется. Затраченное на обучение время (на самом деле на любое обучение) всегда окупается, как для сотрудника, так и для работодателя. Самостоятельно освоить квалификацию, отточить навыки и получить работу, в целом, возможно, но всё ещё, кажется, это более трудный путь. Каждый волен сам выбирать дорогу, но не стоит удивляться завышенным ожиданиям. Не бойтесь тратить много времени на саморазвитие и обучение, в конце концов это окупится.