Что не так с «Авророй» — российской мобильной OC
- пятница, 17 ноября 2023 г. в 00:00:28
Мы в KODE занимаемся мобильной разработкой и следим за развитием отечественного рынка. ОС «Аврора» появилась на наших глазах. Мы долго не понимали, успешна она или нет, и если да — почему до сих непопулярна. В статье собрали полную картину по открытым источникам, распутали причинно-следственные связи и предположили, какие решения помогут ОС достичь целей, ради которых её создали.
Коротко: у «Авроры» имидж долгостроя. В среде разработчиков её не слишком любят, и вот почему:
Сомнительная репутация. Для «Авроры» разрабатывают гаджеты из китайских компонентов, которые позже называют отечественными. В результате получаются дорогие копии дешевых китайских планшетов и смартфонов.
Некорректная трансляция целей. Многочисленные заявления участников процесса создают впечатление, что «Аврора» постоянно что-то обещает и получает финансирование, но не приближается к заявленным целям. Это подрывает доверие аудитории. При этом заявлений от самих создателей «Авроры» за все годы было немного — буквально несколько штук.
Неправильный подход к популяризации. У «Авроры» нет экосистемы, которая нужна потенциальному пользователю — чиновнику, сотруднику корпорации, учителю или врачу. Тем не менее, в правительстве витает идея импортозамещения и есть риск, что ведомствам и компаниям придется переходить на «Аврору» в принудительном порядке. Насильственная популяризация вызывает отторжение.
Содержание
Справка: в чем идея ОС «Аврора»
История развития «Авроры»
Почему у «Авроры» не получается
Может ли быть иначе
Российская операционная система «Аврора» — это решение для корпоративного сегмента с защищенной мобильной инфраструктурой. Её целевая аудитория — корпорации и госкомпании с повышенным уровнем безопасности, которые хотят полностью контролировать внутренние данные и устройства сотрудников. Например, «РЖД», «Почта России» или «Россети».
ОС «Аврора» — закрытая и самодостаточная: работает внутри корпоративного контура и не общается со сторонними сервисами. Гаджеты сотрудников подчиняются единому центру управления, из которого компания дистанционно контролирует устройства и управляет ими. Например, настраивает групповую политику для всех девайсов организации, блокирует доступ к нежелательным сайтам, ограничивает передачу данных. Даже серверы и облачные хранилища физически находятся на территории корпорации. Таким образом «Аврора» гарантирует полную безопасность системы и данных, которые в ней содержатся.
«Аврора» добавлена в реестр отечественного ПО и имеет несколько сертификатов безопасности: ФСБ России АК1/КС1 и АК2/КС2, ФСТЭК на платформу управления и ФСТЭК А4.
Идея закрытой системы — не новаторство и не утопия. Во всем мире службы спасения, оборонные предприятия, стратегические отрасли промышленности и другие участники государственной инфраструктуры используют специальные каналы связи. Инженер-ракетостроитель не может отправить коллеге чертеж в WhatsApp, а спасателю в чрезвычайной ситуации нужна бесперебойная связь с руководством для координации действий.
Помимо безопасности, защищенная система упрощает внутренние процессы. Например, в современной патрульной машине ГИБДД есть бортовой компьютер и смартфон со специальным ПО. Благодаря им в повседневной жизни сотрудник тратит меньше времени на рутинные задачи и не заполняет кипы бумаг, а в срочной ситуации действует быстрее.
Итак, закрытая защищенная система действительно нужна, но ОС «Аврора» остается невостребованной. Раз с идеей всё в порядке, поищем проблемы в реализации.
Финская компания Jolla разрабатывает операционную систему Sailfish OS.
Российский предприниматель Григорий Березкин становится совладельцем Jolla и договаривается с Минкомсвязи о создании отечественной мобильной ОС на базе Sailfish.
Компания Григория Березкина «Вотрон» создает дочку — «Открытую мобильную платформу» для разработки российской Sailfish Mobile OS RUS.
«Ростелеком» выкупает 75 % акций «Вотрон» и «Открытой мобильной платформы». Sailfish Mobile OS RUS становится российской и получает название «Аврора». Новости сообщают, что к 2021 году на «Аврору» перейдут 8 млн российских чиновников, сотрудников госкомпаний и бюджетников.
«Аврора» получает сертификаты соответствия ФСБ России АК2 и КС2. У iOS и Android таких сертификатов нет.
АК2 значит, что ОС соответствует «Требованиям к средствам защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, от несанкционированного доступа».
КС2 значит, что ОС соответствует «Требованиям к средствам криптографической защиты информации, предназначенным для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну».
На «Аврору» обращают внимание госкомпании. «Ростелеком» объявляет тендер на закупку планшетов на «Авроре» для Всероссийской переписи населения, а РЖД заказывает несколько тысяч смартфонов для обходчиков путей.
Правоохранительные органы беспокоятся, что «Аврора» может передавать ключи шифрования от средств криптографической защиты иностранным компаниям. Правительство сомневается в безопасности «Авроры» для госорганов и предлагает подготовить план продвижения в потребительском сегменте. Минфин не согласовывает источники финансирования.
Тем временем «Ростелеком» уже потратил на развитие «Авроры» около 7 млрд рублей, а с 2020 года будет тратить по 2,3 млрд рублей ежегодно. Компания планирует выйти на широкого потребителя с 2026 года, а к 2028 получить 5 млн пользователей.
«Аврора» проводит бета-тестирование для всех желающих из Москвы и Петербурга. Участники тестируют смартфон INOI R7 с набором стандартных приложений, а затем возвращают его вместе с коробкой.
Выручка «Открытой мобильной платформы» — разработчика «Авроры», за год уменьшается с 1,52 млрд рублей до 114,2 млн рублей, а чистые убытки вырастают с 71,7 млн рублей до 817,7 млн рублей.
СМИ сообщают, что госведомства — МВД, ГИБДД, Минздрав и Минпросвещения отказываются принимать в работу планшеты на «Авроре», которые остались после переписи населения. Им не хватает профессионального софта.
Например, сотрудникам МВД нужно, чтобы планшет интегрировался с информационной системой обеспечения деятельности МВД, имел специальные приложения для работы ГИБДД и дактилоскопический датчик. Врачам и учителям тоже нужны приложения. Год назад Минцифры обещало, что учитель будет вести в планшете электронный журнал, заполнять планы уроков и отправлять данные в сервисы, но ничего из этого на устройстве не появилось.
Совет Федерации предлагает заместить ПО промышленных предприятий на «Аврору». Сейчас планшеты в основном работают на дистрибьютиве Astra Linux и размещаются на станочном оборудовании, на рабочем месте оператора машиностроительного предприятия, в кабине водителя на горнодобывающем предприятии. Ими пользуются мобильные сотрудники для инвентаризации, учета и заказа запчастей. Для таких устройств необходимо ПО класса ТОиР: для технического обслуживания и ремонта. При этом ПО на «Авроре» практически нет — например, «Сибур» сообщает, что она не доработана до нужного уровня.
Летом несколько ведомств запрещают сотрудникам использовать iPhone в служебных целях. Ростех поставляет три тысячи смартфонов на «Авроре» государственным и корпоративным заказчикам, а также в Совет Федерации.
Минпромторг рекомендует производителям делать устройства на «Авроре» для широкого потребителя. Участники рынка считают, что в потребительском сегменте устройства на «Авроре» не выдержат конкуренции с китайскими аналогами из-за дороговизны и отсутствия необходимых приложений. При этом обычным пользователям нет смысла переходить на нее с привычных iOS или Android.
В сентябре 2023 года прошло бета-тестирование платформы Avroid, которая поможет запускать на «Авроре» Android-приложения. Кроме того, новая версия «Авроры» поддерживает Flutter, чтобы приложение, написанное под другую ОС можно было перенести вместе с кодовой базой. Если решения будут рабочими, магазин приложений увеличится и ОС станет удобнее для пользователей.
Из истории развития «Авроры» следует комплекс проблем, который не даёт ей стать востребованной ни у госкомпаний, ни у корпораций, ни у массового пользователя.
Госкомпании и корпорации, для которых изначально разрабатывали «Аврору», не могут использовать её полноценно, потому что им не хватает профессиональных приложений. Например, для обходчика железнодорожных путей достаточно функциональности смартфона на «Авроре», потому что ему нужно сфотографировать повреждения полотна и отправить фото по защищенному каналу. Но сотруднику МВД, врачу или учителю нужны более сложные инструменты.
Если закон принудительно обяжет корпорации и ведомства закупать устройства на «Авроре», им придется самостоятельно решать проблему с недостатком приложений. Нужно будет проводить тендер, выделять средства, искать исполнителя с опытом мобильной разработки на «Авроре» и помогать ему получить сертификат ФСТЭК. Если сотрудники пользуются приложениями на Android, корпорации дешевле просто закупить гаджеты на Android.
Недостаток приложений делает «Аврору» ненужной и массовому пользователю. Сейчас в ней 76 приложений, при этом нет популярных российских сервисов — экосистемы Яндекса или Госуслуг. При этом любой смартфон на iOS или Android предоставляет потребителю магазин с приложениями на все случаи жизни.
«Аврора» развивалась, как закрытая ОС, поэтому большинство мобильных разработчиков в России её не видели.
Начинающий специалист мобильной разработки выбирает между iOS или Android. В его интересах получить навык, который нужен всегда и всем, примкнуть к развитому профессиональному сообществу. Его не привлекает разработка приложений для узкой аудитории в системе, которая встает на десяток устройств.
Кроме того, у разработчиков нет мотивации переносить на «Аврору» готовые приложения по следующим причинам:
Ограниченное количество пользователей. Разработчику нужно потратить ресурсы на перенос приложения, а затем его поддерживать. Невыгодно прикладывать эти усилия ради маленькой аудитории.
Нерентабельность. Время разработчика стоит дорого. Поэтому он скорее вложит его в приложение, которое окупится и принесет прибыль, чем альтруистично поучаствует в непопулярном проекте ради опыта.
Непрозрачность. Из-за того, что «Аврора» — закрытая система, разработчик может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Например, ему понадобится взаимодействовать с системными компонентами, но простым путем это сделать не получится. В итоге он не сможет перенести приложение с минимальными вложениями сил, средств и времени.
Получается замкнутый круг: «Аврора» не развивается, потому что в ней недостаточно приложений, а разработчики приложений не хотят создавать их для «Авроры» или переносить готовые, потому что в ней недостаточно пользователей.
В последний год «Аврора» начала двигаться в сторону портирования и поддержки приложений на популярных языках разработки. Например, с помощью Flutter на неё можно перенести уже существующее приложение, а благодаря Kotlin Multiplatform Mobile можно перенести бизнес-логику и написать UI.
Также у «Авроры» действует программа бета-тестирования. При участии разработчик получает:
Доступ в закрытое сообщество для разработчиков.
Мобильное устройство на «Авроре» с режимом разработчика.
Platform SDK и всю необходимую документацию.
Доступ в Маркет, куда он может загрузить своё приложение и получить по нему обратную связь.
Чат с поддержкой.
Потенциально эти шаги делают «Аврору» более дружелюбной для разработчиков, поэтому ей точно стоит развиваться в этом направлении.
«Аврора» не сочетается с привычными девайсами: iPhone, Samsung, Xiaomi, HONOR, Huawei и другими. Для неё нужно разрабатывать новые отечественные устройства и увеличивать популярность, чтобы потребитель выбирал их среди прочих брендов. Это очень сложная, долгая и дорогостоящая задача.
Ни один отечественный смартфон из вышедших за последние пять лет не стал массовым. Например, Ростех создал смартфон AYYA T1 на «Авроре», и из партии в пять тысяч устройств продал 905 штук за два года. Продажам не помог даже уход иностранных брендов с рынка. Отечественные устройства дорого стоят и функционируют хуже конкурентов.
При сравнении «Авроры» с iOS или Android важно учитывать, насколько разные по емкости рынки они планировали охватить и каким условиям должны были соответствовать.
«Аврора» ориентируется на ограниченную аудиторию в несколько миллионов человек и должна соответствовать повышенным требованиям безопасности. Чтобы создать реальную конкуренцию iOS, нужно быть вторым Стивом Джобсом и не иметь подобных ограничений.
В августе 2023 года Роскомнадзор совещался с российскими производителями смартфонов и разработчиков ОС. Собрание оценило доработку «Авроры» и её адаптацию к парку мобильных устройств для широкого пользователя в 300 млрд рублей до 2027 года.
Чтобы предположить, сможет ли эта сумма изменить ход событий, вспомним, сколько раз не сбывались ожидания от «Авроры»:
В 2018 перевести 8 млн российских чиновников, сотрудников государственных компаний и бюджетников к 2021 году.
В 2020 выйти на широкого потребителя с 2026 года, а к 2028 получить на 5 млн пользователей.
В 2021 закупить 700 тысяч планшетов для врачей и учителей, а также разработать приложения для них.
Ничто из этого не осуществилось. К октябрю 2023 года государственные компании, корпорации и предприятия с повышенным уровнем безопасности не используют «Аврору» массово. Широкому потребителю она неизвестна.
Чтобы разобраться, был ли у «Авроры» шанс на успех в прошлом и есть ли он в будущем, мы исследовали похожий опыт зарубежных компаний: Blackberry и Huawei.
Blackberry — канадский производитель ПО и смартфонов с клавиатурой и BlackBerry OS. Корпорации пользовались BlackBerry из-за надежности: он шифровал передачу писем и сообщений, обрабатывал данные на специальном сервере компании. Производство ПО для корпораций было сильной стороной BlackBerry. Компания начала проигрывать, когда выбрала развивать слабую сторону — смартфоны. Экономические кризисы конца нулевых сделали BlackBerry менее доступным для обычных пользователей, а затем он окончательно проиграл конкуренцию iPhone.
Huawei разрабатывал HarmonyOS с 2016 года, а в 2019 году попал под санкции США и потерял возможность установки Android-приложений на собственные устройства. HarmonyOS основана на исходном коде Android. В ней есть Petal Search, который поддерживает установку APK для скачивания Android-приложений. Магазин приложений AppGallery постоянно пополняется, а для разработчиков Huawei создал среду Huawei DevEco Studio. На HarmonyOS работают смартфоны, планшеты, умные часы и устройства для умного дома. В июле 2022 года Huawei заявили, что у HarmonyOS 300 млн пользователей в Китае — примерно 20% населения.
Итак, BlackBerry ориентировались на корпоративный сегмент, но перешли на массового пользователя, не выдержали конкуренцию с iPhone и исчезли. Huawei разработали собственную ОС внутри страны — но не закрытую и защищенную, а для обычного потребителя, и поэтому пришли к успеху.
HarmonyOS использует 20% населения в Китае. Попробуем подсчитать, есть ли в России подобная доля целевой аудитории для закрытой ОС. 20% населения России — 28,6 млн человек. Теперь подсчитаем:
«Ростех» — 589 тыс. сотрудников,
МВД — около 800 тыс.,
РЖД — 711 тыс.,
ОСК — 73 тыс.,
«Росатом» — 330 тыс.,
«Ростелеком» — 120 тыс.,
Чиновники — 1,4 млн.
Всего несколько крупных государственных компаний и чиновники — уже 4 млн человек. А еще есть другие ведомства и корпорации. Поэтому у качественной российской ОС есть потенциальная аудитория: примерно те же 20%, что и у китайской HarmonyOS.
Подходить к ней с точки зрения продукта, ориентированного на массового покупателя, нет смысла, она предназначена для B2G/B2B-сегмента, где на первый план выходят безопасность данных плюс отсутствие даже потенциальной возможности воздействовать на нее извне, отключить одним рубильником устройства, работающие под управлением этой системы.
История «Авроры» не окончена, а значит ещё не поздно всё исправить. Что для этого нужно:
Наладить разработку. Система должна быть качественной и удобной — и для разработчиков приложений, и для пользовательской аудитории.
Решить вопрос с железом. Для этого нужно сделать рабочий гаджет из распространенных в мире компонентов, либо заказать качественный кастомный вариант в Китае. И заранее просчитать его ценообразование, чтобы стоимость для покупателя была до 15 тысяч рублей.
Определить целевую аудиторию. «Аврора» изначально предназначена не для массового потребителя, а для B2G/B2B-сегмента. Ее сильные стороны в обеспечении безопасности данных и в исключении любого воздействия извне. Поэтому вместо доработки под массовый рынок лучше сделать из нее функциональную и удобную ОС для госкомпаний и корпораций.
Транслировать в СМИ только реалистичные цели и сроки их выполнения. Чтобы не создавать образ проекта, участники которого постоянно что-то обещают, можно также снять фокус с планов и делать упор на освещение результатов.
Воспитать собственную инженерную школу. Если разработать недорогие гаджеты и установить на них качественную ОС, Ростелеком сможет создать свою инженерную школу. Он будет заключать контракты с государством и формировать пласт разработчиков, которые будут писать софт специально для этих задач. Подобным путем идет «Лаборатория Касперского» и разрабатывает KasperskyOS — непрямого конкурента «Авроры».
Итак, потребность в такой операционной системе существует. Поэтому «Авроре» нужно сфокусироваться, убрать противоречия из стратегии развития, поставить реалистичные цели и предложить рынку действительно качественный продукт.