C чего начинались продукты Google
- четверг, 15 января 2015 г. в 02:12:09
Империя Google появилась не в одночасье, и за каждым из продуктов стоит уникальная история. Поиск, Gmail, Chrome, Android — компания раз за разом покоряла новые рынки. Не обошлось и без провалов, но даже они у Google выходят зрелищными.
В 1998 году на сайте по малоизвестному адресу google.com пестрел яркий логотип с инфантильным восклицательным знаком на конце. В строке под ним посетитель мог набрать запрос и увидеть результаты поиска. Этой строчке предстояло перевернуть мир.
С тех пор краулеры Google излазили интернет вдоль и поперек, сеть AdSense изменила наши представления о рекламе в интернете, автомобили Street View отсняли панорамы улиц в тысячах городов, миллиарды устройств с Android обрели хозяев, и это лишь очень краткий список заслуг Google. Сейчас у компании более семидесяти офисов в сорока странах мира и почти пятьдесят тысяч сотрудников. В лабораториях Google ведутся разработки, связанные с квантовыми компьютерами, роботами, автомобилями, ездящими без участия водителя, и воздушными шарами, которые охватят интернетом континенты.
Иногда кажется, когда-нибудь Google захватит весь мир, и тем удивительнее, что своим существованием он обязан курьезной истории. До Google один из двух его знаменитых основателей хотел сделать сервис заказа пиццы, и не провались эта затея с треском, революционный поисковик мог так никогда и не появиться.
Этой истории нет в официальных источниках, но пару лет назад на встрече директоров Google Ventures Сергей Брин поделился ей с верхушкой инвестиционной компании. Будучи студентом, он задумал создать сервис, позволяющий заказывать пиццу через интернет. Задумка была в том, чтобы собрать информацию о местных ресторанах и открыть сайт, на котором пользователи могли бы заказать пиццу, не прикасаясь к телефонной трубке. Сервис Брина сам перенаправлял бы заказ на факс ближайшей пиццерии.
Код был написан, и Брин собрал друзей на ужин. Первый факс отправился в местную пиццерию, но даже спустя пару часов дверной звонок все молчал. Отчаявшись, Брин позвонил в ресторан, где в ответ на вопрос, получили ли они заказ, он услышал: «Хм, подождите, сейчас проверим факс…» Оказалось, пиццерии совсем не следят за приходящими факсами. У кого не опустятся руки после такого столкновения с отсталой реальностью?
Так Брин бросил идею сделать революцию на ниве доставки пиццы и решил переключиться на более масштабные проекты, а именно разработку нового поискового движка. Мы, в свою очередь, можем только порадоваться, что Брина постигла неудача, ведь именно с нее началась куда более грандиозная история восхождения Google.
У Ларри Пейджа, второго сооснователя Google, в середине девяностых был проект посерьезнее бриновской пиццы: Пейджу предстояло написать диссертацию, и в качестве темы для изысканий он выбрал поиск в интернете. На первый взгляд идея Пейджа была крайне простой: оценивать сайты по количеству ссылок на них, подобно тому, как в академической среде авторитетность публикации можно определить по числу ссылок на нее из других источников.
Практическая реализация этой идеи куда сложнее, чем объяснение на пальцах, и Пейджу еще предстояло побиться над математической моделью и алгоритмом работы поисковика. Благо Пейдж на тот момент уже был знаком с Брином, который, помимо пиццы, интересовался датамайнингом и обладал недюжинными способностями в области математики.
Вместе они разработали алгоритм под названием BackRub (в переводе — «массаж спины»), который позволял отслеживать популярность веб-страниц. BackRub получал ссылку и в ответ выдавал список страниц, ссылающихся на нее и отсортированных в порядке, соответствующем их собственному «весу» (то есть количеству внешних ссылок на них). Чтобы сделать из этой системы поисковую машину, оставался один шаг. Добавив всего лишь поиск по ключевым словам в названиях страниц, Пейдж и Брин получили поисковик, работавший лучше, чем тогдашние лидеры рынка — AltaVista и Excite.
Впоследствии название алгоритма сменили на PageRank — в том числе в честь Ларри Пейджа, — а поисковик назвали Google. Широко известно, что это искаженное написание слова «гугол», которым обозначают число десять в сотой степени, — намек на то, что новый алгоритм мог проиндексировать почти бесчисленное количество страниц.
Поисковый движок был запущен под крылом Стэнфордского университета на домене google.stanford.edu. В 1997-м зарегистрирован домен google.com, а на следующий год и одноименная компания. В качестве офиса новой фирмы Брин и Пейдж сняли гараж и три комнаты в доме неподалеку от студенческих общежитий (в Стэнфорде уже ругались на двух студентов, которые заставили свою комнату компьютерами и то и дело перегружали локальную сеть). Гараж им сдала Сьюзен Воджитски, и не прогадала: впоследствии она работала над AdSense и AdWords, а ныне занимает должность старшего вице-президента Google и отвечает за YouTube.
Через год компания уже в составе восьми человек переехала в Пало-Альто, а в октябре 2001 года Google начала приносить прибыль. В 2004 году акции Google появятся на бирже и будут сразу же продаваться по 85 долларов за штуку. В своем проспекте к IPO компания старалась привлечь потенциальных акционеров прочно закрепившимся девизом Don’t be evil.
11 сентября 2001 года. Вслед за рушащимися небоскребами Google настигает ударная волна запросов: «Всемирный торговый центр», «новости CNN», «Талибан», «Афганистан», «ФБР», «Усама бен Ладен» и так далее. Люди пытались понять, что происходит, и количество запросов, связанных с новостями, в тот день оказалось в 60 раз больше, чем накануне; 80% самых популярных запросов были связаны с террористическим актом. В 6:51 утра за минуту было отправлено более шести тысяч запросов «CNN», а в следующие полчаса такой запрос отправляли шесть тысяч раз в минуту!
Google достойно держал удар: на главной странице разместили ссылки на закешированные новостные статьи CNN и Washington Post. Рядом было объявление с советом включить телевизор или радио для получения более полной и новой информации. Объяснялось, что Google может предложить лишь закешированные новости, а новостные веб-сайты не справляются с огромной нагрузкой и поэтому перестают работать (в 2001 году эта проблема была куда актуальнее, чем сейчас). Еще через пару дней на главной странице появилась ссылка «Новости и источники», помеченная символом трагедии, она вела на страницу вроде портала, где были собраны ссылки на сайты новостных агентств.
Интересно, что в поиске по изображениям помимо всех перечисленных запросов фигурировал New York skyline: люди желали увидеть, как будет выглядеть силуэт города без привычных башен-близнецов. Кроме того, преисполнившиеся патриотизма американцы весь остаток года активно искали изображения флага США. А первое место в статистике за весь год в итоге занял запрос «Нострадамус»: по миру активно ходили слухи, что предсказатель упоминал грядущую трагедию в своих стихах, и всем хотелось найти точную формулировку и разъяснения экспертов.
Тогда была эра порталов, вроде Yahoo и AltaVista, облепленных со всех сторон ссылками, баннерами и новостями. Google никогда не хотел становиться порталом, придерживаясь своей минималистичной поисковой строки под логотипом. Всем было любопытно, сдастся ли Google в ряды порталов или добавит вкладку с проиндексированными новостями. Через год, в сентябре 2002-го, на главной странице появилась вкладка Google News.
Gmail — самый популярный почтовый сервис в мире, пару лет назад он наконец обогнал микрософтовский Hotmail. Первые наработки почтового веб-клиента его автор, Пол Бакхайт, сделал до появления Hotmail, еще студентом в качестве учебного проекта. После выпуска из университета Бакхайт работал в Intel, а затем стал 23-м сотрудником Google.
В Google Бакхайту поручили разработку веб-клиента корпоративной почты для внутреннего пользования — именно поручили, на что он в шутку жалуется в интервью: Gmail стал исключением из знаменитой политики компании, поощряющей сотрудников тратить 20% трудового времени на работу над личными проектами. Тогда проект назывался Caribou — в честь загадочного корпоративного проекта из популярной у айтишников серии комиксов про Дилберта.
Работа над Gmail началась в 2001 году, когда большинство веб-сервисов шевелились невероятно медленно и требовали перезагрузки страницы полностью всякий раз, когда пользователь выполнял какое-то действие. Тогда сообщество разработчиков высоко оценило новаторский подход к веб-интерфейсу с использованием AJAX, асинхронного JavaScript и XML. Сейчас его используют все веб-приложения.
Конечно, к новой почте Бакхайт сделал мощный поиск, чтобы компания Google не оказалась сапожником без сапог. Когда проект вышел за пределы корпорации, было решено предоставить пользователям ящики размером в гигабайт, выгодно выделявшиеся на фоне конкурирующих почтовых сервисов, предоставлявших по 2–4 мегабайта места, — не гонять же поиск промышленной мощности по паре десятков писем? Неудивительно, что после запуска беты охота за приглашениями шла не на жизнь, а на смерть. После первой эмиссии в мае 2004 года приглашения продавались на eBay по 150 долларов за штуку, а некоторые аккаунты с красивыми именами — аж по несколько тысяч долларов. Для всех желающих регистрация в Gmail открылась только в 2007 году, на День святого Валентина, и еще больше двух лет после этого сервис гордо носил пометку Beta.
Между тем, когда Google объявила о запуске собственной почты, многие подумали, что это очередная шутка: пресс-релиз вышел 1 апреля 2004 года, а компания славится своей любовью к Дню дурака. Однако вице-президент по продуктам Google Джонатан Розенберг подтвердил, что Gmail — проект очень серьезный. В качестве первоапрельской шутки в тот год выпустили отдельный пресс-релиз, объявляющий, что Google выходит на новый уровень офшоринга и собирается перенести часть инженерных подразделений в Google Copernicus Center (Центр Коперника Google) на Луне.
Gmail — не последнее детище Бакхайта. В 2006 году он уволился из Google и увел за собой несколько коллег. Вместе они разработали Friendfeed, агрегатор информации из социальных сетей и блогов, впоследствии купленный «Фейсбуком» за круглую сумму.
Откуда появилось название операционной системы Android? Версия, что он назван в честь создателя, Эндрю Рубина, неполна. Андроид — это и есть Энди Рубин, вернее, его кличка, полученная от сослуживцев в Apple. Сразу после колледжа он работал в фирме «Карл Цейсс» инженером по робототехнике. Со своим увлечением роботами он не расставался всю жизнь, даже собирал роботов у себя в гараже, потому его и прозвали Энди-Андроидом. Дальше Рубин работал в компании Apple и в отпочковавшейся от нее General Magic.
Magic разработала удивительный продукт, опередивший свое время, но, как почти все подобные начинания, оказавшийся никому не нужным. Целью проекта было создание совершенно нового типа устройства, о котором на тот момент никто и мечтать не мог, — карманного компьютера, нечто вроде современных планшетов или смартфонов, и это в 1990 году! Рубин участвовал в разработке операционной системы этого устройства — Magic Cap.
Позднее Рубин создал компанию Danger, которая выпускала известные в США мобильные телефоны Danger Hiptop. Для своего времени они были крайне продвинутыми: у них была QWERTY-клавиатура и большой экран, на котором можно было работать с почти полноценным браузером. Через несколько лет Danger поглотил один из ИТ-гигантов — Microsoft, однако Рубин к тому моменту уже занимался своим следующим стартапом — Android. Получается, раз за разом он участвует в разработках передовых мобильных ОС.
Итак, в 2005 году Google покупает Android и забирает Энди Рубина в штат, а в конце 2007 года Open Handset Alliance (объединение компаний, куда входят Google, HTC, Samsung и другие крупные игроки рынка мобильных технологий) афиширует разработку своего первого продукта, новой мобильной ОС на базе Linux.
В октябре 2008 года вышел HTC Dream, первый коммерческий продукт на Android, и завертелось! В последующие годы появляется все больше устройств на этой платформе, сейчас она занимает почти четыре пятых рынка. В прошлом году Рубин (надо думать, с ощущением хорошо выполненной работы) покинул пост главы подразделения Android и смог посвятить все свое время роботам — на этот раз на деньги Google и в рамках инициативы Google X.
Google Chrome появился в 2008 году, когда рынок браузеров уже прочно и полностью заняли Safari, Opera и Firefox, не говоря уже об Internet Explorer, которым, да, люди до сих пор пользуются. Казалось бы, для нового браузера просто не оставалось места, он никому не был нужен. Тем не менее сейчас он занимает первое место по числу пользователей: по данным StatCounter, на июнь 2014 года у Chrome невероятные 43% рынка.
История Chrome начинается с одного вовремя произнесенного «нет». В 2001 к совету директоров Google присоединился новый сотрудник, Эрик Шмидт. Раньше он отвечал за программное обеспечение в Sun Microsystems. Как только Шмидт переступил порог офиса, Брин с Пейджем потребовали: «Нам нужен свой браузер». Шмидт отказал им, объяснив, что еще не время для такого шага: молодая компания не выстоит в войне браузеров. Основателям ничего не оставалось, кроме как поверить бывалому солдату, принимавшему участие в этой войне еще с девяностых.
Вопрос на этом не утих, и спор основателей со Шмидтом продолжался еще несколько лет. В качестве компромиссного решения Google даже выделила небольшую команду разработчиков для участия в развитии опенсорсного Mozilla Firefox. У компании была острая необходимость совершенствовать браузеры, пусть и чужие — лишь бы веб-приложения могли работать быстрее.
Слухов о собственном браузере Google было так много, что в 2004 году компании пришлось даже опровергнуть новость о работе над засекреченным проектом, которую запустил кто-то из бывших сотрудников. Надо сказать, это даже пошло на пользу проекту, потому что все перестали воспринимать эти разговоры всерьез — примерно как легенды о снежном человеке. Когда в 2006 году из набора идей и набросков Chrome перерос в официальный проект, компании не составляло труда держать факт разработки в секрете. Даже внутри Google за пределами команды, непосредственно занятой созданием браузера, никто не знал о нем в течение целого года.
Несложно понять причины такой скрытности: в Google не хотели показывать неготовый продукт, да и спровоцировать критику со стороны апологетов свободного софта было легче легкого. Новый браузер мог выглядеть как нож в спину Mozilla, саботаж со стороны близких партнеров. В команде создателей Chrome были даже бывшие сотрудники Mozilla, а идея всем полюбившегося омнибокса, метиса адресной и поисковой строки, была позаимствована из планов развития Firefox.
Однако Google сложно в чем-то упрекнуть, ведь большая часть исходных кодов Chrome была опубликована в качестве опенсорсного проекта под названием Chromium. Любой желающий может сделать на его основе свой браузер, чем теперь пользуются Яндекс, Opera и многие другие компании.
Анонс Chrome не обошелся без курьеза. Одновременно с браузером 3 сентября 2008 года планировалось выпустить брошюру знаменитого комиксиста Скотта Макклауда, в форме комикса рассказывающую о процессе создания и возможностях нового браузера. Но преисполненный нетерпения художник не смог дождаться официального релиза и выложил отсканированный комикс в своем блоге уже 1 сентября, после чего Google пришлось спешно публиковать его на Google Books и давать объяснения в официальном блоге.
Когда в 2009 году на сцене конференции Google I/O показывали продукт под названием Google Wave, публика аплодировала стоя. Через год было объявлено о прекращении его разработки, а еще через два года Wave отключили навсегда. Из революционного продукта Wave превратился в один из самых громких провалов Google. Как такое могло случиться?
Для начала стоит понять, что представлял собой этот загадочный Wave. Примечательно, что дать короткий и ясный ответ на этот вопрос не могли даже его создатели, что уж говорить о пользователях. Wave представляли публике как замену почте, мессенджерам и заодно как средство совместной работы над документами.
Базовая сущность в Wave — волна. Волну может создать любой участник, написать внутри первоначальное послание и пригласить других пользователей. Те, в свою очередь, добавляют сообщения и комментируют и, если это разрешено, могут редактировать изначальный текст. Как и в Google Docs, все участники видят, что пишут другие прямо по ходу ввода текста. Была возможность «отмотать» волну назад и проследить за тем, как она создавалась. Еще можно было призвать в волну одного из ботов, например бота-переводчика. Но больше всего первых пользователей впечатляли интерактивные приложения внутри Wave: прямо в волну можно было поместить голосование или, например, шахматную доску, чтобы тут же сыграть на ней в шахматы.
За разработку Wave отвечал Ларс Расмуссен — один из создателей австралийского стартапа, который впоследствии превратился в Google Maps. Под его началом над Wave трудилось около полусотни разработчиков, в том числе авторы маковского коллаборативного текстового редактора Etherpad, на основе которого, собственно, и был создан Wave.
Одним из главных достоинств продукта считалась его мощная технологическая база: специально для Wave создали протокол, позволяющий на лету синхронизировать правки и передавать позицию курсора. Его спецификации были открыты, плюс код самого Wave был опубликован под свободной лицензией. Расмуссен предполагал, что появятся другие серверы и другие реализации Wave, а общий протокол обеспечит обмен данными между ними примерно так, как общаются между собой серверы электронной почты или Jabber.
Какое-то время казалось, что у Wave есть все шансы перерасти в массовое явление, навсегда похоронить электронную почту и серьезно пошатнуть позиции мессенджеров и социальных сетей. Wave мог преобразить интернет, но не преобразил. Ажиотаж, связанный с раздачей приглашений, быстро перерос в недоумение, а потом и в уныние. Пользователи, только что жаждавшие первыми прикоснуться к чуду, быстро приходили к выводу, что либо не понимают, как работает Wave, либо не могут найти ему применения.
Есть мнение, что Wave сгубил неудачный интерфейс, а широкие возможности во многих случаях оказались скорее вредными, чем полезными. Мало кому нравилось, что собеседники видят процесс набора сообщения, а возможность комментировать в произвольном месте превратила чтение новых сообщений в нетривиальную задачу: за ними приходилось каждый раз охотиться, крутя волну туда-сюда. Невысокая отзывчивость элементов интерфейса, мягко говоря, не упрощала задачу — Wave балансировал на грани возможностей браузера, и это было заметно.
Печальная судьба Wave ставит под вопрос верность утверждения о том, что новый продукт нужно как можно быстрее дать в руки пользователям. Расмуссену и его команде удалось создать уникальную технологию, но основанный на ней сервис промахнулся мимо рынка. Что, если руководство Google вовремя забраковало бы Wave и дало разработчикам время на то, чтобы сделать из него нечто более простое и элегантное? Не исключено, что у амбициозных планов еще был бы шанс.
Сейчас о Wave уже не вспоминают. Фонд Apache поддерживает его исходный код, но не занимается разработкой новых версий. Расмуссен в 2010 году покинул Google и ушел работать в Facebook, где руководит командой, отвечающей за поиск.
Конечно, на Wave история знаменитых продуктов Google не заканчивается. В 2011 году откроется социальная сеть Google+, а начиная с 2012 года все будут обсуждать Google Glass. Смелые проекты вроде Project Loon, роботов Эндрю Рубина и самоуправляемых автомобилей еще не раз дадут поводы для обсуждений и наверняка принесут много новых интересных историй.
Прочитать полностью на сайте: C чего начинались продукты Google