Где Голливуд изображает хакеров правильно, а где — ошибочно

https://habr.com/post/419659/
  • Научная фантастика
  • Информационная безопасность




Технология окружает нас со всех сторон, поэтому неудивительно, что она проникла и в фильмы, и в сериалы. Однако нельзя сказать, что в кино её изображают правильно, особенно когда речь идёт о компьютерном взломе.

В последние 20 лет я периодически работал системным администратором Linux. А это значит, что я обеспечивал бесперебойную работу таких интернет-сервисов, как электронная почта, сайты и новостные системы, и следил, чтобы их не взламывали. Сейчас я занимаюсь исследованиями этики и социального воздействия технологии, поэтому мне очень нравится наблюдать за упоминаниями технических вопросов в популярной культуре.

Операционная система, существующая, судя по всему, только в кино (назовём её MovieOS) очаровательна – постоянно что-то пищит, щёлкает после каждого нажатия клавиши, выдаёт нереально длинные индикаторы выполнения задач, полезные предупреждения, не говоря уже о возможности бесконечно увеличивать картинки без потери чёткости.

Но меня больше всего радуют сцены взлома.

Ожидания и реальность


Взлом чаще всего изображается в виде яростной активности, а быстрая музыка нагнетает напряжение, в то время, как на экране мелькают какие-то окна. Но в одном из эпизодов фэнтези-сериала "Стрела" герои смогли продолжать свой «взлом» несмотря на то, что им не было видно их экранов, в результате чего эта смехотворная война хакеров превратилась в теннисный матч, в котором оба хакера отправляли друг другу электрические имульсы до тех пор, пока компьютер антагониста не взорвался.

Это, конечно, было притянуто за уши. Но взлом ради разрушения – это не выдумка, и его гораздо лучше смогли изобразить в технодраме "Мистер Робот". В одном эпизоде протагонист Элиот использует подброшенное устройство для закачки программ в системы резервного питания, принадлежащие мрачной корпорации E Corp. Эти программы затем используются для вызова взрывов – что вполне допустимо, поскольку эти устройства обычно используют свинцово-кислотные батареи, способные испускать водород при перезаряде.

Но в большинстве случаев возможности MovieOS не отражают в должной мере возможностей или реального использования настоящих операционных систем. В кино бывает полезно провести черту между вымыслом и реальностью, но это может привести к проблемам при столкновении с ожиданиями людей, которые они возлагают на компьютеры, и их пониманием того, как работает взлом – особенно распространённые его виды, которым подвержены обычные люди.

«Мистер Робот» – редкий пример верного изображения процесса взлома

Делая взлом реалистичным


Кроме MovieOS, которая обычно представляет собой специально разработанный набор из последовательностей статичных изображений или анимации, Linux – одна из любимых операционных систем у дизайнеров съёмок. Нужно очень много печатать, программы выдают непонятные результаты, и его часто используют «настоящие» хакеры.

Одна из наиболее популярных программ для демонстрации взлома в кино – это nmap, сканер, определяющий, кто именно использует компьютерную сеть. Nmap популярен, поскольку он выдаёт большую порцию текста, прокручивающегося на экране – примерно так, как мы привыкли представлять себе любое сложное компьютерное волшебство, и, теоретически, его можно использовать для широкого спектра взломов – например, поиска открытых портов, которыми можно воспользоваться – поэтому у него есть определённая заслуженная репутация среди гиков.

«Мистер Робот» даёт наиболее точное изображение взлома, признавая, что чаще всего самым слабым звеном в безопасности оказываются люди. Рассылая фишинговые электронные письма, выдавая себя за сотрудников компании, манипулируя другими социальными нормами и ожиданиями, хакеры часто достигают больших успехов, чем используя технические средства, и, учитывая, что последствия фишинга иногда оказывается значительными, неудивительно, что такие методы используются так часто.

Фильм "Кибер" в меру реалистично попытался показать, как фишинг электронной почты можно использовать для получения чьего-либо пароля, но вряд ли работник Национальной службы безопасности попался бы на такую уловку.

И всё же, в результате точного изображения подобной социальной инженерии в фильмах и сериалах у людей может появиться понятие о распространённых методах, что поможет им распознавать подобные попытки, пока ещё не поздно.



Опасность чрезмерной точности


Точное отображение также может служить источником проблем. После выхода фильма "Военные игры" в 1983 году в США приняли постановление о мошеннических компьютерных действиях и злоупотреблениях, боясь, что хакеры могут попробовать воспроизвести показанные в фильме атаки. Когда в фильме "Матрица: перезагрузка" в 2003-м продемонстрировали реалистичное использование утилиты nmap, отдел компьютерных преступлений Скотланд-Ярда в Британии выпустил пресс-релиз, предупреждая потенциальных хакеров об опасностях воспроизведения происходящего в фильме.

Изображение хакеров, борющихся с неким человеком или крупной компанией неоднозначных моральных принципов, романтизирует процесс взлома, который, тем не менее, остаётся незаконным и, в общем-то, неэтичным. Недавно обновлённый набор этических рекомендаций для компьютерных профессионалов постулирует, что люди должны «получать доступ к ресурсам для вычислений и коммуникаций только санкционированным образом, или же в целях всеобщего блага», и отмечает, что в случае использования последней причины необходимо «принимать чрезвычайные меры для того, чтобы избегать причинения вреда другим».

Такие хакеры, как Эллиот из сериала «Мистер Робот», возможно, и имеют какое-то моральное право атаковать большие корпорации, но, как это видно в процессе развития сюжета, это может катастрофически повлиять на невинных людей.

Поэтому, хотя неплохо демонстрировать процесс взлома реалистично, иногда лучше посмеяться над тем, как ужасно он представлен. Я бы хотел видеть более полную картину, описывающую взлом, а также более реалистичные его последствия. «Мистер Робот» явно находится тут в первых рядах, но у кино и сериалов всё же ещё остаётся много возможностей для более реалистичного и критического взгляда на технологию и общество.
Ещё не оценен

Последние записи

Архив

2018
2017
2016
2015
2014

Категории

Авторы

Ленты

RSS / Atom

Сайт использует Mezzanine и Django | Тема Bootstrap | Яндекс.Метрика