Agile умер: из-за своего сострадания к product- и project-менеджерам (с) Фридрих Ницше
- вторник, 28 января 2025 г. в 00:00:15
Agile — бог управления проектами последних лет. И неужели он умер? Или многочисленные прожект- и продакт-менеджеры убили его? Разбираемся, почему прозрачность Agile зачастую приводит к хаосу и анархии, а не гибкости и высокой ценности продукта.
Потому что никому не нравится идея работать «как следует». Вот вам простой пример. Представьте конференцию, где выступает спикер и говорит: «Делайте тщательный ресерч, пишите документацию, проверяйте каждую гипотезу, а потом уже разрабатывайте. Это долго, сложно и нудно, но результат будет надежный».
Звучит скучно, да? И никого это не зажигает. А теперь другой сценарий: «Давайте откинем старые методы, забудем про скучные процессы, начнем быстро делать прототипы и доставлять ценность через неделю!»
Второй вариант — чистая магия для тех, кто не хочет напрягаться. Проблема только в том, что для того, чтобы нарушать правила, их сначала нужно выучить.
Многие менеджеры смотрят на Agile и думают: «Вот — кайф! Можно делать что угодно, и никто ничего не скажет. Документация? А зачем? У нас же Agile! Процессы? Какие процессы? У нас свобода!» И это первая ошибка.
Свобода в Agile — это как суперсила. А с большой силой, — как говорил великий философ вселенной человека-паука Дядя Бен, — приходит большая ответственность. А точнее, с каждым миллиметром свободы возрастает объем компетенций, которые нужны, чтобы эта свобода работала на создание продукта, а не приводила к анархии.
Agile в руках неопытной команды — это как спорткар в руках человека, который только вчера получил права.
В теории машина может ехать быстро, входить в крутые повороты и побеждать на треке. Но на практике — первая же поездка заканчивается в ближайшем столбе.
То же самое с Agile: методология не работает без опыта. Нужно не просто знать, как писать код или делать продукт. Нужно понимать, когда создание продукта по методу «быстро и грязно» — это нормально, а когда это же «быстро и грязно» обернется адовым рефакторингом через три месяца.
Вот тут и начинается самое интересное. Чтобы нарушать правила (делать «быстро и грязно»), надо сначала стать экспертом в этих самых правилах. А на это нужно потратить годы, чтобы сначала делать всё как положено. Только тогда придет понимание, где можно схалтурить, а где — нельзя.
В этом и проблема большинства компаний, которые внедряют Agile. Они не готовы учиться. Они хотят результатов, но не хотят тратить время на обучение команды, глубокое погружение в процесс и долгую настройку методологии.
Agile — это не про то, чтобы было проще. Это про то, чтобы делать сложное так, чтобы все думали, что это легко. И если этого не понимать, то любой Agile превратится в красивую обертку для хаоса, где никто не понимает, зачем он вообще тут сидит и что делает.
Все мы смотрим на профессионалов, как они легко и играючи на высокой скорости входят с заносом в повороты, и делаем вывод, что «это ж ваще изи катка», хотя за этой «расслабленностью» — целое множество дорогостоящих ошибок, которые и заложили фундамент сегодняшних навыков эксперта.
Agile — это ответственность и дисциплина. Но как случилось так, что идея гибкости, нацеленной на результат, превратилась в бесконечные стендапы и ритуалы ради галочки? Причина в том, что многие компании стали больше подражать Agile, чем внедрять его суть. Это как строить картонный макет самолета в надежде, что он полетит и довезет пассажиров из точки А в точку Б в целости и сохранности.
Что общего у Agile и искусственного интеллекта? Джуны их обожают, мидлы используют как инструмент, а сеньоры смотрят на всё это с отвращением, потому что слишком много времени уходит на то, чтобы достичь приемлемого уровня качества.
Agile задумывался как гибкий подход к разработке, который должен ускорять процессы, улучшать взаимодействие внутри команды и доставлять ценность. Но что мы имеем сегодня? Корпорации превратили Agile в бюрократическую матрицу, где гибкость заменили ритуалами, здравый смысл — диаграммами, а реальные цели — бесконечными созвонами.
Давайте разберем, почему Agile мертв (ну или почти), кто виноват и что с этим делать.
Помните историю про карго-культ? Островитяне, увидев, как самолеты привозят блага, начали строить макеты взлетных полос и деревянные радиовышки в надежде, что грузовые самолеты прилетят к ним и привезут продукты. В Agile та же история: люди повторяют ритуалы, не понимая сути.
Стендапы, стори-поинты, диаграммы сгорания задач — всё это давно превратилось в механические действия, которые не дают результата. Зачем команде из пяти человек считать задачи в стори-поинтах? Нужны ли ежедневные ретроспективы? Почему на запуск MVP уходит месяц планирования? Ответ один: потому что никто толком не понимает, как работает Agile.
Люди читают «Agile Manifesto» и видят: «Отношения важнее документации». И всё — документацию можно не писать, главное, чтобы все друг друга любили. Но это не так. Отсутствие документации создает хаос. Без описания процессов и продукта вы получите три созвона по 3 часа вместо одной выполненной задачи.
Расстрою половину менеджеров, но хорошая документация нужна. Она экономит время, нервы и деньги.
Agile не про то, чтобы делать всё на лету. Это про то, чтобы быстро адаптироваться к изменениям. Если вы сразу садитесь писать код, не спроектировав архитектуру, то получите хаос. Настоящий Agile — это когда планирование и имплементация идут рука об руку.
Я долгое время занимался «факап-менеджментом», и в 80% случаев причина того, что в компании хаос — это нарушение этих самых процессов. Например, начать разработку кода без Product Vision, отложить архитектурное планирование, не создавать промежуточные спецификации по особо сложным функциям и т. д. А потом сидеть, хлопать глазками и удивляться: «Ой, а у нас тут функция так спроектирована, что с добавлением каждого нового пользователя нагрузка на серверы растет с геометрической прогрессией и проект придется закрыть после 100-го клиента». И это реальный случай из практики, а не детские страшилки на ночь.
Процесс — это не про бюрократию. Процесс — это когда ты знаешь, что надо сначала надеть носок, а потом ботинок. Но многие проекты сначала надевают обувь, а уже потом пытаются натянуть узкие носки на огромные ботфорты.
Если на согласование запуска уходит месяц, то компания играет в Agile, а не реализует его.
Agile — это про итерации, быстрые гипотезы и тестирование. Когда каждую задачу обсуждают до потери пульса, это уже не гибкость, а Waterfall в новой обертке. И кстати, Waterfall не хуже Agile. Иногда последовательный подход куда эффективнее, чем хаотичная имитация гибкости.
Стори-поинты, покеры планирования, диаграммы сгорания задач — всё это звучит круто, пока не сталкиваешься с реальностью. Эти инструменты часто превращаются в бюрократию ради бюрократии.
У меня есть гипотеза, что идея оценивать задачи в размерах маек пришла человеку, который очень сильно хотел торговать на Черкизовском рынке, но что-то в его жизни пошло не так, и он попал в IT. В нашей команде мы оценивали задачи исключительно в Эскобарах.
Зачем стартапу с пятью людьми стори-поинты? Чтобы что? Чтобы показать инвесторам, что мы «в Agile»? Такие стори-поинты на показ приводят к трате времени и денег инвесторов, а не к результатам. Командам нужно больше действовать, а не тратить время на ритуалы.
Если продакт-менеджер по каким-то причинам не может дойти до клиента и спросить о жизни — это не Agile. Без взаимодействия с рынком вы создаете продукт «в никуда».
Плохой продукт превращается в сову, которая только и делает, что летает между стейкхолдерами и командой, стараясь угодить всем. Но это тупик. В таком случае команда рискует получить продукт для удовлетворения стейкхолдеров и команды, а не потребителей.
Agile — это не про идеальные ретро и отчеты. Это про реальный результат. Команда должна понимать, зачем она делает ту или иную задачу. Если этого понимания нет, все процессы бесполезны.
Гибкость — это не про хаос. Гибкость — это не про вседозволенность. Это про способность быстро адаптироваться, сохраняя качество. А это возможно только с компетентной, опытной, дисциплинированной командой, которая знает свои роли и задачи.
Есть три компонента, без которых не сработает Agile:
компетентность,
дисциплина,
доверие.
Нарушение каждого пункта — путь к хаосу и сливу инвесторского бюджета.
Настоящий Agile требует высокой квалификации участников. Если ваша команда состоит из джунов, выстроить Agile почти невозможно. Почему? Потому что Agile требует самоконтроля, дисциплины и умения быстро адаптироваться к новым обстоятельствам. Это как в спорте: профессионал может выполнять сложные трюки без защиты, потому что знает, как минимизировать риск.
Еще одна аналогия, которая поможет понять, почему компетенции важны. В боксерском поединке и у профессионала, и у любителя всегда есть стратегия перед боем. Только вот после первого удара в челюсть любитель забудет всю стратегию и начнет туда-сюда махать руками, а профессионал в той же ситуации подкорректирует свою тактику во время полета кулака, признав, что его изначальная стратегия никуда не годится.
Насмотренность и опыт позволяют понять, что необходимо для успеха проекта, что второстепенно, а что категорически нельзя делать. Джунам, увы, это не подвластно.
Делать продукт (как и бизнес) — на самом деле, достаточно скучный процесс. Нужно каждый день делать огромное количество скучных вещей, которые тем не менее не просто важны, а «внезапно важны».
В чем веселье следить за бюджетом? Да ваще ерунда. В чем веселье планировать задачи на ближайшие две недели? В чем веселье сначала проектировать задачу, а потом только реализовывать? В чем кайф делать то, что нужно, когда у тебя нет настроения, и делать дело, когда нет результата? Почему мы делаем скучные задачи по рефакторингу, когда есть классная задача по внедрению ИИ?
Создать и запустить продукт — это в целом скучный процесс, который сопровождается короткими мгновениями куража и веселья. Именно поэтому дисциплина очень важна. С одной стороны, чтобы поддерживать качество продукта, а с другой — чтобы дойти до цели.
Если для работы вам нужны тридцатистраничные отчетности, тайм-трекеры с функцией захвата экрана, ежедневные полуторачасовые дэйлики, штрафы за недостижение KPI и прочая чепуха и инквизиторские пытки команды — команда может и достигнет каких-то результатов, но очень посредственных. А это точно не про Agile.
Гибкость требует доверия. Если вы абсолютно не доверяете своей команде, то дело либо в вашей системе отбора кандидатов (увольняйте HR), либо в выстроенной системе (увольняйте операционного директора), либо в вашей голове (сходите к психотерапевту).
Невозможно выстроить гибкую структуру, если обложить ее со всех сторон отчетами и избыточными системами контроля. Помните, что не только вы должны доверять команде, но и команда должна доверять вам.
Agile идеально подходит для небольших стартапов, где каждый участник видит цель и может мгновенно адаптироваться. Здесь всё работает просто: основатель обсуждает задачу с командой, через неделю появляется прототип, а еще через неделю — обратная связь от клиентов.
В корпорациях Agile часто превращается в пародию. Процессы громоздкие, цели размытые, команды разрозненные. Вместо гибкости появляются ритуалы ради ритуалов: бесконечные созвоны, стори-поинты и диаграммы сгорания задач. Это не Agile, а его имитация.
Agile — это не модный тренд, а инструмент, который работает только в правильных руках.
Agile — это дисциплина, ответственность и понимание конечной цели. Без этого гибкость превращается в хаос.
Agile умирает не потому, что он плох. А потому, что его неправильно понимают и используют: его убивают неопытные менеджеры с неопытными командами. Гибкость требует навыков, дисциплины и понимания конечной цели. Если это не про вашу команду, то никакие стендапы и диаграммы не спасут.
Хотите работать в Agile? Начните с честности: зачем вам это нужно? Готовы ли вы инвестировать время и деньги в обучение команды, адаптацию процессов и честную обратную связь? Если ответа нет, то, возможно, вам подойдет что-то другое. И это нормально.