3D-реконструкция древних городов: Теночтитлан/Мехико
- воскресенье, 9 ноября 2025 г. в 00:00:09

Сохранилось немало картин и карт из средневековья, но они часто стилизованы и лишены реализма. В результате современные люди слабо представляют то время. Лишь отдельные бытовые мелочи, такие как новгородские берестяные грамоты, дают возможность взглянуть на бытовую сторону жизни цивилизованных новгородцев 12−13 вв.
То же самое с визуальным обликом городов. Мы слабо представляем дома, площади, храмы, и вообще как жили люди, чем занимались и насколько отличались от нас.
Один из интересных проектов по реалистичной реконструкции древних городов — трёхмерная визуализация Теночтитлана. Так назывался Мехико до брутального пришествия европейцев.

Теночтитлан (1325 — 1521 гг.) — это город-государство ацтеков, который находился на месте современного Мехико. Основан примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, а в 1521 году был разрушен испанскими конкистадорами. Но можно сказать, что он не умер, а переродился. Озеро осушили, а на руинах Теночтитлана построили Мехико.

Во времена ацтеков это была имперская столица, которая правила более чем 5 млн человек и собирала с них дань. Население города 200 тысяч: земледельцы, ремесленники, торговцы, воины, жрецы и аристократы. Для того времени это была одна из крупнейших столиц мира, крупнее всех европейских.

Используя исторические и археологические источники, а также опыт многих специалистов, голландский технический художник Томас Коул (Thomas Kole) постарался правдиво оживить этот культовый город. Именно он создал великолепную 3D-визуализацию Теночтитлана, здесь представлены кадры из неё.

Сам автор говорит, что его интерес к истории города рос по мере того, как он изучал гугл-карты Мехико. Было очевидно, что это очень древний и могучий город. В то же время в школах Европы уделяют мало внимания цивилизации ацтеков и вообще доколумбовой эпохе и истории американских народов до прихода европейцев.
Школьников часто учат, что они были очень примитивными народами. Но на самом деле это была одна из самых развитых цивилизаций в мире, несмотря на практику человеческих жертвоприношений.


Мир выглядел совсем иначе 500 лет назад. Просматривая эти изображения, можно представить местных жителей, которые одеты в белый хлопок и работают на полях, готовят еду, торгуют и занимаются своими ремесленными делами (как самозанятые) в тени деревьев и навесов.

На компьютерных реконструкциях иногда даже видны эти люди:

Сложная система дамб, каналов, шлюзов и 16-километровая насыпь разработаны так, что город наполняется пресной водой с гор, а более солёная вода удерживается на восточной стороне озера. Водопровод с холмов Чапультепек обеспечивает жителей питьевой водой.
В работе Коула можно полюбоваться прохладными чинампами — плавучими грядками-островами, где горожане выращивали цветы и овощи. На отдельных кадрах видны пригородные поселения Тлакопан и Аскапоцалько около столицы.

Ацтеки отсчитывали время не в бесконечном масштабе, как мы, а циклическими периодами по 52 года, и по завершении каждого цикла жизнь и мир начинались заново. Для начала нового цикла проводилась церемония Нового огня — важнейший ритуал. Каждые 52 года жители Теночтитлана выбрасывали изображения богов и всю домашнюю утварь, а также гасили все огни в своих домах и храмах. Поскольку город погрузился в полную тьму, жрецы покидали Темпло Майор и отправлялись в Уишахтлан (Серро-де-ла-Эстрелья, или Холм Звезды), где на вершине совершали церемонию зажжения нового огня. Ритуал был окружён неопределённостью и страхом: считалось, что если новый огонь не зажжётся, то мир погибнет, а звёзды превратятся в чудовищ и поглотят человечество.
На пять дней люди гасили все костры, а затем ждали, постясь и оплакивая, размышляя о возможной гибели мира. «Мементо мори», как говорили римляне. Никто не избежит смерти.

К настоящему времени учёные тщательно изучили внешней вид Теночтитлана, а также его экономику, быт и культурную жизнь. Со Средних веков сохранилось несколько европейских карт города и рисунков:

Поэтому у реконструкторов есть определённый объём исторических материалов, на которые можно опираться. Ещё в 2004 году публике представили модель города:

Была также воссоздана векторная карта в формате SVG:

Полная 3D-реконструкция выполнена в опенсорсных инструментах Blender, Gimp (свободная альтернатива Photoshop) и Darktable (альтернатива Lightroom). Основная часть 3D-моделирования — в Blender. Вся работа заняла полтора года. Для Коула это был хобби-проект, которым он занимался в свободное время.

«Сложнее всего было собрать всю информацию, а затем пробовать разные варианты, — объясняет Томас. — Как создать город, когда ты о нём почти ничего не знаешь? Как начать собирать эту информацию? Это было действительно сложно и потребовало выбросить много документов, которые противоречили друг другу. Пришлось выступить пионером — отправляться в неизвестность, где никто раньше не был, но это также очень сложно, потому что требует много времени. Кроме того, я не говорю по-испански и не учёный, поэтому я действительно подошёл к проекту как посторонний человек». Это немного напоминает принцип чистого листа нью-йоркской школы журналистики: чем меньше ты знаешь о предмете до начала работы, тем объективнее и интереснее получится материал.


Blender стал краеугольным камнем всего проекта, причём именно последние версии и новые функции редактора оказались критически важными. Проект был бы невозможен без новой системы геометрических узлов Geometry Nodes. Там вместо размещения каждого дома по отдельности можно создавать системы на основе комнат, где у вас карта из десяти областей для рисования, и можно сказать: «Это городская зона, это сельскохозяйственная», и дома и поля будут автоматически размещены в соответствии с этим.

«Не могу представить, как бы мы завершили этот проект без такой системы. Это было критично», — говорит Томас.
Например, «размножение» деревьев по трёхмерной модели местности через инструмент Raycast в Blender занимает несколько минут:


Примерно такими же способами «клонируются» люди на реконструкции:

В редакторе можно реалистично искривить квадратную сетку...

...и наложить на неё объекты:

Об этом и других технических приёмах подробнее рассказывается в презентации Коула на Blender Conference 2024:
Кроме самого города, 3D-проект включает окружающее озеро и острова...

...вулканы Попокатепетль и Истаксиуатль...

...и дамбу Тлакопан длиной 3 км, которая соединяла Теночтитлан с берегом озера. Именно по ней отступали испанцы после поражения в первой битве за город. Подробнее об этом и других эпизодах войны с ацтеками можно почитать в воспоминаниях очевидцев из отряда Кортеса.


Общая территория проекта: 190×190 км.

Томасу Коулу во многом помог опыт работы в игровой индустрии, где генерация ландшафтов для реалистичного мира, в том числе математическими методами, — одна из стандартных задач.


Кроме ландшафта, была смоделирована атмосфера и освещение:


Это чисто игровая реалистичная графика, с известными техниками рейтрейсинга и проч.

Иллюстрации Коула быстро стали популярными. Археологи, фотографы и цифровые художники начали тщательно изучать 3D-реконструкцию ацтекского города. Все были поражены качеством и точностью изображений. И главное, что широкая публика тоже восприняла эти работы очень положительно, так что в конечном итоге о культурном наследии Мексики узнало больше людей, ведь это легендарное место для цивилизации ацтеков.
У Коула и цифровой студии YIPP есть ещё несколько интересных проектов, преимущественно сделанных в Blender.
Если подумать, в Google Earth и других картографических программах есть подробные 3D-карты современных городов с фотографиями и пр. А исторические реконструкции создают такой же уровень реализма и для древних мегаполисов.
Будем надеяться, что Теночтитлан — только первая ласточка, а новые функции Blender и других современных 3D-инструментов позволят создать реконструкции и других человеческих городов. И не только городов современного типа, но и прочих больших человеческих поселений, в том числе до изобретения сельского хозяйства.
См. также:
«Вы не захотели бы жить в античном городе» — реконструкция внешнего вида и условий жизни в Риме до нашей эры (дешёвые многоэтажные дома-муравейники с маленькими квартирами). Горожане жили в крайне стеснённых условиях: например, тёплый пол был только у богачей на первом этаже, а электричества — вообще ни у кого.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»