10 «золотых» советов авторам любых текстов
- суббота, 3 февраля 2024 г. в 00:00:18
Чем активнее мы курируем авторов, тем больше «налипает» опыта и своего, и чужого: кто-то приносит нам шедевры, кто-то — тексты, которые просто невозможно опубликовать. И вроде каждый случай особенный, но все проблемы и находки вполне себе поддаются систематизации. А значит, можно выделить лучшие практики, которые помогут всем сделать тексты лучше. Начнём с базовых моментов, которые, тем не менее, даже у опытных авторов соблюдаются далеко не всегда.
Короткие предложения приближены к разговорной речи. Таким образом, читатель понимает и легко воспринимает текст. Даже если информации много и она сложная, делите её на части. Кстати, короткие предложения лучше «цепляют» внимание, когда читатель смотрит текст по диагонали (как это нередко бывает на Хабре).
Сравните:
Исходя из того, что Python является доступным и понятным языком программирования, по которому можно найти огромное количество обучающей литературы, на котором есть тысячи репозиториев, который можно встретить на классных бесплатных курсах и который имеет массу полезных библиотек, можно смело рекомендовать его как первый язык для изучения программирования. |
Python отлично подходит как первый язык программирования. Во-первых, это огромное количество готовых библиотек и кода для изучения. Во-вторых, масса учебной литературы, статей, туториалов. В-третьих, есть приличные бесплатные курсы по Python. Наконец, он просто доступный и понятный. |
Почему-то и на Хабре, и в других онлайн-изданиях авторы экономят онлайн-пространство и пишут тексты одной простынёй. Особенно круто это выглядит с формулами и инлайн-кодом — настолько круто, что хочется закрыть текст и не продираться сквозь эти дебри.
Когда вы делите текст на смысловые абзацы через перевод строки, статья выглядит проще: кажется, что на чтение нужно не так уж много времени. Читатель спокойно проходит по «ступенькам» текста и усваивает гораздо больше информации. К тому же, меньше шансов потерять фокус чтения при скролле текста.
Мы бесчисленное количество раз говорили про заголовки на семинарах, в мануалах и даже в справке. Но нет, каждый день десятки текстов выходят с крайностями: либо номинативный заголовок («С++: всё, что нужно знать новичкам»), либо жёлтизна и кликбейт («Не учите С++ в 2024»). Оба варианта крайне плохи. Мимо первого читатель пройдёт и выберет чтиво поинтереснее, а второй не вызовет ничего, кроме раздражения и желания поставить минус за преднамеренный обман.
Хороший заголовок — это композиция, которая задаёт тему, намекает на содержание и сохраняет интригу. Иногда над заголовком для хорошего текста приходится думать не 10-20 минут, а даже целый день — в фоновом режиме (кстати, именно «в фоне» рождаются лучшие версии).
Заголовок должен быть ёмким, не перегруженным, цепляющим (желательно ассоциативным или метафоричным), отражающим суть (либо интригующим на 100%), интересным. Заголовок не должен вводить в заблуждение, запугивать, содержать бесцельную игру слов, не иметь ничего общего с материалом.
Смысловой заголовок | Плохо | Хорошо |
«С++: всё, что нужно знать новичкам» | «Не учите С++ в 2024» | «С++: уровень программирования для сильных духом» «С++: да изучит сильнейший» |
«Все забывают про бэкапы» | «Никто не делает бэкапы» «Бэкапы мертвы» | «Где бэкап, чуваки?» «#@&!, где бэкап?» |
«Думай, как пользователь, иначе — провал» | «Делай для дурака» «Ваш интерфейс — лажа» | «Чёрт ногу не сломит: законы хорошего интерфейса» «Волшебный клубок: как помочь пользователю не заблудиться» |
Каждый из нас говорит со своей интонацией, оборотами, фирменными словечками, юмором. Точно так же особенно каждый пишет (например, посмотрите, как отличаются тексты автора и редактора в нашем канале Технотекст), и это здорово. Не бойтесь использовать свой стиль и «голос автора» во время письма. Напротив, стиль, форматы, подача сделают вас узнаваемым автором, сформируют ядро читателей и даже поклонников. Не поверите, но вас будут ждать.
Вот примеры статей авторов со своим стилем и голосом:
Забота о поисковой выдаче сразу заметна: текст насыщается правильно расставленными ключевиками, появляется какая-то роботность, излишняя продуманность. Читаешь такой текст — и внутри скребёт подлое ощущение, что автор говорит не с тобой, что у него какая-то другая цель. Да, старания сеошников понятны, но всё же вы пишете для читателей. А хороший, полезный текст читатель всегда найдёт.
К тому же, «напихивать» оптимизацию в тексты — дело неблагодарное: вместе со сменой поискового алгоритма придут новые правила и паттерны индексирования, которым ваши ключевики покажутся заспамленностью, а сам текст — для машин писаным. И пойди докажи поисковой выдаче, что ты имел в виду совершенно другое и текст честно-честно писал не ChatGPT.
Инвестиции в российские ценные бумаги остаются интересным инструментом для частного инвестора, поскольку выполняют все функции: формирование портфеля, диверсификацию рисков, формирование стратегий доходности. Все, кто готов на инвестиции в российские ценные бумаги, могут заработать деньги не выходя из дома, получая пассивный доход. //начало текста об инвестициях с SEO |
Кажется, что российские ценные бумаги растеряли доверие вместе со стоимостью в начале 2022 года. Однако, если посмотреть котировки и динамику на Московской бирже, можно увидеть, что есть задел для формирования как рисковых, так и стабильных портфелей. При этом в долгосрочной перспективе такие инвестиции как раз часть пассивного дохода, о котором мы все немного мечтаем. //начало того же текста без SEO, смыслы более вовлекающие |
Все мы знаем, как тренируются спортсмены: подходы, регулярность, нагрузка, результат. Чуть меньше знают, как тренируются хирурги, ещё меньше — как тренируются другие врачи, ещё меньше знают о других профессиях. Между тем, формирование навыков и развитие везде работает по одному принципу: практика, подходы, любознательность, закрепление. Авторские «мышцы» тоже можно натренировать.
Читайте разные форматы: книги, журналы, онлайн-статьи на разные темы. Обращайте внимание на подачу, вёрстку, стиль авторов, выделяйте то, что вам нравится. Например, для меня многолетним маяком и ориентиром является журнал «Наука и жизнь», а из последних неоднозначных и любопытных вдохновителей — новый (уже не новый) формат РБК и особенно «Правила жизни». И тем круче соединять классический научпоп и поиск ироничных, новых форматов.
Не ограничивайтесь тем, что знаете и чем интересуетесь — попробуйте погрузиться в совершенно неожиданную тему.
Проводите мозговые штурмы с самим собой: накидывайте идеи, а затем применяйте критическое мышление и выбирайте лучшие варианты.
Тренируйте насмотренность: научите себя замечать интересные изображения, фразы, сюжеты из жизни. Записывайте наблюдения в заметки или в бумажный блокнот. Поверьте, они сослужат вам добрую службу.
Даже если вы знаете тему блестяще, задайте себе вопросы, чтобы определиться с оптимальной подачей. Эти же вопросы помогут разобраться с темой, если она вам незнакома.
Что я уже знаю по этой теме?
Зачем я взялся именно за эту тему?
Чего я не знаю по этой теме?
Что предстоит уточнить и узнать?
Почему тема интересна читателям?
Что читатели получат от темы в моём исполнении?
На первый взгляд может показаться, что такие вопросы способны вызвать синдром самозванца и похоронить идею авторства в принципе. Но нет — скорее, это пункты будущего плана (кстати да, вопросный план тоже существует). Честно себе ответьте и действуйте.
Конкурсов текстов много, но вписаться в некоторые из них ровным счётом невозможно из-за требований: то нужно быть издаваемым, то писать в стиле офисного детектива и прочее. Но, к счатью, и компании, и сами издатели периодически проводят гласные и негласные конкурсы статей (например, отбирая авторов себе в пул или ради мотивации). Так, Хабр проводит конкурс «Технотекст», который призван не только выявить лучших авторов, но помогает мотивировать и обучить тех, кто только приходит в техноавторство.
Это не школьные экзамены и не диплом, поэтому участвуйте, запрашивайте рецензии, обращайте внимание на конкурентов, обучайтесь и становитесь лучше.
Работая с текстами почти 10 лет, я вижу редакторов и авторов, которые спят с книгами Д. Шугермана, Д. Огилви, М. Ильяхова, Н. Галь. Не раз приходилось видеть совершенную дикость, когда автор добавлял к статье баллы по Ильяхову, а хороших авторов заворачивали только потому, что их тексты не соответствуют инфостилю. Уместность? Нет, не слышали.
Перечитайте пункт 4 этой статьи: ориентируйтесь на свой стиль и оттачивайте его. Читать перечисленных авторов — обязательно, брать у них лучшие идеи — тоже. Слепо поклоняться и сверяться не стоит. Это может привести к обеднению, истощению ваших текстов, потере авторского лица. Надеюсь, редакторы тоже читают этот пункт.
Если вам кажется, что вы опровергли теорию относительности, вам кажется; если вы считаете евгенику доказательной медициной, вы ошибаетесь; если вы уверены, что на Хабре никто никогда не писал про фронтенд-фреймворки, перечитайте Хабр. Точно так же, как если вы написали крутую статью, не нужно её держать в столе или в Google Docs — явите её миру. Главное, умейте понимать, насколько ценны ваши тексты — а если есть сомнения, пишите в личку мне @Exosphere , Кате @Markaty или на почту neo@habr.team
И это... будьте осторожнее с генеративными нейросетями. Вы даже не представляете, насколько дёшево и бездарно выглядят для читателей написанные с их помощью тексты. Уважайте себя, свои человеческие способности, свой человеческий мозг — эта штука в черепной коробке реально способна на многое.
🪶 P.S. Почти все поступившие на сегодня заявки на «Технотекст» приняты, скоро у всех появятся бейджи. И у вас ещё много времени, чтобы подать свою статью или даже специально написать конкурсную.